На правах рукописи
Санжиев Нима
Жамбалович
Педагогическое сотрудничество в деятельности
районного управления образования
13.00.01- общая педагогика
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Улан-Удэ 2000
Работа выполнена на кафедре педагогики Бурятского государственного
университета
Научный руководитель:
доктор педагогических наук,
профессор С.Д.Намсараев
Официальные оппоненты:
доктор психологических паук,
профессор А.Д.Карнышев,
кандидат педагогических наук <...> Менеджмент понимается нами как умение руководить и
добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы пове
дения других людей; это сплав науки и искусства управления людьми и со
циальными процессами. <...> Сотрудничество понимается нами как процесс взаи
модействия между работниками в одном виде деятельности, которое осуще
ствляется во имя достижения общей цели. <...> В такой деятельности возможно
сти и способности участников (партнеров) реализуются наиболее полно и
достигают весомых результатов, при этом особый акцент делается на рас
пространение и признание таких стилей сотрудничества, как содружество и
сотворчество. <...> . . . . . . . . .
Педагогическое сотрудничество - это взаимодействие партнеров (уча
стников) в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений. <...> .Педагогическое сотрудничество как цел е-,
направленное и согласованное взаимодействие осуществляется в совместной
4
деятельности партнеров с двух сторон для решения сложных педагогических
задач, имеющих наиважнейшее значение. <...> Наряду с административным подходом это осо
бый, вспомогательный подход и стиль деятельности руководителя в решении
повседневных актуальных проблем. <...> Однако этот подход и стиль взаимоот
ношений выражается не столько в форме, сколько в содержании работы. <...> Исходя из
изложенного, нами сформулирована тема диссертационного исследования:
"Педагогическое сотрудничество в деятельности районного управления <...>
Педагогическое_сотрудничество_в_деятельности_районного_управления_образования..pdf
На правах рукописи
Санжиев Нима Жамбалович
Педагогическое сотрудничество в деятельности
районного управления образования
13.00.01- общая педагогика
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Улан-Удэ 2000
Стр.1
Работа выполнена на кафедре педагогики Бурятского государственного
университета
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук,
профессор С.Д.Намсараев
доктор психологических паук,
профессор А.Д.Карнышев,
кандидат педагогических наук
А.А. Мункуева
Ведущая организация:
Иркутский государственный педагогический
университет
Защита состоится 4 июля 2000 г. в " 1 j _ " часов на заседании диссертационного
совета К 113.36.03 при Бурятском государственном университете
по адресу: 670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке БГУ.
Автореферат разослан " Q " Ч1Юн$Д 2000 г.
Ученый секретарь диссертационного совета,
кандидат педагогических наук
/Wf
И.Г.Моргунова
Т000004591
ЦОБ по ФКиС
РГАФК
Стр.2
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Коренные перемены, происходящие в
политической, социальной, культурной жизни страны, заставляют пересмотреть
деятельность по руководству и управлению образовательными учреждениями
с позиции демократизации, гуманизации общественной жизни. Государственная
политика, направленная на усиление хозяйственной самостоятельности,
передача части функций на региональный, муниципальный и
школьный уровни усиливают задачу поиска новых подходов к интенсификации
управленческой деятельности.
....... .
Теория и практика управления в Российской Федерации интенсивно
разрабатываются и развиваются в изменяющихся экономических и социально-политических
условиях. Новые импульсы они получают в связи с распространением
идей и рекомендаций менеджмента, получивших широкое распространение
в промышленности, коммерции и других областях хозяйственной
деятельности. Менеджмент понимается нами как умение руководить и
добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения
других людей; это сплав науки и искусства управления людьми и социальными
процессами.
_ Управление в системе образования во многом идентично управлению в
промышленности, сельском хозяйстве, в области культуры, но при этом
имеет свою специфику, отражаемую в целях и задачах, содержании и организационно-методической
деятельности. Педагогический менеджмент - это
теория о цели и задачах, содержании и принципах, методах и формах управления
в системе образования на муниципальном и школьном уровнях. Он
охватывает проблемы и вопросы теории управления, направленные на повышение
его результативности и эффективности.
Одним из принципов педагогического менеджмента является сотрудничество
вышестоящих органов руководства образованием с нижестоящими
в повседневной работе. Сотрудничество понимается нами как процесс взаимодействия
между работниками в одном виде деятельности, которое осуществляется
во имя достижения общей цели. В такой деятельности возможности
и способности участников (партнеров) реализуются наиболее полно и
достигают весомых результатов, при этом особый акцент делается на распространение
и признание таких стилей сотрудничества, как содружество и
сотворчество.
........ .
Педагогическое сотрудничество - это взаимодействие партнеров (участников)
в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений.
Партнерами могут выступать, с одной стороны, учителя, а с другой стороны,
учащиеся; руководители образовательных учреждений, с одной, стороны, а с
другой стороны, педагоги; руководители и сотрудники органов управления
образованием, с одной стороны, а с другой стороны, руководители и педаго-.
ги образовательных учреждений. .Педагогическое сотрудничество как цел е-,
направленное и согласованное взаимодействие осуществляется в совместной
Стр.3