//?ю
На правах рукописи
Харенко Сергей Александрович
ВЗАИМОЗАВИСИМОЕ РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ И
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА
В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ
БИОТЕХНИЧЕСКОГО
КОМПЛЕКСА «МОТИВ»
01.02.08 - Биомеханика
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной и
адаптивной физической культуры
АВТОРЕФЕРА Т
диссертации на соискание ученой степени кандидата
педагогических наук
Нальчик 2001
Стр.1
Работа выполнена в Кабардино-Балкарском государственном университете
им. Х.М. Бербекова
Научные руководители:
доктор педагогических наук,
профессор, заслуженный изобретатель
России Ю.Т. Черкесов
кандидат технических наук, доцент
В.В. Афанасенко
Официальные оппоненты:
доктор биологических наук, профессор
Г.П. Иванова
кандидат педагогических наук, доцент
В.П. Лукьяненко
Ведущая организация:
Ростовский государственный
педагогический университет
ЗО
Защита состоится « <Ь\ »
0з>
2002 г. в S
часов
на заседании диссертационного совета К.212.076.01 в Кабардино-Балкарском
государственном университете (360004, г. Нальчик, ул. Чернышевского,
173)
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Кабардино-Балкарского
государственного университета
Автореферат разослан « г~Э »
ОМ
T00000475 O
цОБ по ФКиС
РГ A(bK
Ученый секретарь диссертационного
совета, кандидат педагогических
наук, доцент
?* *•* *
0Л
А.А. Кожемов
2002 г.
Стр.2
. Актуальность. Вопросы гармоничного развития всегда волновали человечество,
люди всегда. мечтали об увеличении своей силы, выносливости,
своем умственном совершенстве. Подтверждение этому мы встречаем в
сказках, былинах, высказываниях ученых, философов. «Жалкое заблуждение
— воображать, что телесные упражнения вредят умственным занятиям!
Как будто эти два дела не должны идти рядом, как будто одним не должно
направляться другое!» [ Ж-Ж. Руссо].
ровья, физического, интеллектуального и духовного развития подрастающего
поколения. Неблагоприятная
экономические, бытовые условия и стресс-напряжение в совокупности угрожают
здоровью нации.
г
-.
та образа жизни почти 80% школьников.
Однако, как отмечают В.И. Столяров [1988, 1998], В.П. Лукьяненко
С\ Р ^
^ ч
jNV
•yV
\
[1977, 2001], В.Н. Курысь и др .[1998], современные модели воспитаниями
обучения не обеспечивают целостного, интегративного гуманистического
воздействия на личность с целью ее гармоничного развития. Физическое
воспитание замкнуто лишь на развитии двигательных умений и навыков,
предметы общеобразовательного цикла - на решении своих специализированных
проблем, не сопрягаясь в достаточной степени между собой при воздействии
на психоэмоциональную, духовную и интеллектуальную сферы, а
тем более, не обеспечивая контроля за оптимальной ответной реакцией организма.
.'"
v •'
Основоположник физического воспитания и образования в нашей
стране П.Ф. Лесгафт сделал вывод, что между умственным и физическим
развитием человека существует теснейшая связь. "Только при гармоничном
развитии всех органов организм человека в состоянии совершенствоваться
и производить наибольшую работу при наименьшей трате материала и силы".
Развитие ума требует соответствующего физического развития. Это
длительный процесс, связанный со все возрастающими нагрузками с учетом
возраста, пола и индивидуальных особенностей занимающихся [1951].
Результаты ряда исследований показали, что различные психические
функции заметно зависят от определенных физических свойств и качеств,
таких, как быстрота, сила, выносливость; более высокому.уровню психомо-торного
развития соответствует и более высокий уровень интеллектуального
развития. Исследованиями [Г.А. Кураева, М.И. Леонидова, Г.И. Морозова,
Л.Н. Иваницкой, 2001] выявлено, что дети с неразвитой тонкой моторикой
кисти имеют достоверно худшие характеристики памяти, а также речи и других
психических функций.
Обобщением сказанному могут быть слова И.М. Сеченова: "Все бесконечное
разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится
*
окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению" [1935].
В каком же развивающем пространстве должен жить, воспитываться и
совершенствоваться человек? Каким образом с первых шагов поддерживать
и развивать в детях интерес к умственным и физическим занятиям, с тем,
чтобы интерес к знанию вообще постепенно перешел в увлечение, привычС
каждым годом все актуальнее становится проблема укрепления здоэкологическая
обстановка, социально-
•• .
. Гиподинамия (недостаток двигательной активности) - характерная чер
Стр.3