На правах рукописи
ЩЕТИНИНА Светлана Юрьевна
ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СЕВЕРНЫХ СЕЛЬСКИХ
РАЙОНОВ
13.00.04 -
теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Хабаровск
2000
Работа выполнена в Дальневосточной государственной академии
физической культуры
Научные руководители:
доктор педагогических наук, профессор В.П. Каргаполов,
кандидат психологических наук, доцент Т.В. Хромита
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, доцент В.А.Нестеров
кандидат педагогических наук, доцент В.В. Федоров
Ведущая организация:
Биробиджанский государственный педагогический университет
Защита диссертации состоится «23» декабря 2000 г. в 12 часов на заседагши
диссертационного совета К 046.14.01 в Дальневосточной государственной
академии физической культуры по адресу: 680028, Хабаровск, Амурский
бульвар, 1. <...> .
Немаловажной причиной этого является то, что нынешняя система физического
воспитания в общеобразовательных школах еще" не стала одним из факторов
улучшения здоровья и физического развития подрастающего поколения (В. К.
Бальсевич, В. А. Запорожанов, 1987; В. П. Каргаполов и др., 1990; Г. К. Зайцев,
1991; Лях В.И., 1993; Г. П. Шиянов, 1998 и др.) <...> . Многие школьники не имеют
сформированных навыков здоровой жизнедеятельности, вследствие чего у них
отсутствуют мотивация и потребности в здоровом образе жизни (А. П. Виноградов,
1990; С. В. Барбашов, 1998; А. Д. Викулов, 1998; Ю. Е. Клевцова, 1999 и др.) <...> ). Наименее разработанной до
настоящего времени остается вариативная часть учебных программ для северных
сельских районов. <...> В, этой связи назрела необходимость разработки содержания вариативной части
комплексной программы физического воспитания младших школьников северных
сельских районов с учетом их потребностно-мотивационной сферы. <...> Предмет исследования - содержание <...>
Оптимизация_процесса_физического_воспитания_младших_школьников_северных_сельских_районов..pdf
На правах рукописи
ЩЕТИНИНА Светлана Юрьевна
ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СЕВЕРНЫХ СЕЛЬСКИХ
РАЙОНОВ
13.00.04 - теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Хабаровск
2000
Стр.1
Работа выполнена в Дальневосточной государственной академии
физической культуры
Научные руководители:
доктор педагогических наук, профессор В.П. Каргаполов,
кандидат психологических наук, доцент Т.В. Хромита
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, доцент В.А.Нестеров
кандидат педагогических наук, доцент В.В. Федоров
Ведущая организация:
Биробиджанский государственный педагогический университет
Защита диссертации состоится «23» декабря 2000 г. в 12 часов на заседагши
диссертационного совета К 046.14.01 в Дальневосточной государственной
академии физической культуры по адресу: 680028, Хабаровск, Амурский
бульвар, 1.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ДВГАФК.
Автореферат разослан «23» ноября 2000 г.
Ученый секретарь диссертационного совета,
кандидат педагогических наук, профессор
В.Г.Тютюков
Стр.2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
)
Актуальность. Ухудшение состояния здоровья детей вследствие создавшейся
социально-экономической и экологической ситуации особенно выражено в
северных районах (Н. С. Мотовкина, 1987; В. В. Пономарев, 1993; Н. И. Пронин,
1997; Е. И. Ульянова, А. А. Шерсткж, 1997; О. И. Янушанец, 1997 и др.).
Немаловажной причиной этого является то, что нынешняя система физического
воспитания в общеобразовательных школах еще" не стала одним из факторов
улучшения здоровья и физического развития подрастающего поколения (В. К.
Бальсевич, В. А. Запорожанов, 1987; В. П. Каргаполов и др., 1990; Г. К. Зайцев,
1991; Лях В.И., 1993; Г. П. Шиянов, 1998 и др.). Причину этого многие авторы
видят в существующей системе школьного образования, где доминирует
авторитарный подход, не всегда учитываются основополагающие принципы
физического воспитания учащихся (В. А. Зобков, 1998; Л. Г. Татарникова, 1995; Ю.
А. Янсон, 1996; Н. А. Баженова, 1997; В. С. Быков, 1998; В. В. Колбанов, 1998 и др.).
Сложившаяся система физического воспитания не способствует формированию
потребности в регулярных занятиях физической культурой (С. В. Артёмов, В. В.
Становое, 1994; С. В. Попов, 1997 и др.). Многие школьники не имеют
сформированных навыков здоровой жизнедеятельности, вследствие чего у них
отсутствуют мотивация и потребности в здоровом образе жизни (А. П. Виноградов,
1990; С. В. Барбашов, 1998; А. Д. Викулов, 1998; Ю. Е. Клевцова, 1999 и др.).
Поэтому, в настоящее время является актуальной задача реформирования системы
физического воспитания с учётом индивидуальных потребностей учащихся (В. И.
Лях, Г.Б. Мейксон, Л.Б. Кофман, 1996; А.П. Матвеев, 1997; Г.К. Зайцев, 1998 и др.).
Исследования Г. И. Мызана, (1996); Т. И. Борейша, (1997); Е. Г. Кирилловой,
(1997); Л. А. Субботкиной, (1998); В. А. Нестерова, (1999) и др. показывают, что
учет индивидуальных потребностей и интересов детей, региональных особенностей
среды обитания при составлении учебных программ во многом обеспечивает
успешность физкультурных мероприятий в системе физического воспитания
учащихся общеобразовательной \|щколы. ,Х)собую«. ^астуальность приобретают
| «£si-'?DJIЩ'К* « K$Vr4 |
вопросы регионализации физического^ врс^итания в| сложных климато
Стр.3