На правах рукописи
ПЕТРОВА ЛЮДМИЛА ВИКТОРОВНА
АКТИВИЗАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО СТИЛЯ ЛИЧНОСТИ
СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЕЕ
ДУХОВНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
13.00.01 - общая педагогика,
история педагогики и образования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Улан-Удэ 2002
2
Работа выполнена на кафедре психологии и педагогики
Сибирского государственного технологического университета
Научный руководитель:
доктор педагогических наук, профессор
Игнатова Валентина Владимировна
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Подлиняев Олег Леонидович
кандидат педагогических наук, доцент
Сол оду хина Татьяна Константиновна
Ведущая организация:
Красноярский
краевой
повышения квалификации
образования
институт
работников
Защита состоится « Ж » &с?*и£у/ьч
2002 года в
часов на
заседании диссертационного совета Д -"212.022.02 по защите диссертаций на
соискание ученой степени кандидата педагогических наук при Бурятском
государственном университете по адресу: 670000, г. Улан-Удэ, ул. <...> С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Бурятского
государственного университета по адресу: 670000, г. Улан-Удэ,
ул. <...> При этом подчеркивается, что развивающемуся обществу нужны
современно образованные, высоконравственные, предприимчивые люди,
которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации
выбора, прогнозируя их возможные последствия; способны к сотрудничеству;
отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью; обладают
развитым чувством ответственности за судьбу страны. <...> Обозначенные задачи, стоящие перед
российским образованием,
наметившиеся стратегические ориентиры его развития актуализируют проблему
поиска и реализации педагогических факторов и условий становления старшего
школьника как духовно-творческой личности. <...> Решение этой проблемы связано с преодолением ряда противоречий
между:
- общими тенденциями к возрождению <...>
Активизация_интерактивного_стиля_личности_старшего_школьника_как_фактор_развития_ее_духовно-творческого_потенциала..pdf
На правах рукописи
ПЕТРОВА ЛЮДМИЛА ВИКТОРОВНА
АКТИВИЗАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО СТИЛЯ ЛИЧНОСТИ
СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЕЕ
ДУХОВНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
13.00.01 - общая педагогика,
история педагогики и образования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Улан-Удэ 2002
Стр.1
2
Работа выполнена на кафедре психологии и педагогики
Сибирского государственного технологического университета
Научный руководитель:
доктор педагогических наук, профессор
Игнатова Валентина Владимировна
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Подлиняев Олег Леонидович
кандидат педагогических наук, доцент
Сол оду хина Татьяна Константиновна
Ведущая организация:
Красноярский
краевой
институт
повышения квалификации работников
образования
Защита состоится «Ж» &с?*и£у/ьч
2002 года в
часов на
заседании диссертационного совета Д -"212.022.02 по защите диссертаций на
соискание ученой степени кандидата педагогических наук при Бурятском
государственном университете по адресу: 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина 24/а.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Бурятского
государственного университета по адресу: 670000, г. Улан-Удэ,
ул. Смолина 24/а.
Автореферат разослан « # , CCUf^S.
Ученый секретарь диссертационного совета,
кандидат педагогических наук, доцент
2002 * |-l||||||||| |
Т000004785
ЦОБ ПО ФКиС
РГАФК
LMP* ^
* ,Аг\
И.Г.Моргунова
Стр.2
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Принятые федеральными законами и
Правительством России документы об обновлении российского образования, к
которым относятся закон Российской Федерации «Об образовании»,
Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года,
Концепция модернизации российского образования до 2010 года, Федеральная
программа развития образования на 2000-2005 годы, указывают на возрастание
роли человеческого капитала в современных процессах реформирования
различных
сторон
жизни.
Приоритетное
значение
отводится
общеобразовательной школе, модернизация которой предполагает ориентацию
образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний,
но и на развитие его личности, духовности, познавательных и созидательных
способностей. При этом подчеркивается, что развивающемуся обществу нужны
современно образованные, высоконравственные, предприимчивые люди,
которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации
выбора, прогнозируя их возможные последствия; способны к сотрудничеству;
отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью; обладают
развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Обозначенные задачи, стоящие перед
российским образованием,
наметившиеся стратегические ориентиры его развития актуализируют проблему
поиска и реализации педагогических факторов и условий становления старшего
школьника как духовно-творческой личности.
Решение этой проблемы связано с преодолением ряда противоречий
между:
- общими тенденциями к возрождению российской духовности и
недостаточной научно-практической разработанностью обозначенной проблемы
в педагогической науке;
- возрастающей потребностью современной школы в формировании
духовно-творческой личности, способной вести активный диалог и
конструктивно взаимодействовать с другими людьми, и несовершенством
педагогического обеспечения данного процесса;
наличием психолого-педагогических представлений о влиянии
интерактивных стилевых проявлений личности на развитие ее духовнотворческой
сферы и недостаточной обоснованностью использования
образовательных стратегий, обеспечивающих этот процесс.
Обозначенные противоречия конкретизируют актуальность проблемы
исследования и позволяют выделить один из ее аспектов -' активизацию
Стр.3