БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
АДАМОВА МАРИНА ВИКТОРОВНА
ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ СРЕДНИХ
СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К СОВРЕМЕННЫМ
СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ <...> Теория и мегодика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной
физической культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата
педагогических наук
Улан-Удэ-2001
Работа выполнена в Бурятском государственном университете
Научный руководитель:
член-корреспондент РАО
доктор педагогических наук,
профессор С.В.Калмыков
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук,
профессор Л.В.Гаськов
кандидат социологических наук,
доцент Н.С.Бабушкина
Ведущая организация:
Забайкальский государственный педагогический
университет им. <...> Н.Г.Чернышевского
Зашита состоится 21 декабря
2001 г. в
диссертационного совета Д 212.022.02
14 часов
на заседании
при Бурятском государственном
университете по адресу: 670000, Улан-Удэ, ул. <...> Но как бы пи совершенствовался процесс обучения студента в среднем
специальном учебном заведении, выпускника нельзя рассматривать как вполне
"завершённого" специалиста. <...> Переход от вчерашнего студента к молодому
специалисту связан с процессом его адаптации к социально-экономическим и
политическим условиям общества. <...> Проблема адаптации молодого специалиста не нова, различные ее
аспекты неоднократно описывались и исследовались в научно-педагогической
лигературе. <...> Значительный вклад в разработку проблемы профессиональной адаптации к
педагогической деятельности <...> В
аспекты
проблем
профессиональной адаптации: критерии адаптации, её сущность, механизмы,
закономерности
формирования
совершенствованию
процесса
и
т.д.
адаптации. <...> Разработаны
Однако
рекомендации
практически
по
отсутствуют
работы, посвященные особенностям протекания этого процесса у начинающих
преподавателей непосредственно в области физической культуры <...>
Проблемы_адаптации_выпускников_средних_специальных_учебных_заведений_физической_культуры_к_современным_социально-экономическим_условиям.pdf
БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
АДАМОВА МАРИНА ВИКТОРОВНА
ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ СРЕДНИХ
СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К СОВРЕМЕННЫМ
СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ
13.00.04. Теория и мегодика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной
физической культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата
педагогических наук
Улан-Удэ-2001
Стр.1
Работа выполнена в Бурятском государственном университете
Научный руководитель:
член-корреспондент РАО
доктор педагогических наук,
профессор С.В.Калмыков
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук,
профессор Л.В.Гаськов
кандидат социологических наук,
доцент Н.С.Бабушкина
Ведущая организация:
Забайкальский государственный педагогический
университет им. Н.Г.Чернышевского
Зашита состоится 21 декабря 2001 г. в 14 часов
на заседании
диссертационного совета Д 212.022.02 при Бурятском государственном
университете по адресу: 670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а.
С диссертацией можно ознакомится в библиотеке БГУ.
Автореферат разослан 21 ноября 2001 г.
Т000004702
ЦОБ по ФКиС
РГАФК"
Ученый секретарь диссертационного совета,
кандидат педагогических наук
И.Г.Моргунова
Стр.2
1
Общая характеристика работы
Актуальность исследования. Современное общество в условиях
непрерывного развития всех его сфер (социальной, экономической, политической
и др.) предъявляет все более высокие требования к качеству подготовки
специалистов для всех областей социальной практики. «Интересна деятельность
человека ..., способность его адаптации к рынку, конкурешдии, соперничеству,
риску, в целом — относительно новым социально-экономическим реалиям»
(С.В.Калмыков, 1998).
Но как бы пи совершенствовался процесс обучения студента в среднем
специальном учебном заведении, выпускника нельзя рассматривать как вполне
"завершённого" специалиста. Переход от вчерашнего студента к молодому
специалисту связан с процессом его адаптации к социально-экономическим и
политическим условиям общества. В свою очередь, успешная адаптация во
многом определяется
мотивацией,
направленностью,
психологическим
комфортом, моральной удовлетворённостью, трудовой деятельностью и в
решающей степени может повлиять на судьбу специалиста в избранной им сфере
деятельности.
Проблема адаптации молодого специалиста не нова, различные ее
аспекты неоднократно описывались и исследовались в научно-педагогической
лигературе. Так,
в работах М. П. Будякина Л. А. Русалиновой (1973),
Г. И. Мельникова (1972), Э. Ф. Зеера (1988), Л. М. Растовой (1973) представлено
последовательное изложение
теории и практики адаптации молодых
специалистов; характеристике трудностей профессиональной деятельности
учителя посвящена работа Т. С. Поляковой (1983); уровни адаптации
рассматриваются в трудах А. И. Борискина (1987), Д. А. Субочевой (1981),
Л. Л. Шпак (1987), А. К. Марковой (1990); изучению разновидностей социальной
адаптации посвящены исследования А. В. Сахно (1973), М. А. Славиной (1976).
Стр.3