№
БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
УДК 796. <...> 012
ГУЛИДИН ПЕТР КОНСТАНТИНОВИЧ
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ
МАЛЬЧИКОВ 10-11 ЛЕТ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТЕМПОВ
ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗМА
13.00.04- Теория и методика физического воспитания, спортивной
тренировки, оздоровительной и адаптивной физической
культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Минск, 2002
Работа выполнена в Витебском государственном
университете им. <...> А.С. Пушкина (факультет физического
воспитания и спорта)
Защита состоится 15 мая 2002 года в 15.00 часов на заседании совета
по защите диссертаций Д 23.01.01 при Белорусской государственной
академии физической культуры
(220020, г.Минск, проспект
Машерова, 105, тел. <...> С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Белорусской
государственной академии физической культуры. <...> Наумовец,
1989 и др.], а так же оказывает стимулирующее воздействие на развитие дру
гих физических качеств. <...> Поэтому, несмотря на большое количество работ о
подходах и методических приемах по развитию скоростно-силовых качеств,
опубликованных к настоящему времени [В.П. Филин, 1974, 1979; В.Г. Ала
бин, 1981; А.А. Гужаловский, 1979, 1997; А.Н. Конников, 1984; В.А. Овсянкин, 1985; Т.П. Юшкевич, 1991 и др.], дальнейшее научное обоснование
средств и путей оптимизации скоростно-силовой подготовки школьников в
процессе физического воспитания является актуальной проблемой. <...> Проведенные исследования [И.И. Бахрах, Р.Н. Дорохов, 1980, 1991 и др.]
показали, что процессу формирования организма детей свойственна гетерохронность: ускорение и замедление темпов развития. <...> Однако до настоящего времени факт гетерохронности ин
дивидуальных темпов формирования организма детей при развитии скорост
но-силовых качеств в процессе физического воспитания мальчиков 10-11 лет
учитывается недостаточно. <...> Это позволяет считать оправданным комплексное изучение особенностей
развития скоростно-силовых качеств мальчиков <...>
Комплексная_оценка_скоростно-силовых_качеств_мальчиков_10-11_лет_с_учетом_индивидуальных_темпов_формирования_организма..pdf
№
БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
УДК 796. 012
ГУЛИДИН ПЕТР КОНСТАНТИНОВИЧ
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ
МАЛЬЧИКОВ 10-11 ЛЕТ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТЕМПОВ
ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗМА
13.00.04- Теория и методика физического воспитания, спортивной
тренировки, оздоровительной и адаптивной физической
культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Минск, 2002
Стр.1
Работа выполнена в Витебском государственном
университете им. П.М. Машерова
Научный руководитель - Семкин А.А., доктор биологических наук,
профессор
(заведующий кафедрой
физиологии и биохимии БГАФК)
Официальные оппоненты - Барков В.А., доктор педагогических наук,
профессор (ректор Гродненского областного
института повышения квалификации и
переподготовки руководящих работников
и специалистов образования)
- Овсянкин В.А., кандидат педагогических
наук, доцент (заведующий кафедрой
физического
БПТУ им. М. Танка)
Оппонирующая организация - Брестский государственный университет
им. А.С. Пушкина (факультет физического
воспитания и спорта)
по защите диссертаций Д 23.01.01 при Белорусской государственной
академии физической культуры
Машерова, 105, тел. 250-63-62).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Белорусской
государственной академии физической культуры.
Автореферат разослан 15 апреля 2002 г.
МММ III ••111 Hill Hill Hill НШ IIIII IIII I llll * llll lll l
T000004783
ЦОБ по ФКиС
РГДЛК -
Ученый секретарь
совета по защите диссертаций
Т.Д. Полякова
Защита состоится 15 мая 2002 года в 15.00 часов на заседании совета
(220020, г.Минск, проспект
воспитания и спорта
Стр.2
1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы диссертации. Уровень развития скоростно-силовых
качеств во многом определяет успешность обучения технике двигательных
действий [Т.А. Глазков,1985; Е.А. Масловский, 1967,1993; А.А. Зданевич,
2001 и др.], он имеет достоверное, различной степени значимости, влияние на
результаты контрольных упражнений [Ю.Г. Травин, 1983; СВ. Наумовец,
1989 и др.], а так же оказывает стимулирующее воздействие на развитие других
физических качеств. Поэтому, несмотря на большое количество работ о
подходах и методических приемах по развитию скоростно-силовых качеств,
опубликованных к настоящему времени [В.П. Филин, 1974, 1979; В.Г. Алабин,
1981; А.А. Гужаловский, 1979, 1997; А.Н. Конников, 1984; В.А. Овсянкин,
1985; Т.П. Юшкевич, 1991 и др.], дальнейшее научное обоснование
средств и путей оптимизации скоростно-силовой подготовки школьников в
процессе физического воспитания является актуальной проблемой.
Проведенные исследования [И.И. Бахрах, Р.Н. Дорохов, 1980, 1991 и др.]
показали, что процессу формирования организма детей свойственна гетерохронность:
ускорение и замедление темпов развития. У детей одного и того
же календарного возраста отмечаются значительные вариации в степени развития
костной системы, в половом развитии, размерах и пропорциях тела. Все
это создает биомеханические и функциональные особенности их двигательной
деятельности. Однако до настоящего времени факт гетерохронности индивидуальных
темпов формирования организма детей при развитии скоростно-силовых
качеств в процессе физического воспитания мальчиков 10-11 лет
учитывается недостаточно. Процесс физического воспитания, в ряде случаев,
осуществляется без учета биологического развития преимущественно по календарному
возрасту или только учитываются морфологические признаки,
которые не всегда совпадают с биологическим возрастом. Однако одинаковые
по характеру, воздействия физические упражнения могут вызывать различные
реакции у детей с разными темпами формирования организма.
Это позволяет считать оправданным комплексное изучение особенностей
развития скоростно-силовых качеств мальчиков 10-11 лет, с учетом индивидуальных
темпов формирования организма, поиска оптимального подхода
при воспитании скоростно-силовых качеств в учебном процессе по физической
культуре. Все это и определило актуальность темы.
Связь работы с крупными программами, темами. Работа входит в
комплексную региональную научно-техническую программу Витебского государственного
университета 1996-2005 гт: «Белорусское Поозерье: Природные
ресурсы, материальная и духовная культура», утвержденную 29 декабря
1995 г. Раздел 3: «Здоровый образ жизни, формирование гармонически развитой
личности. Проблемы образования и воспитания». Обобщенная тема:
«Формирование физической культуры личности детей и учащейся молодежи».
Цель и задачи исследования. Целью работы является комплексная
оценка скоростно-силовых качеств мальчиков 10-11 лет с учетом индивиду
Стр.3