Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Коммерческое право (1358,00 руб.)

0   0
Первый авторЕгорова М. А.
АвторыРос. акад. народного хоз-ва и гос. службы при Президенте Рос. Федерации
ИздательствоМ.: Статут
Страниц640
ID213651
АннотацияНастоящий учебник по дисциплине «Коммерческое право» разработан для подготовки студентов высших учебных заведений по направлению «Юриспруденция» в соответствии с учебно-тематическим планом курса по данной дисциплине и является частью образовательной программы кафедры предпринимательского и корпоративного права юридического факультета им. М.М. Сперанского Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. В учебнике раскрываются место и значение коммерческого права в российской правовой системе, систематически излагаются основные вопросы правового регулирования коммерческой деятельности в России, ее функции, метод и принципы правового регулирования. Детально рассматриваются субъекты и объекты коммерческой деятельности, государственное регулирование торговли и организация торгового оборота, конкуренция в сфере торговли, вопросы саморегулирования в коммерческом праве. Особое внимание уделено вопросам правового регулирования договоров в торговом обороте, особенностям их заключения, изменения и расторжения, а также защите сторон коммерческого отношения.
Кем рекомендованоРоссийской академией юридических наук в качестве учебника
Кому рекомендованоДля подготовки бакалавров по направлению 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр»); слушателей системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих; магистрантов, обучающихся по направлению 030500.68 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «магистр»); аспирантов и преподавателей юридических вузов и юридических факультетов; практических работников в сфере торговли; сотрудников государственных и муниципальных органов.
ISBN978-5-8354-0899-3
УДК347.7
ББК67.404
Егорова, М.А. Коммерческое право : учебник для вузов / Рос. акад. народного хоз-ва и гос. службы при Президенте Рос. Федерации; М.А. Егорова .— Москва : Статут, 2013 .— 640 с. — ISBN 978-5-8354-0899-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/213651 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

М.А. ЕГОРОВА КОММЕРЧЕСКОЕ ПРАВО • УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ • для подготовки бакалавров по направлению 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр») и магистров по направлению 030500.68 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «магистр») Рекомендовано в качестве учебника Российской академией юридических наук ÌÎÑÊÂÀ 2013 УДК 347.7 ББК 67.404 Е 30 Рекомендовано к изданию кафедрой предпринимательского и корпоративного права юридического факультета им. <...> Особое внимание уделено вопросам правового регулирования договоров в торговом обороте, особенностям их заключения, изменения и расторжения, а также защите сторон коммерческого отношения. <...> 8.2. О собенности и виды субъектов отчуждательных договоров����276 <...> Виды и система посредничества в коммерческих отношениях�����353 <...> Меры, запрещающие деятельность, которая может причинить вред конкуренции�������������������511 7 Оглавление Глава 13. <...> Рабочая программа учебной дисциплины «Торговые сделки»�������������������������������������������������������������������������634 Список сокращений Венская конвенция – Конвенция ООН «О договорах международной купли-продажи товаров» ВК РФ – Воздушный кодекс Российской Федерации ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации ЗоЗК – Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ИНКОТЕРМС – Международные правила по унифицированному толкованию торговых терминов КВВТ РФ – Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации КоАП РФ – Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации КТМ РФ – Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации Минпромторг России – Министерство промышленности и торговли Российской Федерации МТП – Международная торговая палата НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации ОКП – Общероссийский классификатор продукции ПАФД – Принципы европейского договорного права: коммерческое <...>
Коммерческое_право_Учебник_для_вузов..pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Коммерческое_право_Учебник_для_вузов..pdf
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Юридический факультет им. М.М. Сперанского Кафедра предпринимательского и корпоративного права М.А. ЕГОРОВА КОММЕРЧЕСКОЕ ПРАВО • УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ • для подготовки бакалавров по направлению 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр») и магистров по направлению 030500.68 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «магистр») Рекомендовано в качестве учебника Российской академией юридических наук МОСКВА 2013
Стр.1
УДК 347.7 ББК 67.404 Е 30 Рекомендовано к изданию кафедрой предпринимательского и корпоративного права юридического факультета им. М.М. Сперанского ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» Рецензенты: заместитель председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор В.В. Витрянский; заведующий кафедрой коммерческого права Санкт-Петербургского государственного университета, заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор В.Ф. Попондопуло Егорова М.А. Е 30 Коммерческое право: Учебник для вузов. – М.: РАНХиГС при Президенте РФ: Статут, 2013. – 640 c. ISBN 978-5-8354-0899-3 (в пер.) Настоящий учебник по дисциплине «Коммерческое право» разработан для подготовки студентов высших учебных заведений по направлению «Юриспруденция» в соответствии с учебно-тематическим планом курса по данной дисциплине и является частью образовательной программы кафедры предпринимательского и корпоративного права юридического факультета им. М.М. Сперанского Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. В учебнике раскрываются место и значение коммерческого права в российской правовой системе, систематически излагаются основные вопросы правового регулирования коммерческой деятельности в России, ее функции, метод и принципы правового регулирования. Детально рассматриваются субъекты и объекты коммерческой деятельности, государственное регулирование торговли и организация торгового оборота, конкуренция в сфере торговли, вопросы саморегулирования в коммерческом праве. Особое внимание уделено вопросам правового регулирования договоров в торговом обороте, особенностям их заключения, изменения и расторжения, а также защите сторон коммерческого отношения. Для подготовки бакалавров по направлению 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр»); слушателей системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих; магистрантов, обучающихся по направлению 030500.68 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «магистр»); аспирантов и преподавателей юридических вузов и юридических факультетов; практических работников в сфере торговли; сотрудников государственных и муниципальных органов. УДК 347.7 ББК 67.404 ISBN 978-5-8354-0899-3 © М.А. Егорова, 2013 © С.Д. Могилевский, вступ. слово, 2013 © Издательство «Статут», редподготовка, оформление, 2013
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Список сокращений ............................................................................10 Вступительное слово к учебнику М.А. Егоровой «Коммерческое право» ..............................................12 Введение ..............................................................................................15 РАЗДЕЛ I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Глава 1. Предмет и метод правового регулирования коммерческих отношений .......................................................19 1.1. Соотношение понятий предпринимательской, торговой и коммерческой деятельности ......................................19 1.2. Понятие и предмет коммерческого права, его место в системе права России ................................................24 1.3. Метод коммерческого права и особенности правового регулирования коммерческих отношений ..................................32 1.4. Принципы коммерческого права.................................................35 1.5. Понятие и виды коммерческих правоотношений.......................44 1.5.1. Понятие и особенности коммерческих правоотношений ....44 1.5.2. Виды коммерческих правоотношений ..................................45 1.6. Источники коммерческого права России ...................................51 1.7. Правовой режим коммерческой деятельности............................61 Глава 2. Субъекты коммерческой деятельности ...................................76 2.1. Понятие участников коммерческой деятельности .....................76 2.2. Отличия круга субъектов коммерческого права от субъектов гражданского и предпринимательского права ......77 2.3. Хозяйствующие субъекты коммерческого права ........................79 2.4. Государственная регистрация субъектов коммерческой деятельности ........................................................84 2.5. Некоммерческие организации как субъекты коммерческого права ....................................................................87 2.6. Государственные органы и органы местного самоуправления, осуществляющие государственное регулирование торговой деятельности .................................................................93 3
Стр.3
Оглавление Глава 3. Товары как материальные объекты коммерческой деятельности ..................................................105 3.1. Система товаров в коммерческом обороте ................................105 3.2. Способы и средства идентификации товаров ...........................110 3.3. Товарные знаки как средство идентификации товаров ............112 3.4. Товарораспорядительные документы в торговле ......................120 3.5. Наименование места происхождения товара ............................125 РАЗДЕЛ II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Глава 4. Основы функционирования товарных рынков ......................132 4.1. Определение и понятие товарных рынков ................................132 4.1.1. Виды товарных рынков ........................................................135 4.1.2. Структура и инфраструктура товарных рынков ..................137 4.1.3. Оптовый товарный рынок ....................................................138 4.1.4. Розничный товарный рынок ................................................141 4.2. Пути развития и совершенствования российских товарных рынков ........................................................................146 4.3. Каналы продвижения товаров (каналы товарораспределения) на торговых рынках ....................................................................153 Глава 5. Правовые основы деятельности организаторов торговли ................................................................................161 5.1. Понятие и общие основы деятельности организаторов торговли .............................................................161 5.2. Правовое регулирование деятельности отдельных организаторов торговли .............................................................165 5.2.1. Товарные биржи ...................................................................165 5.2.2. Оптовые ярмарки ..................................................................179 5.2.3. Оптовые продовольственные рынки ...................................181 5.2.4. Коммерческие торги .............................................................184 5.2.5. Торгово-промышленные выставки .....................................186 5.2.6. Торговый центр ....................................................................189 Глава 6. Саморегулирование в сфере торговой деятельности .............191 6.1. Индивидуальное и коллективное саморегулирование в сфере торговой деятельности .................................................191 6.1.1. Индивидуальное (договорное) саморегулирование ............193 6.1.1.1. Горизонтальное договорное саморегулирование .............193 6.1.1.2. Вертикальное договорное саморегулирование .................196 4
Стр.4
Оглавление 6.1.2. Коллективное (корпоративное) саморегулирование в торговой деятельности .......................................................199 6.1.2.1. Горизонтальное корпоративное саморегулирование .......200 6.1.2.2. Вертикальное корпоративное саморегулирование ..........202 6.1.2.3. Универсальное корпоративное саморегулирование ........206 6.2. Условия и формы привлечения некоммерческих юридических лиц, объединяющих субъектов коммерческой деятельности, к ее организации ........................209 РАЗДЕЛ III. ДОГОВОРНЫЕ ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Глава 7. Понятие коммерческого договора и договорный процесс в коммерческом обороте ........................................................216 7.1. Квалифицирующие признаки и система коммерческих договоров ............................................................216 7.1.1. Квалифицирующие признаки коммерческих договоров ......216 7.1.2. Свобода коммерческих договоров .......................................222 7.1.3. Система коммерческих договоров .......................................229 7.2. Заключение коммерческих договоров .......................................233 7.2.1. Согласование договорных условий ......................................234 7.2.2. Специфика порядка и способа заключения коммерческих договоров ......................................................236 7.2.3. Форма коммерческих договоров ..........................................247 7.3. Динамика коммерческого договорного обязательства .............249 7.3.1. Сравнительная характеристика оснований изменения и расторжения договора .......................................................250 7.3.2. Основания изменения и расторжения договоров (гл. 29 ГК РФ) .......................................................................252 7.3.3. Особенности изменения и расторжения коммерческих договоров ......................................................262 Глава 8. Отчуждательные коммерческие договоры ............................272 8.1. Общие признаки отчуждательных коммерческих договоров ...272 8.2. Особенности и виды субъектов отчуждательных договоров ....276 8.2.1. Оптовые продавцы оптовых торговых сетей .......................278 8.2.2. Сетевые оптовые потребители .............................................281 8.2.3. Несетевые оптово-розничные торговцы .............................284 8.3. Отдельные виды коммерческих отчуждательных договоров ....286 8.3.1. Поставка товаров ..................................................................286 8.3.2. Поставка товаров для государственных и муниципальных нужд ........................................................322 5
Стр.5
Оглавление 8.3.3. Договор контрактации сельскохозяйственной продукции .............................................................................329 8.3.4. Коммерческая мена ..............................................................334 8.3.5. Товарный кредит ..................................................................340 8.3.6. Дистрибьюторские договоры и дилерские соглашения ......342 Глава 9. Договорные конструкции и система коммерческого представительства ................................................................353 9.1. Виды и система посредничества в коммерческих отношениях .....353 9.1.1. Соотношение категорий посредничества и представительства ..............................................................353 9.1.2. Коммерческое представительство .......................................355 9.1.3. Особенности посредничества в торговом обороте и его виды ..............................................................................358 9.2. Договорное посредничество в торговле .....................................360 9.2.1. Поручение .............................................................................360 9.2.2. Комиссия ..............................................................................365 9.2.3. Агентирование ......................................................................374 9.3. Биржевое посредничество ..........................................................379 Глава 10. Сервисные обязательства в коммерческом обороте ............392 10.1. Понятие и система сервисных обязательств ............................392 10.2. Транспортные обязательства....................................................395 10.2.1. Договор перевозки грузов ...................................................395 10.2.2. Транспортная экспедиция ..................................................402 10.2.3. Обеспечение погрузочно-разгрузочных работ ..................407 10.3. Обеспечение материальных интересов собственников товаров .............................................................410 10.3.1. Хранение на товарном складе ............................................410 10.3.2. Ответственное хранение .....................................................416 10.3.3. Охрана товаров ....................................................................418 10.3.4. Страхование в торговле ......................................................420 10.4. Информационное обеспечение торговли ................................427 10.4.1. Договор на проведение маркетинговых исследований ......................................................................427 10.4.2. Производство и распространение рекламной продукции................................................................432 10.4.3. Информационно-консультационные услуги (консалтинг) в торговле ......................................................436 10.4.4. Коммерческая концессия ...................................................438 6
Стр.6
Оглавление 10.5. Организация товаропотоков и контроль движения товаров .....................................................................445 10.5.1. Организационные транспортные договоры ......................445 10.5.2. Услуги логистики ................................................................449 10.5.3. Сюрвейерские и тальманские услуги .................................451 Глава 11. Договорная ответственность и обязательственная защита субъектов коммерческой деятельности ...............................457 11.1. Обязательственная защита в коммерческих договорах ...........457 11.1.1. Средства и способы защиты сторон коммерческого договора .....................................................457 11.1.2. Защита слабой стороны в договоре ....................................464 11.1.3. Особенности мер защиты в коммерческих договорах .......466 11.2. Формы договорной ответственности в коммерческом обороте...........................................................467 11.2.1. Особенности ответственности в коммерческих отношениях ..............................................467 11.2.2. Компенсационные формы ответственности .....................470 11.3. Иные последствия нарушения договора ..................................476 РАЗДЕЛ IV. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Глава 12. Правовые механизмы формирования конкурентной среды на товарных рынках ............................................................479 12.1. Основные понятия конкурентного права ................................479 12.1.1. Понятие и роль конкуренции на товарных рынках ..........479 12.1.2. Недобросовестная конкуренция ........................................484 12.1.3. Дискриминационные условия доступа на товарный рынок .............................................................486 12.1.4. Доминирующее положение на товарных рынках ..............488 12.1.5. Согласованные действия хозяйствующих субъектов ........490 12.2. Конкурентная среда и ее роль в товарном обороте .................492 12.3. Стимулирование развития конкуренции на товарных рынках ..................................................................495 12.4. Ограничение конкуренции на товарных рынках ....................498 12.4.1. Меры, ограничивающие деятельность, направленную на причинение вреда конкуренции ...........499 12.4.2. Меры, запрещающие деятельность, которая может причинить вред конкуренции ...................511 7
Стр.7
Оглавление Глава 13. Антимонопольное регулирование торговой деятельности ......521 13.1. Антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и поставки продовольственных товаров .....................................................523 13.2. Антимонопольные требования к органам государственной власти субъектов Российской Федерации и к органам местного самоуправления ....................................533 13.3. Ограничение прав оптовых потребителей (розничных продавцов) товаров ...............................................538 13.4. Формы и механизмы антимонопольного саморегулирования торговой деятельности ..............................................................539 13.4.1. Основные принципы и направления антимонопольного регулирования в отношении саморегулирования в торговой деятельности .....................................................539 13.4.1.1. Антимонопольные требования к договорному саморегулированию .........................................................539 13.4.1.2. Антимонопольные требования к коллективному (корпоративному) саморегулированию ..........................543 13.4.2. Механизмы саморегулирования в формировании конкурентной среды на товарных рынках .........................546 РАЗДЕЛ V. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Глава 14. Цели и особенности современного государственного регулирования торговли ......................................................551 Глава 15. Требования к осуществлению коммерческой деятельности ......561 15.1. Общий режим коммерческой деятельности ............................561 15.2. Режим торговли продовольственными товарами ....................562 15.3. Особенности размещения нестационарных торговых объектов ....................................................................565 15.4. Лицензирование деятельности субъектов товарных рынков ......................................................................566 Глава 16. Правовой режим информации в коммерческой деятельности .......................................................................573 16.1. Система государственного информационного обеспечения в области коммерческой деятельности ....................................573 16.2. Ведение реестров хозяйствующих субъектов торговой деятельности ..............................................................577 8
Стр.8
Оглавление 16.3. Государственная регистрация товаров.....................................582 Глава 17. Государственный и муниципальный контроль в области торговли ..............................................................588 17.1. Осуществление государственного контроля деятельности субъектов товарных рынков .....................................................588 17.2. Техническое регулирование товаров .......................................591 17.3. Установление технических регламентов на отдельные группы товаров ...................................................595 17.4. Проведение стандартизации товаров .......................................597 17.5. Подтверждение соответствия отдельных групп товаров .........599 17.6. Регламентация метрологических требований к товарам ........605 17.7. Установление санитарных требований к товарам ...................606 17.8. Осуществление государственного контроля над уровнем цен на рынке ........................................................610 17.9. Проведение государственного контроля безопасности товаров ...............................................................621 17.10. Государственный контроль качества и безопасности пищевых продуктов ......................................622 РАЗДЕЛ VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 1. Рабочая программа учебной дисциплины «Коммерческое право» .................................................................625 2. Рабочая программа учебной дисциплины «Торговые сделки» .........................................................................634
Стр.9

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.