Н№
На npsmax рукописи
УСКОВ Владимир Андреевич
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
ПРОГРАММИРОВАННОЙ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТ
СМЕНОВ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА
13.00.04 -теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздо
ровительной и адаптивной физической культуры
А В Т О Р Е Ф Е Р А Т
диссертация на соискание ученой степени доктора
педагогических наук
Москва - 2004
2
Работа выполнена на кафедре спортивных игр Московского городского педагогиче
ского университета
Научный консультант:
доктор педагогических наук,
профессор Топышев Олег Павлович. <...> М.Е. Кутепов
3
Общая характеристика работы
Актуальность
педагогической
технологии
программированной
тактико-
технической подготовки квалифицированных спортсменов в игровых видах спорта
объясняется тем, что несмотря на наличие исследований технической, тактической,
физической подготовки спортсменов (Ю. Д. Железняк, 1979; Ю. М. Портнов, 1989; С.
Ю. Тюленьков, 1996; В. М. Шулятьев, 1997), интерес специалистов к подготовке
спортсменов не только не ослабевает, а наоборот возрастает. <...> Гальперин, 1957, 1966), концепцию программированного обучения
(Н.Ф.Талызина, 1968, 1969; С.В.Малиновский, 1976, 1986) и собственные исследова
ния установлено, что современная методология обучения имеет ряд пробелов:
- недостаточно разработаны технические средства для измерения показателей
технико-тактической подготовленности спортсменов в игровых видах спорта;
- не в полной мере исследованы особенности психических характеристик дейст
вия (действия восприятия элементов содержания задач, мышления, антиципации) в
процессе выполнения игрового действия;
- в недостаточной мере изучены вопросы моделирования содержания игровых
задач и пространственно-временных условий выполнения игровых действий;
- в недостаточной степени используются алгоритмы обучения игровым действи
ям;
БИБЛИОТЕКА
РГУФК
4
- недостаточно изучены вопросы алгоритмизации обучения спортсменов в игро
вых видах спорта <...>
Педагогическая_технология_программированной_тактико-технической_подготовки_спортсменов_в_игровых_видах_спорта..pdf
Н№
На npsmax рукописи
УСКОВ Владимир Андреевич
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
ПРОГРАММИРОВАННОЙ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ
В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА
13.00.04 -теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной
и адаптивной физической культуры
АВТОРЕФЕРА Т
диссертация на соискание ученой степени доктора
педагогических наук
Москва - 2004
Стр.1
2
Работа выполнена на кафедре спортивных игр Московского городского педагогического
университета
Научный консультант:
доктор педагогических наук,
профессор Топышев Олег Павлович.
Официальные оппоненты:
Доктор педагогических наук, профессор Железняк Юрий Дмитриевич;
Доктор педагогических наук, профессор Малиновский Станислав
Владимирович;
Член-корреспордент Российской академии образования,
доктор педагогических наук, профессор Неверкович Сергей Дмитриевич.
Ведущая организация:
Московская государственная академия физической^сультуры
Т000004877
ЦОБ по ФКиС
РГАФК
Защита состоится //О » а?е&р<ъи-& 2004
г. в j
j~~
часов на заседании
диссертационного совета Д.311.003.01. при Российском государственном университете
физической культуры, спорта и туризма по адресу: 105122, г. Москва, Сиреневый
бульвар, дом 4.
С диссертацией можно ознакомится в библиотеке Российского государственного
университета физической культуры, спорта и туризма.
Автореферат разослан «
_ 2004
Ученый секретарь
диссертационного совета,
к.п. н., профессор
г.
М.Е. Кутепов
Стр.2
3
Общая характеристика работы
Актуальность педагогической технологии программированной тактикотехнической
подготовки квалифицированных спортсменов в игровых видах спорта
объясняется тем, что несмотря на наличие исследований технической, тактической,
физической подготовки спортсменов (Ю. Д. Железняк, 1979; Ю. М. Портнов, 1989; С.
Ю. Тюленьков, 1996; В. М. Шулятьев, 1997), интерес специалистов к подготовке
спортсменов не только не ослабевает, а наоборот возрастает. Это связано с выявлением
раннее неизвестных научных данных изучения деятельности спортсменов, которые
расширяют границы познания подготовки. К ним относятся: выявление новых
методов повышения эффективности решения оперативных задач в спорте (А.В. Родионов,
1990); психических особенностей выбора ответного действия (СВ. Малиновский,
1969); особенности формирования двигательных навыков (Ю.Д.Железняк,
1962); совершенствование двигательных действий(0. П. Топышев, 1989); управление
подготовкой спортсменов (С. Ю. Тюленьков, 1996); совершенствование психомоторики
(А. Н. Перепелов, 1971); особенности нормирования и контроля соревновательных
и тренировочных нагрузок (М. А. Годик, 1982), программированное обучение
умственным действиям (П.Я.Гальперин, 1959, 1966).
Учитывая концепцию Л. П. Матвеева (1977, 1991) о содержании технической и
тактической подготовки спортсменов, теорию поэтапного формирования умственных
действий(Ш5.Гальперин, 1957, 1966), концепцию программированного обучения
(Н.Ф.Талызина, 1968, 1969; С.В.Малиновский, 1976, 1986) и собственные исследования
установлено, что современная методология обучения имеет ряд пробелов:
- недостаточно разработаны технические средства для измерения показателей
технико-тактической подготовленности спортсменов в игровых видах спорта;
- не в полной мере исследованы особенности психических характеристик действия
(действия восприятия элементов содержания задач, мышления, антиципации) в
процессе выполнения игрового действия;
- в недостаточной мере изучены вопросы моделирования содержания игровых
задач и пространственно-временных условий выполнения игровых действий;
- в недостаточной степени используются алгоритмы обучения игровым действиям;
БИБЛИОТЕКА
РГУФК
Стр.3