На правах рукописи
АБАЛЯН АВАК ГЕНЬЕВИЧ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ
РЕШЕНИЯ ГАНДБОЛИСТОМ
13.00.04. <...> С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РГАФК. <...> Гандбол есть игра многопозиционная, для которой
характерно скоротечность, проблемность, конфликтность игровых ситуаций и ско
рость их разрешения, что в свою очередь предъявляет необходимые требования к
личности спортсмена, к проявлением физических и интеллектуальных способностей
спортсмена. <...> Среди ряда способностей спортсмена данного вида спорта и многооб
разных факторов, обуславливающих соревновательную деятельность а гандболе,
наименее разработанным и исследованным является умение и процесс разрешения
проблемно-игровых ситуаций, центральным звеном которого является механизм при
нятия решения относительно применения того или иного технического и тактическо
го действия спортсмена. <...> Как показал анализ, процесс принятия решения является междисциплинарным
объектом, в изучении которого принимают участие специалисты как естественных,
так и гуманитарных наук: педагогика, психология, философия, физиология, матема
тика, кибернетика, социология, экономика, и др. <...> В следствии разработки данной
проблемы многими специалистами различных наук, каждая из которых разработала
свое специфическое видение процесса принятия решения (ППР), сложилась ситуация
многозначности в понимании данного процесса и неопределенности в реализации на
практике. <...> Проблемность ситуации становится более прозрачной при переходе от чисто на
учной значимости исследования к практической, когда в центр внимания ставится
вопрос, суть которого в том, какая из разработанных моделей процесса принятия ре
шений реализуется или должна реализовываться в рамках спортивной игры в ганд
бол? <...> Какое представление, разработанное для специфических задач и ситуаций по
ложить в основу процесса подготовки и обучения будущих специалистов в области
гандбола <...>
Психолого-педагогические_аспекты_процесса_принятия_решения_гандболистом..pdf
На правах рукописи
АБАЛЯН АВАК ГЕНЬЕВИЧ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ
РЕШЕНИЯ ГАНДБОЛИСТОМ
13.00.04. - Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки и оздоровительной
физической культуры
19.00.01. - Общая психология, история психологии
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва - 2000
Стр.1
Работа выполнена в Российской Государственной Академии физической
культуры
Научный руководитель - кандидат психологических наук,
доцент Непопалов В.Н.
Официальные оппоненты: - доктор педагогических наук,
профессор Голомазов СВ.
- доктор педагогических наук,
профессор Малиновский СВ.
Ведущая организация - Московская государственная академия физической
культуры.
Защита диссертации состоится
000 года в /^часов на заседании
диссертационного совета К.046.01.0] Российской Государственной Академии
физической культуры по адресу: 105122, Москва, Сиреневый бульвар, 4.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РГАФК.
Автореферат диссертации разослан
'/?_" _^^Р~/2000 года.
Ученый секретарь
диссертационного совета,
кандидат педагогических наук,
профессор
Ю.Н. Примаков
Стр.2
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Гандбол есть игра многопозиционная, для которой
характерно скоротечность, проблемность, конфликтность игровых ситуаций и скорость
их разрешения, что в свою очередь предъявляет необходимые требования к
личности спортсмена, к проявлением физических и интеллектуальных способностей
спортсмена. Среди ряда способностей спортсмена данного вида спорта и многообразных
факторов, обуславливающих соревновательную деятельность а гандболе,
наименее разработанным и исследованным является умение и процесс разрешения
проблемно-игровых ситуаций, центральным звеном которого является механизм принятия
решения относительно применения того или иного технического и тактического
действия спортсмена.
Как показал анализ, процесс принятия решения является междисциплинарным
объектом, в изучении которого принимают участие специалисты как естественных,
так и гуманитарных наук: педагогика, психология, философия, физиология, математика,
кибернетика, социология, экономика, и др. Каждая из этих научных дисциплин,
исходя из возможностей специфических для нее методов, изучает отдельные аспекты
процесса решения, имея в конечном итоге цель познать механизмы непосредственного
выбора, прогнозировать последствия такого выбора, обеспечить механизм
реализации оптимального и эффективного действия. В следствии разработки данной
проблемы многими специалистами различных наук, каждая из которых разработала
свое специфическое видение процесса принятия решения (ППР), сложилась ситуация
многозначности в понимании данного процесса и неопределенности в реализации на
практике.
Проблемность ситуации становится более прозрачной при переходе от чисто научной
значимости исследования к практической, когда в центр внимания ставится
вопрос, суть которого в том, какая из разработанных моделей процесса принятия решений
реализуется или должна реализовываться в рамках спортивной игры в гандбол?
Какое представление, разработанное для специфических задач и ситуаций положить
в основу процесса подготовки и обучения будущих специалистов в области
гандбола, которым предстоит принимать решение в быстроменяющихся условиях игры?
При этом, проблемность ситуации усложняется при всякой попытке реализовать
какое-нибудь, из ставших уже классическими, представлений в практике обучения
или, например, при выборе спортсменом тактического действия в игре. С нашей точ
Стр.3