На правах рукописи
Батова Елена Анатольевна
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ,
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ АДАПТАЦИЮ СТУДЕНТОК
К УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СРЕДСТВАМИ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ
13.00.04. - теория и методика физического воспитания, спортивной
тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва-2003
Работа выполнена в Орловском государственном университете. <...> А с другой стороны - эффективная, профессиональная подготовка
должна находится в границах психофункциональных
возможностей
человека, чтобы не вызвать патологические состояния и болезни (Г.Г.
Аракелов, 1995; П.З. Бундзен, О.М. Евдокимова, 1998; Б.К. Каражанов, 1986; <...> Поэтому будущему специалисту
важно научиться управлять своим психофункциональным состоянием, чтобы
обеспечить успешность продвижения в профессиональной деятельности и
жизнедеятельности в целом. <...> Особая роль в решении вопросов профессиональной подготовки
принадлежит физической культуре, которая способствует повышению
адаптивных возможностей и способностей личности, установлению высокого
функционального и физического состояния, динамичного соотношения
физического
и
духовного,
обеспечивает
формирование
таких
общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое
благополучие, физическое совершенство (Е.В. Быков, А.П. Исаев, 1998; МЛ. <...> Научнообоснованное расширение и обеспечён^адаптйвных возможностей студента
в процессе физического воспитания ^^ггроблема практическая, научносоциальная, а потому и актуальна/- 1 д ь^
Л
4
Физическая культура в вузе выступает как учебная дисциплина и
важнейший базовый компонент формирования общей культуры молодежи. <...> В
государственном образовательном стандарте определены приоритеты
личности в области физической культуры, представлено и содержательнотехнологическое обеспечение единства физического воспитания <...>
Организационно-педагогические_условия_и_факторы,_определяющие_адаптациюб_студенток_к_учебно-профессиональной_деятельности_средствами_ритмической_гимнастики..pdf
На правах рукописи
Батова Елена Анатольевна
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ,
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ АДАПТАЦИЮ СТУДЕНТОК
К УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СРЕДСТВАМИ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ
13.00.04. - теория и методика физического воспитания, спортивной
тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва-2003
Стр.1
Работа выполнена в Орловском государственном университете.
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук, доцент Макеева Вера Степановна
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор Виленский М.Я.,
доктор педагогических наук, профессор Чесноков Н.Н.
Ведущая организация:
Московский государственный областной университет
.
За
Защита диссертации состоится « 7 »о^'^О^^2003г. в ^5 часов на
заседании диссертационного совета K.J 11.003.01. при Российской
Государственной академии физической культуры по адресу: Москва,
Сиреневый бульвар, д.4, ауд. 603.
С диссертацией можно ознакомится в библиотеке Российской
Государственной академии физической культуры.
Автореферат разослан <
^^сЛ^ЮОЗ г.
3*^ 4 ?2(
диссертационного совета
Ученый секретарь
ц о Б п о Ф К и С . „ ..
Р г А <ъ к
Т000004801
Чеоотарева И.В.
Стр.2
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. В начале XXI столетия социальнотехногенное
развитие общества стало все больше характеризоваться
динамичным прогрессом социальных, но вместе с тем, и снижением
природных, физических и психических качеств человека. Интеллект теряет
уравновешенность. Само усложнение
технологических
процессов,
механизация, автоматизация, кибернетизация и компьютеризация труда,
наличие в окружающей среде вредных для организма человека отходов
производства, подчас несовершенная организация труда, отрицательно
воздействуя на состояние работника, уровень его работоспособности,
приводит к психоэмоциональным перегрузкам, сокращению двигательной
активности и возникновению общих и профессиональных заболеваний.
Поэтому одной из актуальных проблем современней науки остается
проблема изучения закономерностей процесса адаптации человека к
различным факторам среды.
Многочисленные исследования адаптивных процессов человека
показывают, что расширение функциональных возможностей организма и
использование их в профессиональной подготовке возможно только при
предъявлении организму значительных по воздействию факторов внешней
среды, чтобы вызвать срочную и в дальнейшем долговременную реакцию
адаптации (Н.А. Агаджанян, Т.В. Ионова, М.Ф. Сауткин, 1994; А.И.
Воложин, 1987 и другие). Изменения ритмов и условий жизни, труда и быта
людей предъявляют новые требования к жизнедеятельности современного
человека, которые немыслимы без напряжения нерзкой системы и
отрицательных эмоций.
А с другой стороны - эффективная, профессиональная подготовка
должна находится в границах психофункциональных
возможностей
человека, чтобы не вызвать патологические состояния и болезни (Г.Г.
Аракелов, 1995; П.З. Бундзен, О.М. Евдокимова, 1998; Б.К. Каражанов, 1986;
А.В. Родионов, 1995; В.Д. Тимаков, 1972).. Поэтому будущему специалисту
важно научиться управлять своим психофункциональным состоянием, чтобы
обеспечить успешность продвижения в профессиональной деятельности и
жизнедеятельности в целом.
Особая роль в решении вопросов профессиональной подготовки
принадлежит физической культуре, которая способствует повышению
адаптивных возможностей и способностей личности, установлению высокого
функционального и физического состояния, динамичного соотношения
физического
и духовного,
обеспечивает
формирование
таких
общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое
благополучие, физическое совершенство (Е.В. Быков, А.П. Исаев, 1998; МЛ.
Виленский, 1982; В.И. Ильинич, 1995; В.И Харитонов, 1998). Научнообоснованное
расширение и обеспечён^адаптйвных возможностей студента
в процессе физического воспитания ^^ггроблема практическая, научносоциальная,
а потому и актуальна/- 1дь^
Л
Стр.3