1392
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра культуры
Основы теории коммуникации
Методические рекомендации к учебному курсу
для направления бакалавриата
031600.62 «Реклама и связи с общественностью»
Составитель: С.М.Качалова
Липецк
Липецкий государственный технический университет
2012
ББК Ч 214я 73
К309
Рецензент: канд. культурологии, доц. <...> К 309
Основы теории коммуникации: Методические рекомендации к
учебному курсу/С. <...> В
методических
рекомендациях
приведены
вопросы
для
проведения семинарских занятий, задания для организации самостоятельной
работы студентов по дисциплине «Основы теории коммуникации»
Методические
государственном
ФГОС и
рекомендации
техническом
подготовлены
в
Липецком
университете, соответствуют требованиям
предназначены для студентов
бакалавриата
по направлению
«Реклама и связи с общественностью»
© Качалова С. М., 2012
© ФГОБУ ВПО «Липецкий
государственный технический
университет»
2
РАЗДЕЛ I
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Коммуникация
является
жизнедеятельности
существования
человека
общества. <...> По
необходимым
и
одной
из
и
всеобщим
условием
фундаментальных
основ
этой причине коммуникация выступает
предметом исследовательского интереса самых разных научных направлений
гуманитарного, естественнонаучного и технического профиля. <...> Поскольку
коммуникативная проблематика весьма разнообразна и широка, в конце ХХ в.
возникла необходимость в формировании общей теории коммуникации и, в ее
рамках, теории социальной коммуникации. <...> Целью данного курса является ознакомление с историей возникновения и
р азвития различных теорий массовой коммуникации как видом деятельности и
социальным процессом, а также современными теориями коммуникаций. <...> Задачи курса состоят в ознакомлении с историческими вехами
возникновения <...>
Основы_теории_коммуникации.pdf
РАЗДЕЛ I
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Коммуникация является необходимым и всеобщим условием
жизнедеятельности человека и одной из фундаментальных основ
существования общества. По этой причине коммуникация выступает
предметом исследовательского интереса самых разных научных направлений
гуманитарного, естественнонаучного и технического профиля. Поскольку
коммуникативная проблематика весьма разнообразна и широка, в конце ХХ в.
возникла необходимость в формировании общей теории коммуникации и, в ее
рамках, теории социальной коммуникации.
Целью данного курса является ознакомление с историей возникновения и
р азвития различных теорий массовой коммуникации как видом деятельности и
социальным процессом, а также современными теориями коммуникаций.
Применительно к подготовке специалиста по связям с общественностью в
курсе «Основы теории коммуникации» основное внимание уделяется
проблемам, которые возникают в практике работы структур, занятых этими
видами деятельности.
Задачи курса состоят в ознакомлении с историческими вехами
возникновения и развития коммуникации,
теорий информации и
коммуникации с целью выделения из общей теории массовой коммуникации
узловых моментов, дающих представление специалистам по связям с
общественностью о процессах коммуникации, участниками которых им
предстоит быть и которые им придется формировать. Важной задачей также
является изучение типов, видов, функций коммуникаций, форм, моделей и
структурных компонентов коммуникации. Знание содержания коммуникации,
семиотика языка и другие базовые знания позволят студентам успешно освоить
другие специальные дисциплины в системе курсов по связям с
общественностью. Кроме того, задачей курса является ознакомление студентов
3
Стр.3
со спецификой коммуникаций в различных сферах социальной жизни, освоение
методов исследования коммуникации.
Требования к уровню освоения дисциплины:
После изучения дисциплины студент должен:
а) знать:
историю возникновения и развития коммуникации;
основные определения и концепции функционирования социальных
коммуникаций;
условия превращения коммуникации в массовую коммуникацию;
теории массовой коммуникации и информации, разработанные
зарубежными и отечественными учеными;
определение коммуникации как двустороннего процесса в
внутриличностном, межличностном и социальном контекстах;
специфика прессы, радио и телевидения как средств массовой
коммуникации.
теоретические основы производства, мультипликации, распространения,
приема, распознавания и использования информации;
способы передачи информации в коммуникационном процессе ;
основные условия успешного прохождения информации по элементам
коммуникативной системы;
принципы обеспечения процесса коммуникации, разработанные
зарубежными и отечественными учеными;
теоретические и практические вопросы организации общения как
коммуникативного процесса.
4
Стр.4