На правах рукописи
Ч 1
ЧОПОРОВА ЕКАТЕРИНА ВАЛЕРЬЕВНА
КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной
и адаптивной физической культуры
АВТОРЕФЕРАТ
на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва - 2003
2
Работа выполнена на кафедре теории физической культуры и спорта
Волгоградской государственной академии физической культуры. <...> Проблема повышения уровня здоровья и физической работоспособности
может быть решена путем целенаправленного воздействия на организм школь
ников, как на уроках физической культуры, так и во внеурочное время не толь
ко традиционными средствами физического воспитания, но и специальными
вспомогательными оздоровительными средствами (О.П. Саутина, Т.А. Воробь
ева, 2000). <...> Однако в них не указывается возможность применения
оздоровительных средств физического воспитания во внеурочное время, тогда
как большая роль в приобщении учащихся к ежедневным занятиям физически
ми упражнениями принадлежит внеклассной физкультурно-оздоровительной и
спортивно-массовой работе (Н.У. Сагалаков, 2000), которая способствует не
только физическому совершенствованию, но и формированию у школьников
навыков и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями. <...> Кроме того, в качестве нетрадиционных средств физического воспитания они
использовали дыхательные упражнения, точечный массаж биологически актив
ных точек, аутотренинг и др., и не рассматривают в качестве такового гигиени
ческий классический и аппаратный массаж. <...> Именно поэтому в специальных исследованиях необходимо выявить воз
можность применения классического и аппаратного массажа как нетрадицион
ного оздоровительного средства физического воспитания, а также разработать
методику, раскрывающую возможность применения традиционных средств <...>
Комплексная_методика_физического_воспитания_учащихся_среднего_школьного_возраста_подготовительной_медицинской_группы..pdf
На правах рукописи
Ч 1
ЧОПОРОВА ЕКАТЕРИНА ВАЛЕРЬЕВНА
КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной
и адаптивной физической культуры
АВТОРЕФЕРАТ
на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва - 2003
Стр.1
2
Работа выполнена на кафедре теории физической культуры и спорта
Волгоградской государственной академии физической культуры.
Научный руководитель:
доктор педагогических наук, профессор Кудинов Анатолий Александрович
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор Менхин Юрий Владимирович
доктор педагогических наук, профессор Матвеев Анатолий Петрович
Ведущая организация - Московский государственный областной университет
Защита диссертации состоится « /с » с г /с O-f/ui,
2003 г.
ъ/АСС часов на заседании диссертационного совета К. 311.003.01 при
Российском государственном университете физической культуры, спорта и
туризма по адресу: 105122, Москва, Сиреневый бульвар, 4.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного
университета физической культуры, спорта и туризма.
Автореферат разослан «
»
2003 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
^"г
^
/
/У
Чеботарева И.В.
Стр.2
3
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность. Состояние здоровья детей и подростков, которое определяет
основные тенденции здоровья населения страны, является важнейшим показателем
достижений общества в социально-экономическом, культурном и научном
отношениях.
Всемирная организация здравоохранения вынуждена констатировать, что
современное поколение людей по ряду важнейших показателей здоровья уступает
предшествующим поколениям.
Динамика ухудшения здоровья детей наметилась давно (СБ. Тихвинский,
И.М. Воронцов, 1991; Е.П. Усанова, 1997). Хронический дефицит двигательной
активности, повышенные психические и эмоциональные нагрузки, неблагоприятная
экологическая обстановка - это лишь часть тех известных факторов, которые
оказывают негативное воздействие на здоровье ребенка.
При этом современные организационные формы физического воспитания,
предусмотренные школьной программой, составляют в среднем только
32% от общей суточной потребности ребенка в движении (Н.Т. Лебедева, 1979),
а средний прирост показателей физической подготовленности, достигнутый за
год обучения (при двух уроках физической культуры в неделю), составляет
3,0% у мальчиков и 2,2% - у девочек (Ю.Н. Вавилов, 1990).
В связи с этим проблема сохранения и укрепления здоровья достаточно
актуальна и требует значительных усилий не только со стороны медицинских
работников, но и прежде всего педагогов, т.к. установка на здоровье и здоровый
образ жизни не появляется у ребенка сама по себе, а формируется в результате
определенного педагогического воздействия (О.Л. Трещева, 1999).
Проведенный анализ учебных программ по физическому воспитанию,
разработанных В.И. Ляхом, Г.Б. Мейксоном (1993); Е.Н. Литвиновым, М.Я.
Виленским, Б.И. Туркуновым (1996); А.С. Гречко, Г.Я. Соколовым (1998); А.П.
Матвеевым (2002) показал, что все они одной из^воих задач определяют укрепление
здоровья учащихся. В содержание данных.*программ включены средства
для развития физических качеств информирования двигательных умении и на
Стр.3