Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

К проблеме композиция и жанр лирического произведения (итоги изучения композиции эпиграммы и элегии Н.А. Некрасова) (80,00 руб.)

0   0
Первый авторСлонь Ольга Васильевна
Издательство[Б.и.]
Страниц7
ID215011
АннотацияВ статье ставится проблема соотношения композиции и жанра стихотворного произведения. Для постановки и решения данной проблемы обобщаются результаты проведённого автором исследования композиции двух стилистически полярных жанров - эпиграммы и элегии.
УДК8Р1.2
Слонь, О. В. К проблеме композиция и жанр лирического произведения (итоги изучения композиции эпиграммы и элегии Н.А. Некрасова) / О. В. Слонь .— : [Б.и.], 2010 .— 7 с. — URL: https://rucont.ru/efd/215011 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Оренбургский государственный педагогический университет К проблеме композиция и жанр лирического произведения (итоги изучения композиции эпиграммы и элегии Н.А. Некрасова) В статье ставится проблема соотношения композиции и жанра стихотворного произведения. <...> Для постановки и решения данной проблемы обобщаются результаты проведённого автором исследования композиции двух стилистически полярных жанров - эпиграммы и элегии. <...> Обращение литературоведов к вопросам композиции лирического произведения начинается ещё в 20-е годы прошлого столетия и продолжается в наши дни (об этом см. Н.И. Копылова)[1]. <...> Он отмечает значимость для композиции соотношения отдельных звеньев произведения, появляющихся в сознании исследователя в результате деления произведения на части. <...> Так, в качестве универсального Т.И. Сильман предлагает двухчастное композиционное строение [3]. <...> Ещё до неё выдающийся теоретик и историк литературы Б.В. Томашевский выдвинул идею трёхчастного строения лирического стихотворения[4], его идея была развита В.Е. Холшевниковым[5], а затем детально разработана Р.А. Евсеевой [6]. <...> М.Л. Гаспаров, анализируя оды Горация, предложил семь «наиболее употребительных переходов от фразы к фразе» [7]. <...> У Б.В. Томашевского и В.Е. Холшевникова речь идёт о развитии образов, у М.Л. Гаспарова и Р.А. Евсеевой, помимо образов, учитывается «логическая последовательность», «временная последовательность», «пространственный охват», «субъективизация» и др. <...> Мы считаем, что количество выделяемых частей, выбор уровня структуры, т.е. методик анализа композиции лирического произведения будет во многом зависеть от жанра, следовательно возникает проблема композиция и жанр, которую мы в течение ряда лет исследовали на материале лирики Н.А. Некрасова [8]. <...> 1 В некрасоведении существуют исследования, авторы которых изучают жанровое своеобразие лирики поэта: К.Н. Григорьян [9] , Е.Н. Опришко [10] и др. <...> Проведённое нами исследование даёт <...>
К_проблеме_композиция_и_жанр_лирического_произведения__(итоги_изучения_композиции__эпиграммы_и_элегии_Н.А._Некрасова).pdf
Вестник ОГУ. – Оренбург, 2010. – №11. – С.12-15 (реестр ВАК) УДК 8Р1.2 Слонь О.В. Оренбургский государственный педагогический университет К проблеме композиция и жанр лирического произведения (итоги изучения композиции эпиграммы и элегии Н.А. Некрасова) В статье ставится проблема соотношения композиции и жанра стихотворного произведения. Для постановки и решения данной проблемы обобщаются результаты проведённого автором исследования композиции двух стилистически полярных жанров - эпиграммы и элегии. Ключевые слова: композиция, жанр, эпиграмма, элегия, творчество Н.А. Некрасова. Обращение литературоведов к вопросам композиции лирического произведения начинается ещё в 20-е годы прошлого столетия и продолжается в наши дни (об этом см. Н.И. Копылова)[1]. Отметим принципиально важные для нас подходы. Единицей композиции, по мнению В.В. Кожинова, является «<…> такой отрезок произведения, в рамках границ которого сохраняется одна определённая форма (или один способ, ракурс) литературного изображения» [2, с.433]. Он отмечает значимость для композиции соотношения отдельных звеньев произведения, появляющихся в сознании исследователя в результате деления произведения на части. Осознавая необходимость членения текста, учёные сделали несколько попыток обозначить конкретное количество частей произведения. Так, в качестве универсального Т.И. Сильман предлагает двухчастное композиционное строение [3]. Ещё до неё выдающийся теоретик и историк литературы Б.В. Томашевский выдвинул идею трёхчастного строения лирического стихотворения[4], его идея была развита В.Е. Холшевниковым[5], а затем детально разработана Р.А. Евсеевой [6]. М.Л. Гаспаров, анализируя оды Горация, предложил семь «наиболее употребительных переходов от фразы к фразе» [7]. У Б.В. Томашевского и В.Е. Холшевникова речь идёт о развитии образов, у М.Л. Гаспарова и Р.А. Евсеевой, помимо образов, учитывается «логическая последовательность», «временная последовательность», «пространственный охват», «субъективизация» и др. Проблема сегментации порождает необходимость и возможность анализировать композицию на разных уровнях. Мы считаем, что количество выделяемых частей, выбор уровня структуры, т.е. методик анализа композиции лирического произведения будет во многом зависеть от жанра, следовательно возникает проблема композиция и жанр, которую мы в течение ряда лет исследовали на материале лирики Н.А. Некрасова [8]. 1
Стр.1