На правах рукописи
Т У К М А Н О В Александр Вячеславович
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И МАРКЕТИНГОВЫЕ
ПРЕДПОСЫЛКИ ЭФФЕКТИВНОГО
ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ
(ПА ПРИМЕРЕ ФУТБОЛА)
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной
и адаптивной физической культуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва - 2002 г.
Диссертационная работа выполнена в лаборатории теории и
методики спорта Всероссийского научно-исследовательского инсти
тута физической культуры и спорта. <...> Существовавшие в конце 80-х годов в Советском Союзе команды,
выступавшие в первенствах страны по игровым видам спорта, привлекали
на соревнования всего около 50 млн. зрителей, зарабатывая ежегодно око
ло 30 и расходуя на своё содержание более 200 миллионов рублей в ценах
1989 г. В тот период времени организаторы спортивного движения прак
тически не задумывались о финансовых аспектах деятельности своих ор
ганизаций, т.к. средства регулярно и в нужном объеме поступали из госу
дарственного и профсоюзного бюджетов, в т.ч. и на проведение соревно
ваний. <...> Исследование посвящено изучению и
анализу сложившейся в стране системы соревнований и, прежде всего, ор
ганизационных и маркетинговых аспектов их проведения на всех уровнях. <...> Развитие российского спорта в 90-е годы показало, что государство резко
сократило субсидии на развитие физической культуры и спорта. <...> Предпринимаемые по
пытки перехода к рыночной экономике в первой половине 90-х годов и со
кращение средств, выделяемых из госбюджета на развитие физической
культуры и спорта, поставили перед руководителями российского физкультурно-спортивного движения много вопросов, связанных, прежде все
го, с поиском внебюджетных источников финансирования спорта, спор
тивных клубов, команд, оздоровительных центров, спортивных сооруже
ний и проведения соревнований. <...> Орловым, А.А. Осинцевым, И.И. Переверзиным и др., не принесли
каких-либо <...>
Организационные_и_маркетинговые_предпосылки_эффективного_проведения_соревнований..pdf
На правах рукописи
ТУКМАНОВ Александр Вячеславович
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И МАРКЕТИНГОВЫЕ
ПРЕДПОСЫЛКИ ЭФФЕКТИВНОГО
ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ
(ПА ПРИМЕРЕ ФУТБОЛА)
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной
и адаптивной физической культуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва - 2002 г.
Стр.1
Диссертационная работа выполнена в лаборатории теории и
методики спорта Всероссийского научно-исследовательского института
физической культуры и спорта.
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук,
профессор СИ. Гуськов
доктор педагогических наук,
профессор B.C. Родиченко
кандидат педагогических наук,
профессор B.C. Левин
Ведущая организация:
Т000004752
ЦОБ по ФКиС
Р ГА cbkЗащита
диссертации состоится " 17 " мая 2002 г.
в
часов на заседании диссертационного совета Д 311.002.02
Всероссийского научно-исследовательского института физической
культуры и спорта по адресу: 105005, Москва, Елизаветинский пер.,
Д. 10.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Всероссийского научно-исследовательского
института физической культуры и спорта.
Автореферат разослан 16 апреля 2002 г.
Сибирская государственная
академия физической культуры
Ученый секретарь
диссертационного совета,
кандидат педагогических наук,
старший научный сотрудник
Л.В. Тарасова
Стр.2
1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Сложившаяся в СССР практика проведения всесоюзных спортивных
соревнований была одной из лучших в мире, с точки зрения их организации,
и очень неэффективной, с точки зрения получения доходов от их проведения.
Существовавшие в конце 80-х годов в Советском Союзе команды,
выступавшие в первенствах страны по игровым видам спорта, привлекали
на соревнования всего около 50 млн. зрителей, зарабатывая ежегодно около
30 и расходуя на своё содержание более 200 миллионов рублей в ценах
1989 г. В тот период времени организаторы спортивного движения практически
не задумывались о финансовых аспектах деятельности своих организаций,
т.к. средства регулярно и в нужном объеме поступали из государственного
и профсоюзного бюджетов, в т.ч. и на проведение соревнований.
Актуальность
исследования. Исследование посвящено изучению и
анализу сложившейся в стране системы соревнований и, прежде всего, организационных
и маркетинговых аспектов их проведения на всех уровнях.
Развитие российского спорта в 90-е годы показало, что государство резко
сократило субсидии на развитие физической культуры и спорта. Особенно
пострадали профсоюзные спортивные организации. Предпринимаемые попытки
перехода к рыночной экономике в первой половине 90-х годов и сокращение
средств, выделяемых из госбюджета на развитие физической
культуры и спорта, поставили перед руководителями российского физкультурно-спортивного
движения много вопросов, связанных, прежде всего,
с поиском внебюджетных источников финансирования спорта, спортивных
клубов, команд, оздоровительных центров, спортивных сооружений
и проведения соревнований. Но они не имели достаточного опыта в
решении этих вопросов, т.к. спорт в СССР никогда не рассматривался как
товар, а связь экономики с физической культурой и спортом рассматривалась
отечественными учеными и спортивными руководителями только с
точки зрения их влияния на повышение производительности труда и укрепление
обороноспособности страны. Усилия, предпринятые отдельными
учеными, занимавшихся экономикой спорта - A.M. Алексеевым,
Л.В. Аристовой, В.И. Жолдаком, Л.В. Ивановым, Б.С. Кузьмаком,
P.M. Орловым, А.А. Осинцевым, И.И. Переверзиным и др., не принесли
каких-либо изменений в организацию и проведение соревнований.
«Долгие годы мы даже не заговаривали о связи спорта высших достижений
с экономикой страны. Он развивался, подчиняясь одной цели —
Стр.3