ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
ЛАЗУТКИНА ЛАРИСА НИКОЛАЕВНА
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
И РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ У КУРСАНТОВ
ВОЕННЫХ КОМАНДНЫХ ВУЗОВ
Специальность 13.00.08 – Теория и методика
профессионального образования
ДИССЕРТАЦИЯ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ
ДОКТОРА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК
МОСКВА - 2008
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………... <...> Обоснование Педагогической концепции формирования и развития
речевой культуры у курсантов военных командных вузов………….. <...> ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
НАУЧНЫХ И ПРИКЛАДНЫХ ОСНОВ ФОРМИРОВАНИЯ
И РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ У КУРСАНТОВ
ВОЕННЫХ КОМАНДНЫХ ВУЗОВ
3.1. <...> Выработка у курсантов устойчивой мотивации к развитию
речевой культуры…………………………………………………….... <...> Оптимизация культурноречевого совершенствования курсантов
в учебной и внеучебной деятельности……………………………….. <...> Осуществляющаяся модернизация Вооруженных Сил Российской Федерации и системы высшего военного образования актуализировала требования к качеству речевой культуры военного специалиста. <...> В первую очередь
это касается офицеров, осваивающих командные специальности и осуществляющих управленческую, военно-педагогическую и воспитательную деятельность в подчиненных подразделениях. <...> Выполнение всех этих требований возможно
лишь при условии повышения внимания к уровню культуры межличностного
и военно-профессионального речевого общения как средства и результата
овладения военной командной специальностью. <...> Так, 72 % опрошенных курсантов не удовлетворены уровнем своей грамотности, испытывают трудности в оформлении устной и
письменной речи; 54 % курсантов, владея учебным материалом, не способны
корректно сформулировать ответ на занятии, логично построить высказывание; 61 % курсантов в полевых условиях, имитирующих боевую обстановку,
испытывают растерянность при исполнении командирских обязанностей, не
могут четко <...>
_ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ_КОНЦЕПЦИЯ_ФОРМИРОВАНИЯ__И_РАЗВИТИЯ_РЕЧЕВОЙ_КУЛЬТУРЫ_У_КУРСАНТОВ_ВОЕННЫХ_КОМАНДНЫХ_ВУЗОВ.pdf
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………...4
Глава I. ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ
У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ КОМАНДНЫХ ВУЗОВ
1.1. Становление и развитие теории и практики формирования речевой
культуры у курсантов в отечественной военной школе………………26
1.2. Основные тенденции развития речевой культуры у курсантов в
военных вузах советского периода……………………………………..50
1.3. Исследование принципов и способов развития речевой культуры
в зарубежных военных учебных заведениях…………………………..63
Глава II. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И
РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ У КУРСАНТОВ
ВОЕННЫХ КОМАНДНЫХ ВУЗОВ
2.1. Обоснование Педагогической концепции формирования и развития
речевой культуры у курсантов военных командных вузов…………..88
2.2. Сущность, содержание и структура процесса формирования
речевой культуры у курсантов………………………………………...121
2.3. Разработка педагогических технологий развития речевой
культуры в высшей военной школе…………………………………....160
Глава III. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
НАУЧНЫХ И ПРИКЛАДНЫХ ОСНОВ ФОРМИРОВАНИЯ
И РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ У КУРСАНТОВ
ВОЕННЫХ КОМАНДНЫХ ВУЗОВ
3.1. Анализ практики формирования и развития речевой культуры
в высшей военной школе………………………………………………189
3.2. Организация, содержание и методика опытно-экспериментального
исследования……………………………………………………………211
3.3. Ход и результаты педагогического эксперимента по повышению
эффективности культурноречевого развития курсантов…………….236
Глава IV. ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ
КУЛЬТУРЫ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ КОМАНДНЫХ ВУЗОВ
4.1. Подготовка командного и профессорско-преподавательского
состава военных вузов к формированию речевой культуры
у курсантов……………………………………………………………..264
Стр.2
3
4.2. Выработка у курсантов устойчивой мотивации к развитию
речевой культуры……………………………………………………....282
4.3. Оптимизация культурноречевого совершенствования курсантов
в учебной и внеучебной деятельности………………………………..308
4.4. Проектирование и внедрение современных педагогических
технологий формирования и развития речевой культуры
в высшей военной школе……………………………………………...332
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….359
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………..371
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………398
Стр.3
4
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Наблюдаемые в настоящее время в российском
обществе сложные и противоречивые процессы в сфере национальной
речевой культуры, проявляющиеся, с одной стороны, в осознании важной
роли русского языка как средства объединения и развития нации, высоких
требованиях к грамотности и культуре общения специалиста на современном
рынке труда, а с другой стороны, в низком уровне культуры бытовой
речи, популяризации ненормативной и иноязычной лексики средствами массовой
информации, снижении качества обучения русскому языку в общеобразовательной
школе (по результатам ЕГЭ за 2007 год, из более чем 600 000
выпускников лишь немногим свыше 250 смогли получить максимальные 100
баллов), зачастую оказывают негативное воздействие на допризывную и армейскую
молодежь.
В целях разрешения сложившейся ситуации Правительством Российской
Федерации были разработаны Проект Федерального закона от 2001 года
«О русском языке как государственном языке Российской Федерации» и Постановление
№ 483 от 27.07.2001 «О Федеральной целевой программе «Русский
язык»», направленные на обеспечение возрождения у граждан нашей
страны неотъемлемой составляющей национального самосознания – чувства
гордости за родной язык, воплощающий в себе культурные и исторические
традиции. Международное признание русского языка в качестве эффективного
средства межнационального общения проявилось в объявлении ЮНЕСКО
2007 года годом русского языка в мире.
Осуществляющаяся модернизация Вооруженных Сил Российской Федерации
и системы высшего военного образования актуализировала требования
к качеству речевой культуры военного специалиста. В первую очередь
это касается офицеров, осваивающих командные специальности и осуществляющих
управленческую, военно-педагогическую и воспитательную деятельность
в подчиненных подразделениях. Формированию командно
Стр.4