Неоднократно выступала в качестве консультанта по правовым вопросам в сфере
деятельности ЗАО «Тандер» (филиалов в г. Тольятти и в г. Самаре), СРО НП «Строители Поволжья», СРО НП СП «СредВолгСтрой». <...> В монографии определены правовые основы саморегулирования
как негосударственного регулирования предпринимательских отношений, показана специфика форм, видов, средств правового саморегулирования предпринимательских отношений, представлена концепция
саморегулирования предпринимательских отношений, сформулированы предложения по реформированию института саморегулирования
в предпринимательском праве. <...> Саморегулирование как дискретная институциональная альтернатива регулирования рынков: Дис. … докт. экон. наук. <...> Однако именно саморегулирование как
одна из форм существования хозяйствующих субъектов может выполнять функции регулирования предпринимательских отношений,
в котором наряду с государственным регулированием нуждается современное предпринимательское сообщество. <...> На протяжении последнего времени научное сообщество
широко обсуждает проблемы саморегулирования, но, как правило,
с точки зрения характеристики только его институциональной формы – саморегулируемой организации. <...> Такое «ограниченное» видение саморегулирования как правового явления и отсутствие вплоть
до настоящего времени целостной концепции саморегулирования
предпринимательских отношений, а также теоретических разработок
относительно саморегулирования как вида негосударственного правового регулирования названных отношений являются шагом не вперед, а назад, и соответственно приводит к негативным последствиям
в практическом плане, задерживает развитие предпринимательского
законодательства и становится неэффективной формой регулирования
предпринимательских отношений. <...> Все это вызывает необходимость
теоретико-правового исследования феномена саморегулирования, его
институционального средства <...>
Концептуальные_и_правовые_основы_саморегулирования_предпринимательских_отношений..pdf
И З Д А Т Е Л Ь С Т В О С Т А Т У Т
Ю.Г. Лескова
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ
ОТНОШЕНИЙ
МОСКВА 2013
Стр.1
УДК 347
ББК 67.404
Л 50
Сведения об авторе:
Лескова Юлия Геннадьевна – кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского
и предпринимательского права Самарского государственного университета. Совмещает
основную преподавательскую деятельность с работой юриста в ООО «ИНРоЛСТС»,
ЗАО «СибТрейдСервис». Сфера научных интересов – гражданское и предпринимательское
право. Автор более 100 работ по проблемам правового положения юридических
лиц. Неоднократно выступала в качестве консультанта по правовым вопросам в сфере
деятельности ЗАО «Тандер» (филиалов в г. Тольятти и в г. Самаре), СРО НП «Строители
Поволжья», СРО НП СП «СредВолгСтрой».
Рецензенты:
Блинкова Елена Викторовна – докт. юрид. наук, профессор, член Российской академии
юридических наук, зав. кафедрой гражданско-правовых дисциплин Современной
гуманитарной академии, профессор кафедры гражданского права и процесса
Академии ФСИН России и ряда других учебных заведений
Кафедра гражданского права Тверского государственного университета (зав. кафедрой
– докт. юрид. наук, профессор Ильина Ольга Юрьевна)
Лескова Ю. Г.
Л 50
Концептуальные и правовые основы саморегулирования предпринимательских
отношений. – М.: Статут, 2013. – 384 с.
ISBN 978-5-8354-0898-6 (в пер.)
В монографии определены правовые основы саморегулирования
как негосударственного регулирования предпринимательских отношений,
показана специфика форм, видов, средств правового саморегулирования
предпринимательских отношений, представлена концепция
саморегулирования предпринимательских отношений, сформулированы
предложения по реформированию института саморегулирования
в предпринимательском праве.
Для научных и практических работников в области юриспруденции,
аспирантов, студентов юридических факультетов, а также всех,
кто интересуется проблемами предпринимательского и гражданского
права.
УДК 347
ББК 67.404
ISBN 978-5-8354-0898-6
© Лескова Ю. Г., 2013
© Издательство «Статут», редподготовка, оформление, 2013
Стр.2
Оглавление
ПРЕДИСЛОВИЕ ..........................................................................................3
РАЗДЕЛ I. САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ МЕХАНИЗМА
ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ
ОТНОШЕНИЙ .........................................................................................8
Глава 1. Саморегулирование как часть негосударственного
регулирования предпринимательских отношений: понятие,
сущность, формы и виды ........................................................................8
1.1. Саморегулирование как экономическое,
социологическое и правовое явление ..................................................8
1.2. Саморегулирование и государственное регулирование:
соотношение и сфера взаимодействия в предпринимательском
праве ....................................................................................................16
1.3. Саморегулирование и децентрализованное
регулирование предпринимательских отношений:
соотношение и разграничение ...........................................................29
Глава 2. Саморегулирование в механизме правового
регулирования предпринимательских отношений:
взаимодействие частноправовых и публично-правовых
средств регулирования рыночной экономикой ......................................42
2.1. Саморегулирование как проявление метода частного
права ....................................................................................................42
380
Стр.380
Оглавление
2.2. Публично-правовые средства саморегулирования:
сфера проникновения и взаимодействия...........................................52
2.3. Саморегулирование как комплексный правовой
институт ...............................................................................................67
Глава 3. «Трансформация» саморегулирования
как частноправового инструмента в целях публичной
организации предпринимательских отношений ....................................79
3.1. Публичное юридическое лицо как средство
саморегулирования .............................................................................79
3.2. Публичный договор как средство саморегулирования .............110
РАЗДЕЛ II. САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
КАК ИНСТИТУЦИОННОЕ СРЕДСТВО САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ ..........................................116
Глава 1. Особенности правового положения
саморегулируемой организации и ее членов ........................................116
1.1. Саморегулируемые организации в системе
некоммерческих организаций ..........................................................116
1.2. Корпоративная природа саморегулируемых
организаций ......................................................................................140
1.3. Особенности правового статуса членов
саморегулируемой организации .......................................................161
1.4. Правоспособность саморегулируемой организации
и ее членов .........................................................................................185
Глава 2. Теоретико-методологические и практические
проблемы классификации саморегулируемых
организаций ........................................................................................194
2.1. Типология саморегулируемых организаций
в зависимости от характеристики публичного интереса
в предпринимательских отношениях ...............................................194
381
Стр.381
Оглавление
2.2. Иные классификационные группы саморегулируемых
организаций ......................................................................................215
Глава 3. Правовые аспекты имущественных отношений
в саморегулируемой организации ........................................................228
3.1. Источники формирования имущества саморегулируемой
организации и «саморегулируемые» затраты ее членов ..................228
3.2. Компенсационный фонд саморегулируемой организации:
правовая природа и особенности распоряжения .............................241
Глава 4. Правовые аспекты деятельности органов
саморегулируемой организации ..........................................................253
4.1. Органы управления саморегулируемой организации ...............253
4.2. Специализированные органы саморегулируемой
организации ......................................................................................267
РАЗДЕЛ III. РЕГУЛЯТИВНЫЕ СРЕДСТВА
САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ
ОТНОШЕНИЙ .....................................................................................276
Глава 1. Корпоративные акты в системе саморегулирования
предпринимательских отношений .......................................................276
1.1. Понятие и правовая природа корпоративных актов .................276
1.2. Устав корпорации как особый вид корпоративных актов ........291
1.3. Стандарты и правила саморегулируемых организаций
как вид корпоративных актов и средство регулирования
предпринимательских отношений ...................................................298
Глава 2. Научно-теоретические основы и элементы концепции
о договоре как правовом средстве саморегулирования
предпринимательских отношений .......................................................307
2.1. Основные научные подходы к определению понятия
«договор» ...........................................................................................307
382
Стр.382
Оглавление
2.2. Правовая природа договора как регулятора отношений
в сфере предпринимательского права ..............................................313
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................................................................322
БИБЛИОГРАФИЯ ....................................................................................328
Стр.383
Юлия Геннадьевна ЛЕСКОВА
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ
ОТНОШЕНИЙ
Редактор Т.Б. Дегатькова
Корректор В.В. Угланова
Художественное оформление: В.В. Самойлова
Компьютерная верстка: А.С. Резниченко
Подписано в печать 15.11.2012. Формат 60х84 1
Гарнитура Newton. Печать офсетная. Печ. л. 24. Усл. печ. л. 22,32. Тираж 500 экз.
Заказ №
/16
Издательство «Статут»:
119454, г. Москва, ул. Лобачевского, д. 92, корп. 2;
тел./факс: +7(495) 649-18-06
E-mail: book@estatut.ru
www.estatut.ru
. Бумага офсетная.
Стр.384