На правах рукописи
Цыбикова Туяна Сандаликовна
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
Ш К О Л Е В УСЛОВИЯХ 1ШФОРМАТИЗАЦИИ
ОБЩЕСТВА
Специальность 13.00.01 — общая педагогика,
история педагогики и образования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Улан-Удэ
2001
Работа выполнена в Бурятском государственном университете
Научные руководители: доктор педагогических наук, член-корреспондент
РАО, профессор С В . Калмыков <...> кандидат технических наук,
доцент В.М. Сандаков
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,
профессор М.Н. Очиров
кандидат педагогических наук,
доцент Т.М. Мамунова
Ведущая организация: Иркутский институт повышения квалификации
работников образования
Защита состоится 26 октября 2001 года в 11 часов на заседании
диссертационного совета Д 212.022.02 при Бурятском государственном
университете по адресу: 670000, г. Улан-Удэ, ул. <...> С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке БГУ. <...> Развитие научно-технического
прогресса обуславливает необходимость внедрения новых информа
ционных технологий (НИТ) в различные сферы человеческой дея
тельности. <...> Данный процесс неразрывно связан с образованием, так
как именно оно обеспечивает воспроизводство квалифицированных
кадров для всех отраслей хозяйства, закладывает социальные, пси
хологические, общекультурные предпосылки развития общества. <...> Информатизация общества выдвигает задачу, связанную с формиро
ванием информационной культуры личности, которая должна закла
дываться в школе. <...> Одним из возможных путей решения данной про
блемы является широкое внедрение в практику общеобразовательной
школы современных информационных технологий, в том числе и
компьютерных. <...> Психолого-педагогические аспекты проблемы информатизации
образования и обучения раскрыты в трудах С.А. Бешенкова, <...> Ими были разработаны педагогические и организационные вопросы
применения НИТ в процессе <...>
Педагогические_основы_использования_метода_проектов_в_общеобразовательной_школе_в_условиях_информатизации_общества..pdf
На правах рукописи
Цыбикова Туяна Сандаликовна
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ 1ШФОРМАТИЗАЦИИ
ОБЩЕСТВА
Специальность 13.00.01 — общая педагогика,
история педагогики и образования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Улан-Удэ
2001
Стр.1
Работа выполнена в Бурятском государственном университете
Научные руководители: доктор педагогических наук, член-корреспондент
РАО, профессор СВ. Калмыков
кандидат технических наук,
доцент В.М. Сандаков
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,
профессор М.Н. Очиров
кандидат педагогических наук,
доцент Т.М. Мамунова
Ведущая организация: Иркутский институт повышения квалификации
работников образования
Защита состоится 26 октября 2001 года в 11 часов на заседании
диссертационного совета Д 212.022.02 при Бурятском государственном
университете по адресу: 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке БГУ.
Автореферат разослан 26 сентября 2001г.
, ,
„
Ученый секретарь диссертационного совета
кандидат педагогических наук, доцент /f/./J^fj/"^v'v7
i • **•
-
IIIII III I I III 111 111 III ill 111 IE III 111
T00000470 1
ЦОБ по ФКиС
РГАФК
;/ /"
•/??£/
И.Г. Моргунова
Стр.2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Развитие научно-технического
прогресса обуславливает необходимость внедрения новых информационных
технологий (НИТ) в различные сферы человеческой деятельности.
Данный процесс неразрывно связан с образованием, так
как именно оно обеспечивает воспроизводство квалифицированных
кадров для всех отраслей хозяйства, закладывает социальные, психологические,
общекультурные предпосылки развития общества.
Информатизация общества выдвигает задачу, связанную с формированием
информационной культуры личности, которая должна закладываться
в школе. Результатом решения этой задачи становится
адаптация и востребованность человека в современном информационном
обществе. Одним из возможных путей решения данной проблемы
является широкое внедрение в практику общеобразовательной
школы современных информационных технологий, в том числе и
компьютерных.
Психолого-педагогические аспекты проблемы информатизации
образования и обучения раскрыты в трудах С.А. Бешенкова,
А.Я. Ваграменко, Б.С. Гершунского, С.Г. Григорьева, А.П. Ершова,
Л.А. Кузнецова, А.Г. Кушниренко, А.П. Лапчика, Е.И. Машбиц,
В.Л. Матросова, В.М. Монахова, И.В. Роберта, А.Ю. Уварова, и др.
Ими были разработаны педагогические и организационные вопросы
применения НИТ в процессе изучения информатики, ориентированные
в основном на усвоение языков программирования, арифметических
и логических принципов работы компьютера. При этом основной
акцент делается на традиционные методы обучения, а в содержательном
плане недостаточно раскрыты вопросы, связанные с формированием
пользовательских навыков применения информационных
технологий в учебной и практической деятельности.
Массовое внедрение компьютеров и НИТ в учебный процесс,
постоянно возрастающие информационные потоки обуславливают
потребность в разработке таких методов и технологий, которые бы
способствовали самостоятельному, активному усвоению знаний (информации)
учащимися и оперированию ими, ориентации в информационном
поле общества; Это открывает широкие возможности использования
оригинальных методов, в том числе и метода проектов
в образовательной деятельности учащихся. Метод проектов представляет
собой такую организацию совместной деятельности участ3
Стр.3