УДК 1(075.8)
ББК 72.3я73
Я74
Р е ц е н з е н т ы :
Селиванов Ф.А., доктор философских наук, профессор Тюменского
государственного нефтегазового университета, заслуженный деятель науки РФ.
Чумаков А.Н., доктор философских наук, профессор, первый вице-президент РФО,
зав. каф. философии Финансового университета при правительстве РФ.
Яркова Е.Н.
Я74
История и философия науки [Электронный ресурс]: учеб. пособие /
Е.Н. Яркова. – 2-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2015. – 291 с.
ISBN 978-5-9765-2461-3
В учебном пособии изложены основные вопросы курса «История и философия
основные
науки». Анализируется научный рационализм как форма познания, выявляется его
генезис, репрезентируются
исторические типы: классический,
неклассический, постнеклассический; рассматривается общенаучная методология
научного исследования, а также основные парадигмы социально-гуманитарного
познания: герменевтика, натурализм, аксиология, прагматизм, феноменология,
позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм, структурализм, постструктурализм,
структурный функционализм, культурно-исторический (цивилизационный) подход,
эволюционизм, формационный подход, синергетика.
Для студентов, магистрантов, аспирантов, обучающихся по специальностям
социально-гуманитарного профиля, а также для всех читателей, интересующихся
историей и философией науки.
УДК 1(075.8)
ББК 72.3я73
ISBN 978-5-9765-2461-3
© Яркова Е.Н., 2015
© Издательство «ФЛИНТА», 2015
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
КАК РАЗДЕЛ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ………………………………...…7
ГЛАВА I. НАУКА КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО
ПОЗНАНИЯ……………………………………………………………………...10
§1. Наука в гносеологическом аспекте………………………………………...10
§ 2. Наука в онтологическом аспекте ………………………………………….14
§ 3. Наука в социальном аспекте ……………………………………………….19
Резюме……………………………………………………………………………21
Вопросы для размышления…………………………………………………..…22
Примечания……………………………………………………………………....22
ГЛАВА II. ПРЕДИСТОРИЯ НАУЧНОГО РАЦИОНАЛИЗМА..……..…...…24
§ 1. Ростки рационализма в культуре Древних Восточных цивилизаций…...24
§ 2. Рационализм в интеллектуальной культуре Древней Греции………...…27
§ 3. Метаморфозы рационализма в культуре Древнего Рима…………...……32
§ 4. Судьба рационализма в эпоху Средневековья………………………….…34
§ 5. Модификации рационализма в эпоху Возрождения……………………...38
Резюме……………………………………………………………………………40
Вопросы для размышления…………………….……………………………….41
Примечание………………………………………………………………………41
ГЛАВА III. ИСТОРИЯ НАУЧНОГО РАЦИОНАЛИЗМА……..………….….42
§ 1. Классическая наука………………….………………………………….…..44
§ 2. Неклассическая наука……………….………………………………….…..54
§ 3. Постнеклассическая наука………….………………………………………62
Резюме……………………………………………………………………………65
Вопросы для размышления……………………………………………………..66
Примечания………………………………………………………………………66
ГЛАВА IV. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ………….…68
§ 1. Основные элементы научного познания………………………………..…70
§ 2. Этапы научного познания………………………………………………..…74
§ 3. Структура научного метода ……………………………………………..…77
§ 4. Функции научного метода……………………………………………….…84
Резюме……………………………………………………………………………85
Вопросы для размышления…………………………………………………..…86
Примечание…………………………………………………………………...….86
ГЛАВА V. ГЕРМЕНЕВТИКА КАК ПАРАДИГМА СОЦИАЛЬНОГУМАНИТАРНОГО
ПОЗНАНИЯ …...……………………..........................…87
§ 1. Основные идеи, принципы и исследовательские
процедуры герменевтики…………….………………….………………………87
§ 2. История герменевтики в персоналиях……………………………………. 89
Резюме………………………………………………………..…………………101
Вопросы для размышления……………………………………………………101
Примечание………………………………………………….………………….101
3
Стр.3
ГЛАВАVI. НАТУРАЛИЗМ КАК ПАРАДИГМА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ ……………………….…102
§ 1. Основные идеи, принципы и исследовательские
процедуры натурализма……………………………..…………………………102
§ 2. Исторические сложившиеся формы натурализма ………………………103
Резюме…………………………………………………………………………..115
Вопросы для размышления……………………………………………………116
Примечания………………………………………………………….………….116
ГЛАВА VII. АКСИОЛОГИЯ КАК ПАРАДИГМА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ ….………………………117
§ 1. Основные идеи, принципы и исследовательские
процедуры аксиологии……………………….………...………………………117
§ 2. История аксиологии в персоналиях………………...…………………….121
Резюме……………………………………………………..……………………134
Вопросы для размышления……………………………………………………135
Примечания……………………………………………….…………………….135
ГЛАВА VIII. ПРАГМАТИЗМ КАК ПАРАДИГМА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ………..…………………136
§ 1. Основные идеи, принципы и исследовательские
процедуры прагматизма………………………………………………………..136
§ 2. История прагматизма в персоналиях………………….………………….139
Резюме…………………………………………………………………………..149
Вопросы для размышления……………………………………………………150
Примечания………………………………………………….………………….150
ГЛАВА IX. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ КАК ПАРАДИГМА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ………..…………………151
§ 1. Основные идеи, принципы и исследовательские
процедуры феноменологии…………………….…………………….………..151
§ 2. История феноменологии в персоналиях…………………………………154
Резюме…………………………………………………………………………..166
Вопросы для размышления……………………………………………………166
Примеяания……………………………………………………………………..166
ГЛАВА X. ПОЗИТИВИЗМ, НЕОПОЗИТИВИЗМ,
ПОСТПОЗИТИВИЗМ КАК ПАРАДИГМЫ СОЦИАЛЬНОГУМАНИТАРНОГО
ПОЗНАНИЯ …………………………………...………167
§ 1. Основные идеи, принципы и исследовательские
процедуры первого позитивизма……………………………………….……..167
§ 2. История первого позитивизма в персоналиях…………………….……..168
§ 3. Основные идеи, принципы и исследовательские
процедуры второго позитивизма………………………………………...……170
§ 4. Второй позитивизм в персоналиях………………………………….……171
§ 5. Основные идеи, принципы и исследовательские
процедуры неопозитивизма………………….…………………………..……173
§ 6. История неопозитивизма в персоналиях……………………………..…..174
4
Стр.4
§ 7. Основные идеи, принципы и исследовательские
процедуры постпозитивизма………………….………………………………179
§ 8. Постпозитивизм в персоналиях…………………………………………..180
Резюме…………………………………………………………………………..187
Вопросы для размышления……………………………………………………187
Примечания…………………………………………………………..…………188
ГЛАВА XI. СТРУКТУРАЛИЗМ, ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ
КАК ПАРАДИГМЫ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ..…189
§ 1. Основные идеи, принципы и исследовательские
процедуры структурализма…………………………………………….……..189
§ 2. Основные идеи, принципы и исследовательские
процедуры постструктурализма………………………………………………192
§ 3. История структурализма и постструктурализма
в персоналиях…………………………………………………………………...195
Резюме…………………………………………………………………….…….207
Вопросы для размышления……………………………………………………207
Примечание……………………………………………………………………..208
ГЛАВА XII. СТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ КАК
ПАРАДИГМА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ…………209
§ 1. Основные идеи, принципы и исследовательские
процедуры структурного функционализма………….……………………….209
§ 2. История структурного функционализма в персоналиях………………..213
Резюме…………………………………………………………………………..221
Вопросы для размышления……………………………………………………221
Примечания………………………………………………………………….….221
ГЛАВА XIII. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ
(ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ) ПОДХОД КАК ПАРАДИГМА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ……………….………….223
§ 1. Основные идеи, принципы и исследовательские
процедуры культурно-исторического (цивилизационного) подхода…….…223
§ 2. История культурно-исторического (цивилизационного)
подхода в персоналиях…………………………………………………………225
Резюме…………………………………………………………………………..236
Вопросы для размышления……………………………………………………236
Примечания……………………………………………………………….…….237
ГЛАВА XIV. ЭВОЛЮЦИОНИЗМ, ФОРМАЦИОННЫЙ
ПОДХОД КАК ПАРАДИГМЫ СОЦИАЛЬНОГУМАНИТАРНОГО
ПОЗНАНИЯ……………………………………………238
§ 1. Основные идеи, принципы и исследовательские
процедуры эволюционизма, формационного подхода………………………238
§ 2. История эволюционизма в персоналиях…………………………………243
Резюме…………………………………………………………………………..251
Вопросы для размышления……………………………………………………251
Примечания……………………………………………………………………..251
5
Стр.5
ГЛАВА XV. ТЕОРИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ
(СИНЕРГЕТИКА) КАК ПАРАДИГМА СОЦИАЛЬНОГУМАНИТАРНОГО
ПОЗНАНИЯ……………………………………………252
§ 1. Основные идеи, принципы и исследовательские
процедуры теории самоорганизации…………….………………...………….252
§ 2. Теория самоорганизации в персоналиях…………………………………257
Резюме…………………………………………………………………………..264
Вопросы для размышления……………………………………………………264
Примечания……………………………………………………………..………265
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...266
ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ………………………………………………….270
Тесты для самоконтроля……………………………………………….………270
Ключи к тестам для самоконтроля……………………………………………276
ГЛОССАРИЙ…………………………………………………………………...277
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...281
6
Стр.6