В этом случае, вероятно, удобно применять уже термин «бизнес-процесс». <...> Поэтому
принимается, что в процессном подходе к управлению качеством
участвуют только бизнес-процессы как процессы деятельности, в
связи с чем в настоящей работе под термином «процесс» понимается «бизнес-процесс». <...> При этом входы в общем случае представляют собой сырье, энергию, исполнителей, документацию и информацию, инструменты и оборудование, условия
окружающей среды, а выходами служат продукция, услуги, решения, информация и прочее. <...> Он считал, что взаимодействие между звеньями цепи,
в которой создается ценность, – главный принцип деятельности организации. <...> Хаммер ввел термин «реинжиниринг» для описания развития организации, ориентированной на
потребителей и базирующейся на стратегических бизнес-процессах. <...> на функциональный и процессный подходы к управлению. <...> Недостатки функционального подхода привели, по мнению автора, к переориентации компаний с функционального управления
на процессный подход к управлению организации, это аргументировано следующими аспектами:
- созданием ценности по отношению к конечной продукции сосредоточено в процессах;
- определением границ процесса, а также поставщиков и потребителей позволит обеспечить лучшее взаимодействие и понимание
требований, которые следует удовлетворить;
- при управлении целостным процессом, который проходит
сквозь множество отделов, снижается риск субоптимизации;
- при назначении владельцев процесса удастся избежать распределения ответственности по фрагментам, что часто бывает на спе8
циализированных предприятиях и т.д. <...> Исправить главные недостатки функционального «толкающего»
подхода может процессный подход, при котором процесс «вытягивает» потребитель (внешний или внутренний), т. е. не тогда, когда
на входе процесса есть все условия для работы, а только тогда, когда на его выходе есть спрос на результаты этого процесса. <...> Очень трудно любому российскому <...>
Информационные_технологии_управления_бизнес-процессами_теория_и_практика.pdf
УДК 338.242.2
ББК 65.05
Ц 975
Утверждено к печати редакционно-издательским советом
Бурятского госуниверситета
Р е ц е н з е н т ы
, канд. техн. наук, доцент
, канд. экон. наук, доцент
Цыренов, Д.Д.
Ц 975 Информационные технологии управления бизнеспроцессами:
теория и практика: учеб. пособие. – УланУдэ:
Издательство Бурятского госуниверситета, 2013. –
160 с.
В пособии рассмотрена теория описания, улучшения и управления
бизнес-процессами. Представлена методика построения информационной
системы управления бизнес-процессами, определена эффективность
построенной системы. В качестве иллюстративного материала
представлены примеры построения информационных систем управления
бизнес-процессами на промышленном предприятии и в вузе.
Предназначено для магистрантов, обучающихся по направлениям
«Экономика» и «Менеджмент».
УДК 338.242.2
ББК 65.05
© Бурятский госуниверситет, 2013
© Д.Д. Цыренов, 2013
И
.
С
.
Евдокимова
Ц
.
Н
.
Ян
данова
Стр.2
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Тема 1. Описание и улучшение бизнес-процессов . . . . . . . . 5
1.1. Понятие о процессном подходе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Классификация бизнес-процессов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
1.3. Идентификация и описание бизнес-процессов . . . . . . . . . 23
1.4. Процесс как объект управления и улучшение бизнеспроцессов
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Тема 2. Статистические методы управления процессами . 56
2.1. Виды и методы статистического управления процессами 56
2.2. Статистические методы управления процессами при
контроле по количественному признаку . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
2.3. Статистические методы управления процессами при
контроле по альтернативному признаку . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
Тема 3. Управление бизнес-процессами . . . . . . . . . . . . . . . . 71
3.1. Программа построения сети бизнес-процессов . . . . . . . . 71
3.2. Процесс управления организацией . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
3.3. Система показателей
для управления
бизнеспроцессами
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
Тема 4. Построение информационной системы управления
бизнес-процессами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
4.1. Функциональная модель информационной системы
управления бизнес-процессами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
4.2. Структура информационной системы управления бизнес-процессами
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
4.3. Архитектура информационной системы управления бизнес-процессами
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102
Тема 5. Возможности и эффективность информационной
системы управления бизнес-процессами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
5.1. Функциональность информационной системы управления
бизнес-процессами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
5.2. Управление финансами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115
5.3. Управление материальными потоками . . . . . . . . . . . . . . . 119
5.4. Управление производством . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
5.5. Основные показатели эффективности использования
информационной системы управления бизнес-процессами . . . . .
158
129
Стр.158
Тема 6. Управление бизнес-процессами на производственном
предприятии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133
6.1. Проблемы и решения управления бизнес-процессами на
производственном предприятии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133
6.2. Автоматизация управления бизнес-процессами на промышленном
предприятии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136
Тема 7. Совершенствование системы управления вузом
на основе процессного подхода и автоматизации управления
бизнес-процессами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145
7.1. Вуз как объект системного управления . . . . . . . . . . . . . . 145
7.2. Этапы создания системы управления вуза . . . . . . . . . . . . 150
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157
159
Стр.159