М.С. Кузьмин
Экономика
предприятий и организаций:
практикум
(учебное пособие)
1
Казань
2013
УДК 658
ББК 65.422.1
К
Рекомендовано к печати учебно-методическим советом
по качеству образовательного процесса КИ (филиала) ФГБОУ ВПО РГТЭУ
Автор-составитель: <...> ISBN
В учебном пособии представлены типичные задачи для решения по изучаемым темам
экономических дисциплин «Экономика предприятий (организаций)», «Экономика торговой организации», «Экономика предприятий и организаций», тестовые задания, деловые
игры и деловые ситуации. <...> Сборник содержит задачи, рассматриваемые на практических занятиях по дисц иплинам «Экономика предприятий (организаций)», «Экономика торговой организации»,
«Экономика предприятий и организаций» и входящие в состав экзаменационных тестов, а
также приведены задачи, не используемые в рамках данных дисциплин. <...> Цель деловой игры
Данная деловая игра предназначена для студентов, обучающихся по специальностям
080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080105.65 «Финансы и кредит», 080102
«Мировая экономика», изучающих курс «Экономика организаций (предприятий)». <...> В ходе проведения деловой игры студенты закрепят на практике теоретические
основы и принципы регулирования предприятий со стороны государства, приобретут
навыки составления государственных программ по поддержке предпринимательства. <...> Этапы деловой игры
Игровой процесс по указанной теме рассчитан на 1 академический час и включает 5
этапов. <...> 3) Определение состава участников деловой игры и ознакомление их с функциями в
ходе игрового процесса; <...> Каждая
подгруппа имитирует «союз предпринимателей», «депутатский корпус», «общество независимых экспертов». <...> Руководитель деловой игры распределяет между подгруппами обязанности: «союз
предпринимателей» должен разработать и защитить законопроект-программу по государственной поддержке предпринимательской деятельности; «депутатский корпус» - программу по регулированию деятельности предприятий <...>
Экономика_предприятий_и_организаций_практикум._Учебное_пособие.-_Казань_ГБУ_«Республиканский_центр_мониторинга_качества_образования»_(редакционно-издательский_отдел),_2013.-_80с..pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
(филиал)
ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ:
практикум
ЭКОНОМИКА
(учебное пособие)
0
Стр.1
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный торгово-экономический университет»
Казанский институт (филиал)
М.С. Кузьмин
Экономика
предприятий и организаций:
практикум
(учебное пособие)
1
Стр.2
Казань
2013
УДК 658
ББК 65.422.1
К
Рекомендовано к печати учебно-методическим советом
по качеству образовательного процесса КИ (филиала) ФГБОУ ВПО РГТЭУ
Автор-составитель:
М.С.Кузьмин, старший преподаватель кафедры коммерческой деятельности на
рынке товаров и услуг Казанского института (филиала) РГТЭУ.
Рецензенты:
Г.Г. Сергеенко, к.х.н., доцент кафедры коммерческой деятельности на рынке товаров
и услуг Казанского института (филиала) РГТЭУ;
Ф.А.Мухаметшина, к.э.н., доцент кафедры экономической теории Казанского
научного исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева
(КНИТУ-КАИ).
Кузьмин М.С.
К
Экономика предприятий и организаций: практикум. Учебное пособие.- Казань:
ГБУ «Республиканский центр мониторинга качества образования» (редакционноиздательский
отдел), 2013.- с.
ISBN
В учебном пособии представлены типичные задачи для решения по изучаемым темам
экономических дисциплин «Экономика предприятий (организаций)», «Экономика торговой
организации», «Экономика предприятий и организаций», тестовые задания, деловые
игры и деловые ситуации.
Пособие рекомендуется студентам экономических направлений и профилей («Экономика
и управление на предприятии», «Экономика предприятий и организаций», «Бухгалтерский
учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит»), преподавателям, аспирантам, слушателям
высших учебных заведений.
© Кузьмин М.С., 2013
ISBN
© Оформление КИ РГТЭУ, 2013
2
Стр.3
Введение
Целью сборника является проверка и закрепление теоретических знаний студентов,
полученных на лекциях и при самостоятельной работе с литературой.
Задания включают практические задания в виде задач, тестовых заданий, деловых
ситуаций, деловых игр и вопросов для самоконтроля.
Подготовка к семинарам и решение практических задач с последующим их анализом
и выводами по его результатам позволяет полнее усвоить предмет и развить навыки самостоятельного
экономического мышления.
Сборник содержит задачи, рассматриваемые на практических занятиях по дисциплинам
«Экономика предприятий (организаций)», «Экономика торговой организации»,
«Экономика предприятий и организаций» и входящие в состав экзаменационных тестов, а
также приведены задачи, не используемые в рамках данных дисциплин.
Практикум состоит из нескольких разделов. Каждый раздел включает задачи, тематически
связанные с соответствующими лекциями перечисленных выше дисциплин. Задачи,
включенные в каждый раздел, не являются однотипными и позволяют продемонстрировать
различные практические вопросы, связанные с темой этой лекции.
Сборник содержит задачи различной степени сложности для студентов разного
уровня подготовки. Это позволяет студентам и преподавателям лучше оценить возможности
учащегося, а также на примере легких задач понять принцип решения сложных.
Эти задачи, как и любые другие экономические задачи, могут не иметь единственного
правильного решения, могут существовать альтернативы, что открывает дополнительные
возможности для студентов.
3
Стр.4
Раздел 1. Методологические основы экономики организаций.
Тема 1. Экономические основы развития коммерческих предприятий.
Деловая игра «Государственное регулирование предпринимательской деятельности
и государственная поддержка предприятий в экономике страны»
1. Цель деловой игры
Данная деловая игра предназначена для студентов, обучающихся по специальностям
080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080105.65 «Финансы и кредит», 080102
«Мировая экономика», изучающих курс «Экономика организаций (предприятий)». Деловая
игра призвана вооружить студентов необходимым минимумом практических знаний и
навыков в области разработки мер государственного регулирования деятельности предприятий,
а также мер государственной помощи предприятиям в условиях рыночной экономики.
В ходе проведения деловой игры студенты закрепят на практике теоретические
основы и принципы регулирования предприятий со стороны государства, приобретут
навыки составления государственных программ по поддержке предпринимательства.
Наряду с этим, деловая игра обеспечит развитие у студентов организаторских способностей,
инициативного творческого подхода к решению проблемных задач.
2. Этапы деловой игры
Игровой процесс по указанной теме рассчитан на 1 академический час и включает 5
этапов.
1) Ознакомление студентов с целями и задачами предстоящего игрового процесса;
2) Проверка, углубление и закрепление знаний студентов по теоретическим аспектам
разработки программ государственного регулирования и поддержки предпринимательства;
3)
Определение состава участников деловой игры и ознакомление их с функциями в
ходе игрового процесса;
4) Самостоятельная работа студентов по решению игровой задачи (разработка программы
государственного регулирования предприятий и программы по поддержке предприятий
и их защита):
- выбор отрасли экономики; организационно-правовой формы предприятия;
- выбор вида программы (государственная поддержка либо государственное регулирование);
-
составление текста программы, проведение необходимых расчетов;
- защита программы.
5) Подведение итогов деловой игры.
3.Условия проведения деловой игры
Группа студентов делится на 3 подгруппы с равным количеством человек. Каждая
подгруппа имитирует «союз предпринимателей», «депутатский корпус», «общество независимых
экспертов».
Руководитель деловой игры распределяет между подгруппами обязанности: «союз
предпринимателей» должен разработать и защитить законопроект-программу по государственной
поддержке предпринимательской деятельности; «депутатский корпус» - программу
по регулированию деятельности предприятий в условиях рыночной экономики;
«общество независимых экспертов» должно проанализировать представленные программы,
выявить слабые стороны, оценить защиту программ.
Подгруппы должны составить тексты программ, разбитых на пункты, с обоснованием
необходимости внедрения каждого из них.
4. Функции руководителя деловой игры
Руководитель деловой игры должен ознакомить участников с условиями и этапами
игры, с функциями и обязанностями участников, порядком оформления выступления. Руководитель
деловой игры распределяет между подгруппами обязанности «союза предпринимателей»,
«депутатского корпуса», «общества независимых экспертов». Каждая подгруппа
должна разработать и защитить программу определенного вида. Руководитель
4
Стр.5