#W
БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
ШИК СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ
САМОПОНИМАНИЯ У СТАРШИХ
ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Улан-Удэ - 2002
2
Работа выполнена на кафедре педагогики детства
Красноярского государственного педагогического университета
Научный руководитель:
доктор педагогических наук, профессор
Фуряева Татьяна Васильевна
Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор
Миронова Татьяна Львовна
кандидат педагогических наук, доцент
Булыгин Игорь Львович
Ведущая организация:
Сибирский
государственный
технологический университет
Защита состоится «10» октября 2002 года в L5 часов на заседании
диссертационного совета Д - 212.022.02 по защите диссертаций на соискание
ученой степени кандидата педагогических наук при Бурятском государственном
университете по адресу: 670000, г. Улан-Удэ, ул. <...> С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Бурятского
государственного университета по адресу: 670000, г. Улан-Удэ,
ул. <...> Рез
кая стратификация общества, многообразие нравственно-этических ориен
тации, плюрализм норм, противоречивость информационного пространства
в условиях значительного снижения уровня жизни большинства населения
приводят к смене образа жизни и поведения, усилению противоречий между
поколениями. <...> В современных концепциях воспитания и обучения, развиваемых в
русле личностно-ориентированного, социокультурного, системно-средового
(синергетического), возрастного и других подходов, налицо обращение к
смыслам, ценностям, бытийному контексту всех участников педагогическо
го процесса (Е.В. Бондаревская, В.А. Караковский, И.А. Колесникова, Н.Б.
Крылова, Г.Г. Прозументова, Н.Л. Селиванова, В.В. Сериков, И.Д. Фрумин, <...> Внутренний
мир подростка, смысловое наполнение его жизни, готовность <...>
Педагогическое_обеспечение_развития_самопонимания_у_старших_подростков_в_современной_школе..pdf
#W
БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
ШИК СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ
САМОПОНИМАНИЯ У СТАРШИХ
ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Улан-Удэ - 2002
Стр.1
2
Работа выполнена на кафедре педагогики детства
Красноярского государственного педагогического университета
Научный руководитель:
доктор педагогических наук, профессор
Фуряева Татьяна Васильевна
Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор
Миронова Татьяна Львовна
кандидат педагогических наук, доцент
Булыгин Игорь Львович
Ведущая организация:
Сибирский
государственный
технологический университет
Защита состоится «10» октября 2002 года в L5 часов на заседании
диссертационного совета Д - 212.022.02 по защите диссертаций на соискание
ученой степени кандидата педагогических наук при Бурятском государственном
университете по адресу: 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина 24/а.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Бурятского
государственного университета по адресу: 670000, г. Улан-Удэ,
ул. Смолина 24/а.
Автореферат разослан «.т.» сентября 2002 года.
Т000004787
ЦОБ по ФКиС
РГАсЬК
Ученый секретарь диссертационного совета,
кандидат педагогических наук, доцент w
И.Г.Моргунова
Стр.2
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Социальная ситуация жизни и развития
современных школьников в нашей стране характеризуется глобальными
изменениями в сферах экономики, политики, социального устройства. Резкая
стратификация общества, многообразие нравственно-этических ориентации,
плюрализм норм, противоречивость информационного пространства
в условиях значительного снижения уровня жизни большинства населения
приводят к смене образа жизни и поведения, усилению противоречий между
поколениями.
В этой связи особое место принадлежит школе, которая в соответствии
с концепцией модернизации российского образования на период до
2010 года должна стать фактором гуманизации социальных отношений,
формирования новых жизненных установок, способностей понимать себя и
других.
Современное образование с трудом преодолевает многочисленные
I
«разрывы» между смыслами жизни взрослых и детей, между идеями гуманизации,
гуманитаризации и реальной практикой обучения и воспитания.
Воспитание в современной школе - это не однонаправленная передача опыта
и оценочных суждений от взрослым к детям, а ценностно-смысловое,
партнёрское взаимодействие и сотрудничество в сфере совместного бытия -
школьной жизни. Воспитание направлено на выработку у подрастающего
поколения умений решать жизненные проблемы, делать свой жизненный
выбор нравственным путём, что требует «обращения вовнутрь себя», рефлексивного
отношения к собственной жизни, то есть самопонимания.
В современных концепциях воспитания и обучения, развиваемых в
русле личностно-ориентированного, социокультурного, системно-средового
(синергетического), возрастного и других подходов, налицо обращение к
смыслам, ценностям, бытийному контексту всех участников педагогического
процесса (Е.В. Бондаревская, В.А. Караковский, И.А. Колесникова, Н.Б.
Крылова, Г.Г. Прозументова, Н.Л. Селиванова, В.В. Сериков, И.Д. Фрумин,
Н.Е. Щуркова и другие). В целом, в педагогической науке создаются предпосылки
для реализации субъект - субъектных отношений учитель - ученик
в практической деятельности. Но вместе с тем слабой остаётся практическая
разработанность педагогического-обеспечения развития процесса самосоз
Стр.3