На правах рукописи
ЕЛИЗАРОВ Виктор Леонидович
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВОРИЕНТИРОВЩИКОВ
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной
и адаптивной физической культуры
Автореферат
на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва
2000 г.
Диссертация выполнена в Московском Государственном
Социальном Университете. <...> В современных условиях
деятельности спортивных организаций в России снизилась
активность в развитии спортивного ориентирования, остро
стоит вопрос о решении проблемы отбора перспективных
молодых спортсменов, их подготовки, подготовки кадров,
совершенствования системы организации, планирования, ма
териально-технического обеспечения процесса подготовки
спортсменов-ориентировщиков. <...> Одним из вариантов реше
ния
проблем
подготовки
юных
спортсменовориентировщиков может быть использование системного
комплексного подхода, охватывающего все стороны подго
товки. <...> В спортивно-методической, психологической и общепеда
гогической литературе достаточно полно изложены разрабо
танные отечественными и зарубежными специалистами
средства, методы обучения и тренировки (Л.П. Матвеев,
1977, В.Н. Платонов, 1984, Н.Н.Озолин, 1988 и др.); в том
числе и необходимые для спортсменов-ориентировщиков
методики воспитания отдельных физических способностей,
(В.Д.Гаврилов, 1982, В.В.Чешихина, 1990 и др.); овладения
техникой ориентирования — работа с картой, компасом, ре
гулирование темпа бега в связи с характером грунта и пере
сеченностью местности (Б.И. Огородников, 1978; А.С. Лосев,
1984; Н.Д. Васильев, 1991); воспитания и повышения эффек
тивности использования психических качеств - концентра
ции, объема и переключения внимания, зрительной памяти,
скорости протекания^^с^ш^ея^йр^гйзоцессов, скорости пе
реработки информации :И>в&раббтки^управляющих воздейст-
4
вий, которые осуществляются благодаря совершенствованию
соответствующих <...>
Организационно_-_методические_основы_подготовки_юных_спортсменов_-_ориентировщиков..pdf
На правах рукописи
ЕЛИЗАРОВ Виктор Леонидович
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВОРИЕНТИРОВЩИКОВ
13.00.04
- Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной
и адаптивной физической культуры
Автореферат
на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва
2000 г.
Стр.1
Диссертация выполнена в Московском Государственном
Социальном Университете.
Научный руководитель:
Доктор педагогических наук, профессор Чешихина В.В.
Официальные оппоненты:
Доктор педагогических наук, профессор Никитушкин В.Г.
Кандидат педагогических наук, профессор Гониянц С.А.
Ведущая организация: Московский государственный
педагогический университет.
Защита диссертации состоится 12 сентября 2000 г. в /£
часов на заседании диссертационного Совета К.046.01.02
Российской Государственной Академии физической культуры
по адресу: Москва, Сиреневый бульвар, 4.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РГАФК.
Автореферат разослан «/•/» д/ъу.ь-Л^
2000 г.
Ученый секретарь диссертационного Совета
к.п.н., доцент
Чеботарева И.В.
Стр.2
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. В современных условиях
деятельности спортивных организаций в России снизилась
активность в развитии спортивного ориентирования, остро
стоит вопрос о решении проблемы отбора перспективных
молодых спортсменов, их подготовки, подготовки кадров,
совершенствования системы организации, планирования, материально-технического
обеспечения процесса подготовки
спортсменов-ориентировщиков. Одним из вариантов решения
проблем
подготовки
юных
спортсменовориентировщиков
может быть использование системного
комплексного подхода, охватывающего все стороны подготовки.
Существовавшие в последние годы комплексные целевые
программы раскрывали, в основном, методические вопросы,
а современные условия требуют проработки в программах
также организационных, управленческих и экономических
вопросов.
В спортивно-методической, психологической и общепедагогической
литературе достаточно полно изложены разработанные
отечественными и зарубежными специалистами
средства, методы обучения и тренировки (Л.П. Матвеев,
1977, В.Н. Платонов, 1984, Н.Н.Озолин, 1988 и др.); в том
числе и необходимые для спортсменов-ориентировщиков
методики воспитания отдельных физических способностей,
(В.Д.Гаврилов, 1982, В.В.Чешихина, 1990 и др.); овладения
техникой ориентирования — работа с картой, компасом, регулирование
темпа бега в связи с характером грунта и пересеченностью
местности (Б.И. Огородников, 1978; А.С. Лосев,
1984; Н.Д. Васильев, 1991); воспитания и повышения эффективности
использования психических качеств - концентрации,
объема и переключения внимания, зрительной памяти,
скорости протекания^^с^ш^ея^йр^гйзоцессов, скорости переработки
информации :И>в&раббтки^управляющих воздейст
Стр.3