ш
На правах рукописи
ПИКАЛОВА АННА
ВЛАДИМИРОВНА
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНЫХ ТЕННИСИСТОВ 10-11 ЛЕТ. <...> Автореферат разослан «
»
Ученый секретарь диссертационного совета 'oz&drbf---
Т000004887
ЦОБ по ФКиС
РГАФК
2004г. <...> Эти успехи послужили мотивом и примером для занятий теннисом
многих тысяч юных теннисистов. <...> К примеру, в классификации участников Рос
сийского теннисного тура 2003 года, представлено более 6 тысяч юных тенни
систов. <...> В работах С.П.Белиц-Геймана, И.В.Всеволодова, А.П.Скородумовой и дру
гих отражены подходы к критериям эффективности подготовки теннисистов
различных возрастов, однако они не заявлены авторами в качестве модельных
характеристик, вообще, и с учетом возраста теннисистов, в частности. <...> Юные спортсмены, проявившие себя в возрасте 10-11 лет, в дальнейшем
исчезают из тенниса по ряду причин, перестают выступать в соревнованиях. <...> Обращает на себя внимание тенденция «натаскивания» любыми средствами де
тей в этом возрасте на победу в турнирах и зарабатывания рейтинга. <...> Вместе с тем, результаты соревновательной деятельности в этом периоде
далеко не всегда становятся подлинным фундаментом мастерства из-за форси
рования подготовки, диспропорций в освоении техники и тактики, недооценки
развития двигательных и психических качеств. <...> Важным условием решения этой задачи является разработка критериев
эффективности соревновательной деятельности для юных спортсменов. <...> В связи с этим, перед нашим исследованием была поставлена следующая
цель - разработка и обоснование критериев эффективности соревновательной
деятельности (СД) юных теннисистов 10-11 лет. <...> Предмет исследования - соревновательная деятельность юных тенниси
стов 10-11 лет. <...> Мы исходили из предположения о том, что ре
зультаты соревновательной деятельности на начальном, фундаментальном пе
риоде подготовки теннисистов далеко не всегда становятся подлинной основой
мастерства из-за форсирования подготовки, диспропорций <...>
Критерии_эффективности_соревновательной_деятельности_юных_теннисистов_10-11_лет..pdf
ш
На правах рукописи
ПИКАЛОВА АННА ВЛАДИМИРОВНА
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНЫХ ТЕННИСИСТОВ 10-11 ЛЕТ.
Специальность 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной
и адаптивной физической культуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва - 2004
Стр.1
2
Работа выполнена в Российском государственном университете
физической культуры, спорта и туризма
Научный руководитель - кандидат педагогических наук, профессор
Иванова Татьяпа Семеновна
Официальные оппоненты - доктор педагогических наук, профессор
Кулаков Вячеслав Николаевич
- кандидат педагогических наук,
Янчук Виктор Николаевич
Ведущая организация
- Всероссийская научно-исследовательский
институт физической культуры и спорта
Защита диссертации состоится « Об » апреля 2004г. в 13.00 час
на заседании
диссертационного Совета К.311.003.01 при Российском
государственном университете физической культуры, спорта и туризма по
адресу: Москва 105112, Сиреневый бульвар 4, аудитория 603.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского
государственного университета физической культуры, спорта и туризма.
Автореферат разослан «
»
Ученый секретарь диссертационного совета 'oz&drbf--Т000004887
ЦОБ
по ФКиС
РГАФК
2004г.
И.В. Чеботарева
Стр.2
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы. Российский теннис переживает период очевидных
успехов. Мастерство Е. Кафельникова, М. Сафина, М. Южного, Е. Дементьевой,
В. Звонаревой, А. Мыскиной и ряда других заслужило международное
признание. Эти успехи послужили мотивом и примером для занятий теннисом
многих тысяч юных теннисистов. К примеру, в классификации участников Российского
теннисного тура 2003 года, представлено более 6 тысяч юных теннисистов.
Каждый из этих участников, а также их родители, нуждается в своевременной
и корректной оценке успехов соревновательной деятельности.
В работах С.П.Белиц-Геймана, И.В.Всеволодова, А.П.Скородумовой и других
отражены подходы к критериям эффективности подготовки теннисистов
различных возрастов, однако они не заявлены авторами в качестве модельных
характеристик, вообще, и с учетом возраста теннисистов, в частности.
Юные спортсмены, проявившие себя в возрасте 10-11 лет, в дальнейшем
исчезают из тенниса по ряду причин, перестают выступать в соревнованиях.
Обращает на себя внимание тенденция «натаскивания» любыми средствами детей
в этом возрасте на победу в турнирах и зарабатывания рейтинга.
Однако дальнейший рост мастерства теннисистов зависит, в первую очередь,
от улучшения подготовки в так называемый «фундаментальный период».
Международный и отечественный опыт показывает, что почти 90% сильнейших
теннисистов мира начали свои занятия теннисом в возрасте 5-7 лет и только
к 14-16 годам имели заметные успехи среди сверстников на международном
уровне.
Вместе с тем, результаты соревновательной деятельности в этом периоде
далеко не всегда становятся подлинным фундаментом мастерства из-за форсирования
подготовки, диспропорций в освоении техники и тактики, недооценки
развития двигательных и психических качеств.
Важным условием решения этой задачи является разработка критериев
эффективности соревновательной деятельности для юных спортсменов. Они
t3b4W$4YP%fi№3\&Qp и спортсменов при построеРГУФК
Стр.3