Не в силе Бог, а в правде!
Жур нал «По сев».
Учредитель: Не ком мер че с кое Парт нёр ст во
«Из да тель ское, ис следова тель ское и про свети
тель ское со дру же ст во ’’По сев’’»
Издаётся с разрешения и при содействии
издательства POSSEV GmbH Frankfurt am
Main
Глав ный ре дак тор
Ю.С. Цурганов
Ре дак ци он ная кол ле гия:
Т.П. Ар тё мо ва,
Б.Д. Бедросьян, С.В. Волков,
А.Б. Го ря нин, В.Э. До ли нин,
Е.И. Древинский, Г.В. Кокунько,
О.А. Кузнецова, С.М. Маркедонов,
Б.С. Пуш ка рёв, А.Р. Ред лих,
Ю.А. Ры ба ков, В.А. Сендеров,
В.Б. Славин-Боровский,
М.В. Славинский, И.Б. Чубайс,
И.Ю. Шауб, А.Н. Шве дов.
Компьютерная вёрстка
М.Ю. Ро ди о нов
Кор рек тор
К.В. Оскоцкая
Адрес издателя и редакции: 127051, Москва,
ул. Петровка, 26, стр. 2, оф. 96
Те ле фон/факс: (495) 625-9248
E-mail: tsurganov@mail.ru;
posevru@gmail.com
http://www.posev.ru
Адрес типографии ООО Принт сервис
групп: 125438, Москва, 2-й Лихачёвский
пер. 7. Телефон (495) 797-8124
Тираж 800 экз. Свободная цена
Подписано в печать 26.10.2012
Ад рес издательства POSSEV GmbH:
Flurscheideweg 15,
D-65936, Frankfurt a. M., Germany
Tel. 34-1265; fax 34-3841.
http://www.posev.de
E-mail: possev-ffm@t-online.de
Жур нал за ре ги с т ри ро ван в Ми ни с тер ст ве
пе ча ти и ин фор ма ции Рос сий ской Фе де рации
29.11.2002 г.
Сви де тель ст во о ре ги с т ра ции
ПИ № 77-14072
© Не ком мер че с кое Парт нёр ст во «Из да тельское,
ис сле до ва тель ское и про све ти тельское
со дру же ст во ‘’По сев’’»
ISSN 0234-8284
Мне ния ав то ров не все гда сов па да ют
с точ кой зре ния ре дак ции. От вет ст венность
за точ ность при во ди мых све де ний
не сут ав то ры. Ре дак ция в пе ре пи с ку с нео
пуб ли ко ван ны ми ав то ра ми не всту па ет.
Ру ко пи си не воз вра ща ют ся и не ре цензи
ру ют ся. При пе ре пе чат ке лю бых ма тери
а лов ссыл ка на ис точ ник обя за тель на
ПО СЕВ
№ 11 (1622) ноябрь 2012 г.
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Основан в 1945 г. в эмиграции, с 1992 г. издаётся в Москве
Содержание:
СОБЫТИЯ И КОММЕНТАРИИ
Валерий Сендеров. Происшествие с мечетью,
или Глас народа ...........................2
Сергей Маркедонов. «Грузинская мечта»
о непризнанных республиках ...............3
Татьяна Артёмова. Соотечественники .........4
Игорь Чубайс. Надо ли нам продавать
сырую нефть ............................ 11
ОБЩЕСТВО, ПОЛИТИКА, ВЛАСТЬ
Людмила Оболенская-Флам.
Комитет «Книги для России» ............. 13
Александр Суетнов. Зона отчуждения ....... 16
МОСТЫ ИЗ ПРОШЛОГО
Леонид Молчанов. Революционные события
в Закавказье в 1918–1921 гг. .............. 20
Доклад мичмана Алексеева
и подпоручика Дубровин-Дубровского
начальнику Военно-политического
отдела штаба
Добровольческой армии
29 августа 1918 г. ........................ 26
Владимир Чичерюкин-Мейнгардт.
Путешествие в Крым .................... 30
Антон Васильев.
В нашу гавань заходили корабли ......... 36
АРХИВ
Никита Кузнецов.
«1922 год. Дальневосточный Исход» ...... 39
ПИСЬМА И ВСТРЕЧИ
Ростислав Полчанинов.
С интересом и чувством благодарности… . 42
Денис Медов.
От Ульяновска к Симбирску .............. 43
Виталий Конеев.
Рассказ Танкиста ........................ 43
Александр Шведов ......................... 44
Фридрих Незнанский ...................... 44
Ростислав Полчанинов. Письма друзьям .... 45
Иннокентий Хлебников. Полпотовцы
России каяться не намерены ............. 46
ПАМЯТИ ДРУЗЕЙ
Памяти Ярослава Александровича
Трушновича ............................. 47
Стр.2
2 ПОСЕВ
11/2012
СОБЫТИЯ И КОММЕНТАРИИ
Валерий Сендеров
Происшествие с мечетью, или Глас народа
переименований не найдут здесь для себя работы:
дедушка Ленин встречается в митинской топонимике
не чаще, чем король Георг в названиях улочек и пабов
какого-нибудь клондайкского городка. Да и само рождение
нынешнего Митина чем-то сродни Клондайку.
В перестройку, ещё до первых политических свобод,
власть дозволила жилкооперативы — и энергичная плечистая
молодежь ринулась сюда. Трудно и представить
сейчас, чем было тридцать лет назад это место: самые
выселки, вся связь с центром — редкий автобус с выбитыми
стеклами. Но ничего. На квартиру накопили —
теперь и на машину заработаем! И заработали. Золото
здесь не промывают, нефть не бьёт; но населяет Митино
крепкий средний класс. На фоне происходящего, как
пишет пресса, в стране — странно и слышать разговоры
мамаш на детской площадке. О правах, о законах, да как
выбить все полагающееся из местных властей. Многие
подолгу жили за границей, со знанием дела сравнивают
они русские и западные детские сады (и далеко
не всегда в пользу последних). Словно бы перед нами
образ будущей России. Не идеальной, конечно (что за
ерунда!). Но наконец-то близящейся к норме.
И Россия эта — конечно, всё-таки не Аляска. «Се,
Г
творю всё новое!» — было лозунгом пионеров-американцев.
В России такого настроя нет, верно, нигде.
Тысячелетняя история как-никак: куда от нее деться?
Американская молодёжь заворачивается в звездно-полосатые
в знак избавления от предыдущей, европейской
своей истории; наша, здешняя — с энтузиазмом
празднует юбилей. Крещения, Куликова поля, Бородина…
Георгиевских ленточек здесь засилье: на лацканах
пиджаков, на бамперах фольксвагенов; белую — пойди
поищи… И взгляды митинцев — взгляды прикормленного
среднего класса. Власть в меру поругают,
в чём-то коммунистам кивнут. Но в общем-то, «я за ту
же футбольную команду, что и мой шеф».
Но именно в Митино недавно произошли события,
давшие неопровержимую картинку взглядов сего продвинутого,
европейского слоя.
Летом этого года московские власти согласились
предоставить Исламскому объединённому центру мусульманских
организаций России земельный участок
в Митино. Тридцать соток земли расположены на самой
окраине городка, уже на опушке примитинского
леса; здесь планировалось построить мечеть и мусульманский
культурный центр.
Реакция не замедлила. В середине августа по всему
Митино были уже расклеены листовки. Все на митинг
протеста! Мечети не бывать!
«Предыдущие попытки строительства новых мечетей
в столице потерпели фиаско. Так, жители Текстильщиков
год боролись против возведения крупной
мечети на Волжском бульваре. После многочисленных
ородок Митино, где я живу, — окраинный московский
район без советского прошлого. Энтузиасты
акций протеста власти Москвы отменили строительство».
Так назидательно информировала сограждан
«Инициативная группа». Она «выражала обеспокоенность
планами строительства мечети и высказывала
опасения, что исламский центр в районе привлечет
тысячи верующих мусульман, что отразится на транспортной
и даже эпидемической обстановке в районе,
а также создаст проблемы с безопасностью и правопорядком.
Кроме того, «в Митино много других проблем…»
Что
ж, аргументация звучит правдоподобно. И солидно,
лояльно. Культурный всё-таки митинцы народ!
Пока хоть чуть-чуть не вдумаешься в нее.
«Эпидемическая обстановка…» Кто спорит: легче
и заразиться там, где больше людей. Но большая соборная
мечеть в центре Петербурга в качестве рассадника
холеры и чумы пока не замечена. И почему бы
из санитарных соображений, действуя последовательно,
не прикрыть кинотеатры, магазины, метро? Или
у инициативной группы есть основания полагать, что
мечеть станет более посещаемым местом?
«Проблемы с безопасностью и правопорядком…»
На корню «закрывать» мечети — лучший способ такие
проблемы усугублять. Неужели, как ни относись к исламу,
не очевидна эта существенная и простая мысль?
А уж про «много других проблем…» Исходя из
подобной логики, мусульмане лишь после светлого
будущего могут рассчитывать в столице хоть на одну
новую мечеть.
Но главное здесь не в логике. Не в том корень проблемы,
что для строительства выбрано неудачное,
допустим, место. Такие вопросы можно по-деловому
и в разумные сроки решить. Но дело совсем в другом.
Мы это увидим вскорости…
Пока же вернемся к митингу. 19 сентября он состоялся
— на месте планировавшегося строительства,
в назначенный срок. Участников, по разным оценкам,
от полутора до двух тысяч. Вполне представительно
— учитывая 150-тысячное население всего нашего
городка.
«В рамках акции председатель муниципального
собрания района пытался убедить жителей, что депутаты
разберутся со строительством, против которого,
по социологическим опросам, выступают порядка 90%
жителей Митина».
Что ж, в социологические опросы на сей раз верится.
Отказавшись от строительства, власти на сей
раз действительно вняли гласу народа. Но не столько
благочестиво-приглушённому, как в документах ИГ
и в письмах к мэру. Подлинный глас прозвучал, как
легко догадаться, на интернетных форумах.
А ведь у них ещё и праздники бывают. Огородите
детей от зрелища тысяч одновременно поднятых
к небу задниц!
Стр.3