АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УДК 796.015.15
СЫМАНОВИЧ Петр Григорьевич
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТРЕЛКОВ ИЗ ЛУКА 10-12 ЛЕТ НА
ОСНОВЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ
ПРИЦЕЛИВАНИЯ
13.00.04- Теория и методика физического воспитания, спортивной
тренировки и оздоровительной физической культуры
Автореферат диссертации
на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Минск 2000
Работа выполнена в Академии физического воспитания и спорта Республики
Беларусь и Мозырском государственном педагогическом институте им U.K. <...> А.С. Пушкина (факультет физвоспитания)
*-OLO
»_Ж
2000 г
Защита состоится <
ZJL&
час
На заседании совета по защите диссертации Д 23.01.01 при Академии физиче
ского воспитания и спорта Республики Беларусь (220020, Минск, • проспект
Машерова, 105)
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Академии физического вос
питания и спорта Республики Беларусь
Автореферат разослан
«Ж»- tt.Mfh
2000 И И100004629
ЦОБ по ФКиС
РГАФК
Ученый секретарь
совета по защите диссертаций
\J&
££> ел**' <...> В теории спорта сформированы и развиты педагогические
принципы повышения спортивно-технического мастерства [Ю.К. Гавердовский, 1991; Л.П. Матвеев, 1991]. <...> Особо отмечается роль принципа ведущих
факторов, отражающего приоритетную значимость отдельных физических ка
честв и доминирующее участие в связи с этим в конкретной спортивной дея
тельности определенных функций внутренних органов, анализаторных систем
и нервно-мышечного аппарата спортсмена [В.М. Дьячков, 1963; Ю.В. Верхошанский, 1973] а так же принципа направленного сопряжения (сопряженного
воздействия), обусловливающего диалектическое единство организма и его
взаимодействие с внешней средой [В.М. Дьячков, 1979; 1972]. <...> Принцип сопряженности охватывает различные стороны педагогического
процесса и рассматривается в самом широком смысле как основа обеспечения
готовности спортсмена к двигательному акту, к его части, к целостной структу
ре двигательной деятельности <...>
Техническая_подготовка_стрелков_из_лука_10_-_12_лет_на_основе_совершенствования_механизмов_прицеливания..pdf
АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УДК 796.015.15
СЫМАНОВИЧ Петр Григорьевич
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТРЕЛКОВ ИЗ ЛУКА 10-12 ЛЕТ НА
ОСНОВЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ
ПРИЦЕЛИВАНИЯ
13.00.04- Теория и методика физического воспитания, спортивной
тренировки и оздоровительной физической культуры
Автореферат диссертации
на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Минск 2000
Стр.1
Работа выполнена в Академии физического воспитания и спорта Республики
Беларусь и Мозырском государственном педагогическом институте им U.K.
Крупской
11лучпыи руководитель
Официальные оппоненты
доктор педагогических наук, профессор
Койчсшсо С.Д.
доктор педагогических наук, профессор
Пол я коп л Т.Д.
кандидат педагогических наук, доцент
Пасичничсшсо В.А.
Оппонирующая организация - Брестский государственный университет им.
А.С. Пушкина (факультет физвоспитания)
Защита состоится <
ZJL&
На заседании совета по защите диссертации Д 23.01.01 при Академии физического
воспитания и спорта Республики Беларусь (220020, Минск, • проспект
Машерова, 105)
2000 г »_Ж
час
*-OLO
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Академии физического воспитания
и спорта Республики Беларусь
Автореферат разослан «Ж»- tt.Mfh
Ученый секретарь
совета по защите диссертаций
\J&
££> ел**'
2000 И И 100004629
ЦОБ по ФКиС
РГАФК
Л.А. Семкнн
Стр.2
1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность. В теории спорта сформированы и развиты педагогические
принципы повышения спортивно-технического мастерства [Ю.К. Гавердовский,
1991; Л.П. Матвеев, 1991]. Особо отмечается роль принципа ведущих
факторов, отражающего приоритетную значимость отдельных физических качеств
и доминирующее участие в связи с этим в конкретной спортивной деятельности
определенных функций внутренних органов, анализаторных систем
и нервно-мышечного аппарата спортсмена [В.М. Дьячков, 1963; Ю.В. Верхошанский,
1973] а так же принципа направленного сопряжения (сопряженного
воздействия), обусловливающего диалектическое единство организма и его
взаимодействие с внешней средой [В.М. Дьячков, 1979; 1972].
Принцип сопряженности охватывает различные стороны педагогического
процесса и рассматривается в самом широком смысле как основа обеспечения
готовности спортсмена к двигательному акту, к его части, к целостной структуре
двигательной деятельности в тренировочных и соревновательных условиях
[Ю.В. Менхин, 1985]. Воплощение в практике физического воспитания принцип
сопряженности получил в виде метода «сопряженной тренировки», используемого
преимущественно на этапах освоения движений, составляющих двигательную
основу вида спорта [И.Н. Крепчук, 1987; Е.А. Масловский, 1993; В.Г.
Ярошевич, 2000; и др.].
На наш взгляд, правомерно утверждать, что стрельба из лука отличается
выраженной совокупностью классических закономерностей проявления спортивно-технического
мастерства, как с позиций принципа ведущих факторов, так
и направленного сопряжения. Налицо, с одной стороны, четкий критерий его
эффективности в виде высокой точности достижения цели в соревновательных
условиях [В.А. Бекетов, 1975; В.И. Лях, 1988], а с другой - обусловленность его
основных критериев как координационными (механизм прицеливания), так и
кондиционными способностями (проявления специальных физических качеств)
спортсмена [В.И. Лях, 1984; 1988].
Это, очевидно, позволяет априорно говорить о возможно высокой значимости
идеи сопряженного подхода и, следовательно, сопряженного метода тренировки,
в связи с развитием специальных способностей у начинающих лучников
в процессе обучения элементам^т^хщки движений и последующего спортивно-технического
совершенствова^^Я^еШвазгеллно^ещение проблем тех
Стр.3