#w
На правах
рукописи
ЗАВЬЯЛОВА Татьяна Павловна
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ
ТУРИЗМА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ В ДОШКОЛЬНОМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
13.00.04. — теория и методика
физического воспитания, спортивной тренировки
и оздоровительной физической культуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Тюмень 2000
Работа выполнена в Сибирской государственной академии
физической культуры
Научный руководитель:
кандидат педагогических
наук, доцент Трещева О. Л. <...> В настоящее время воспита
тельно-образовательный процесс в дошкольном образовательном
учреждении (ДОУ) характеризуется возрастанием объема и ин
тенсивности учебно-познавательной деятельности детей (Р. Б. Стеркина, 1996), что приводит к снижению и без того недостаточно
го, по оценке специалистов, уровня двигательной активности
детей (А. Б. Лагутин, 1994; И. М. Козлов, 1996 и др.) <...> Совершенствование физического воспитания в ДОУ, учет со
временной социально-экономической ситуации приводит многие
педагогические коллективы к необходимости более активного при
менения средств и форм туризма (А. А. Остапец, 1995). <...> Подобное
внимание к этому средству физического воспитания не случайно,
поскольку использование туризма позволяет не только позитивно
влиять на формирование жизненно важных для ребенка умений и
навыков, но и активизировать воспитание личности. <...> Однако, анализ исследований показывает, что проблема акти
визации педагогического процесса с помощью средств туризма рас
сматривается лишь в работе со школьниками (П. И. Истомин, 1978; <...> Т. И. Осокина, 1984 и др.), но данные, касающиеся применения
доступных форм туризма для физического развития и двигатель
ной подготовленности, малочисленны (М. А. Рунова, 1988; Г. В. Ша
лыгина, 1988; Н. И. Бочарова, 1989). <...> Изучение практического опы
та выявило, что такие формы туризма, как экскурсия, прогул
ка, туристская прогулка используются в ДОУ, в основном, в
познавательных <...>
Методика_использования_средств_туризма_в_физическом_воспитании_детей_6-7_лет_в_дошкольном_образовательном_учреждении..pdf
#w
На правах
ЗАВЬЯЛОВА Татьяна Павловна
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ
ТУРИЗМА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ В ДОШКОЛЬНОМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
13.00.04. — теория и методика
физического воспитания, спортивной тренировки
и оздоровительной физической культуры
АВТОРЕФЕРА Т
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
рукописи
Тюмень 2000
Стр.1
Работа выполнена в Сибирской государственной академии
физической культуры
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
кандидат педагогических
наук, доцент Трещева О. Л.
доктор педагогических
наук, профессор
Гильманов С. А.
кандидат педагогических
наук, доцент
Любимова Г. И.
Ведущая организация:
Сургутский государственный
университет
Защита диссертации состоится 20 апреля 2000 г. в 12 часов на
заседании диссертационного совета К 064.23.13 Тюменского
государственного университета по адресу: г. Тюмень, ул. Пржевальского,
37
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Тюменского
государственного университета
Автореферат разослан 20 марта 2000 г.
III III» 111" и»' ••'« ""' •'--' - •- -
Ученый секретарь
диссертационного
T00000456 6
ЦОБ по ФКиС
совета,
кандидат биологических
доцент
наук,
РГАсЬК
Л. Н. Шатилович
Стр.2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ
Актуальность
исследования. В настоящее время воспитательно-образовательный
процесс в дошкольном образовательном
учреждении (ДОУ) характеризуется возрастанием объема и интенсивности
учебно-познавательной деятельности детей (Р. Б. Стеркина,
1996), что приводит к снижению и без того недостаточного,
по оценке специалистов, уровня двигательной активности
детей (А. Б. Лагутин, 1994; И. М. Козлов, 1996 и др.). В связи с
этим поиск такой формы организации физического воспитания,
в которой на фоне высокого уровня двигательной активности,
можно развивать познавательные способности и формировать
личность ребенка, представляется целесообразным.
Совершенствование физического воспитания в ДОУ, учет современной
социально-экономической ситуации приводит многие
педагогические коллективы к необходимости более активного применения
средств и форм туризма (А. А. Остапец, 1995). Подобное
внимание к этому средству физического воспитания не случайно,
поскольку использование туризма позволяет не только позитивно
влиять на формирование жизненно важных для ребенка умений и
навыков, но и активизировать воспитание личности.
Однако, анализ исследований показывает, что проблема активизации
педагогического процесса с помощью средств туризма рассматривается
лишь в работе со школьниками (П. И. Истомин, 1978;
В. Г. Цыганков, 1985; И. Л. Беккер, 1995; С. А. Сергеева, 1996 и др.).
Вопросы активизации двигательного режима с детьми дошкольного
возраста в условиях природной среды привлекали внимание
ученых (Г. В. Шалыгина, 1977; Е. Н. Вавилова, 1981;
Т. И. Осокина, 1984 и др.), но данные, касающиеся применения
доступных форм туризма для физического развития и двигательной
подготовленности, малочисленны (М. А. Рунова, 1988; Г. В. Шалыгина,
1988; Н. И. Бочарова, 1989). Изучение практического опыта
выявило, что такие формы туризма, как экскурсия, прогулка,
туристская прогулка используются в ДОУ, в основном, в
познавательных и воспитательных целях, двигательная деятельность
с туристской направленностью не заняла еще должного
места в системе физического воспитания дошкольников. На наш
взгляд, это связано с тем, что не разработана методика использования
средств туризма, отсутствуют организационно-методи3
Стр.3