Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Историософия. Методология и методика исторического исследования (220,00 руб.)

0   0
Первый авторДмитриев Дмитрий Иванович
ИздательствоФГБОУ ВПО "ИГЛУ"
Страниц195
ID213563
АннотацияМонография посвящена положению России в системе ми-ровых цивилизаций. Особое внимание уделяется основным концепциям возникновения мировых цивилизаций и особенностям их развития с древнейших времен и до наших дней. Предназначена для историков, философов, политологов, социологов, культурологов и всех тех, кому не безразличны проблемы земной цивилизации.
ISBN978-5-88267-320-7
УДК94(47)
ББК63.3(2 Рос)
Дмитриев, Д. И. Историософия. Методология и методика исторического исследования / Д. И. Дмитриев .— Иркутск : ФГБОУ ВПО "ИГЛУ", 2011 .— 195 с. : ил. — ISBN 978-5-88267-320-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/213563 (дата обращения: 03.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Д.И. ДМИТРИЕВ ИСТОРИОСОФИЯ МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МОНОГРАФИЯ Министерство образования и науки Российской Федерации ГОУ ВПО «Иркутский государственный университет» <...> Д.И. ДМИТРИЕВ ИСТОРИОСОФИЯ МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МОНОГРАФИЯ Иркутск ИГЛУ 2011 1 УДК 94(47) ББК 63.3(2 Рос) Д 53 Печатается по решению редакционно-издательского совета Иркутского государственного лингвистического университета Рецензенты: доктор исторических наук, профессор кафедр истории России Восточно-Сибирской государственной академии образования <...> ISBN 978-5-88267-320-7 Монография посвящена положению России в системе мировых цивилизаций. <...> Особое внимание уделяется основным концепциям возникновения мировых цивилизаций и особенностям их развития с древнейших времен и до наших дней. <...> Предназначена для историков, философов, политологов, социологов, культурологов и всех тех, кому не безразличны проблемы земной цивилизации. <...> Использование цивилизационной методологии при изучении всемирной истории Всемирная история очень объемна и многопланова. <...> Главной идеей его труда является обоснование организующей роли деспотического государства в создании ирригационных цивилизаций и заимствования этой системы управления другими народами Востока [196, с. <...> П.К. Гречко считал, что теория прогресса невольно выравнивала и спрямляла зигзаги исторического развития народов планеты, придавая им форму восходящей прямой линии, поднимающейся над фактическим разнообразием мира [32, с. <...> Из подобных рассуждений вытекало, что необходимо изучать не то общее, что объединяет народы планеты, а то, чем они отличаются. <...> Полицентричность не итог, а исходная позиция народов в генезисе мировой цивилизации, подчеркивал Н.И. Конрад. <...> В этом плане цивилизации Востока не могут считаться ни отсталыми, ни зависимыми от Запада, где главенствующие позиции в период перехода от древности к средневековью также заняла религия спасения <...>
Историософия._Методология_и_методика_исторического_исследования.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Историософия._Методология_и_методика_исторического_исследования.pdf
Д.И. ДМИТРИЕВ ИСТОРИОСОФИЯ МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МОНОГРАФИЯ
Стр.1
Министерство образования и науки Российской Федерации ГОУ ВПО «Иркутский государственный университет» Д.И. ДМИТРИЕВ ИСТОРИОСОФИЯ МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МОНОГРАФИЯ Иркутск ИГЛУ 2011 1
Стр.2
УДК 94(47) ББК 63.3(2 Рос) Д 53 Печатается по решению редакционно-издательского совета Иркутского государственного лингвистического университета Рецензенты: доктор исторических наук, профессор кафедр истории России Восточно-Сибирской государственной академии образования З.И. Рабецкая кандидат исторических наук, доцент кафедры Всемирной истории Восточно-Сибирской государственной академии образования А.В. Даниленко Дмитриев Д.И. Д 53 Историософия. Методология и методика исторического исследования. Монография. – Иркутск: ИГЛУ, 2011. – 250 с. ISBN 978-5-88267-320-7 Монография посвящена положению России в системе мировых цивилизаций. Особое внимание уделяется основным концепциям возникновения мировых цивилизаций и особенностям их развития с древнейших времен и до наших дней. Предназначена для историков, философов, политологов, социологов, культурологов и всех тех, кому не безразличны проблемы земной цивилизации. УДК 94(47) ББК 63.3(2 Рос) ISBN 978-5-88267-320-7 © Дмитриев Д.И., 2011 © Иркутский государственный лингвистический университет 2
Стр.3
Введение Река Жизни. Как прекрасен её полноводный поток. Он настолько могуч, что ничто не в силах остановить его движение сквозь годы, века и эпохи. В этом потоке история народов подобна отдельным струйкам. Они то текут параллельно друг другу, то переплетаются, то разносятся Временем в разные стороны. Течение их то ускоряется на бурной стремнине, кипя, пенясь и разлетаясь брызгами в разные стороны, то затихает в спокойных неторопливых плёсах, а то и вовсе теряется в стоячих и затхлых болотах. Отдельные цивилизации смертны. Мировой цивилизационный процесс бессмертен. На смену исчезнувшим цивилизациям приходят другие, и жизнь продолжается. Термин "история" как раз и переводится с древнегреческого как команда: «Знай это!» Древние греки понимали, что народ, не знающий истории, подобен ныряльщикам, не умеющим плавать, но безрассудно кидающимся в самую пучину реки Жизни. Такой народ обречён на постоянное повторение одних и тех же ошибок и, в конечном счете, на гибель. Умные люди должны знать свою историю, чтобы не повторять промахов предшествующих поколений, и, чтобы увереннее продолжить путь в водовороте событий. Мудрые люди предпочитают учиться не только на своих ошибках и просчетах своих предков, а ещё и на опыте других народов мира. Это позволяет видеть всю картину вселенной в целом, безошибочно определять место своего народа в общем потоке, понимать особенности его пути и правильно прокладывать лоцию своего собственного движения. Целью нашего исследования как раз и является желание взглянуть на историю человечества и извлечь уроки. Может быть, это позволит лучше понять самих себя. Земля возникла пять миллиардов лет назад. На смену геологической эре неожиданно ворвалась биологическая. После эпохи растений, насекомых и "страшных ящеров" - динозавров пришло время млекопитающих. Один из видов млекопитающих - человек достиг небывалых вершин своего интеллектуального господства над всем окружающим на планете Земля. В этом и таится одна из величайших тайн мироздания. 3
Стр.4
Одни объясняют её эволюцией обезьян. При этом они не в состоянии объяснить, почему остальные виды обезьян не превращаются в людей. Да и само представление об эволюции чисто условное. Берутся отдельные черепа человекоподобных существ из различных уголков планеты и в зависимости от их размеров и времени обитания объясняются этапами эволюции людей. Но нет доказательств, что они были как-либо связаны между собой. Другие утверждают, что всё окружающее нас мироздание, в том числе и человек, сотворены Богом. Если это так, то почему, создав Землю пять миллиардов лет назад, "человека разумного" он пустил на неё лишь спустя миллиарды лет. Получается или Бог вздремнул, или человек где-то немного задержался. Третьи уверяют, что мы потомки инопланетян. Человек произошел или путем их кровосмешения с земными обезьянами, или в результате одичания самих первых поселенцев с последующим восстановлением потомками древних знаний своих предков. Если это так, то где же до сих пор бродят наши космические братья по разуму? А может быть и вправду люди - это просто космические бактерии - паразиты, которые, как утверждают четвертые, поедают, подобно плесени, полезные ископаемые планет галактики, переселяясь с одной планеты на другую? Тогда верным окажется пророчество Шкловского. "Пожрав" планету Земля, человечество устремится в космические дали. Продолжится вечный поиск людей новой "земли обетованной". Как бы там не было, но, однажды появившись, люди не исчезли, а, наоборот, количество их стало медленно и неуклонно возрастать. Овладение и последующее совершенствование производства каменных орудий труда позволило человеку освоить новые просторы планеты. В эпоху нового каменного века произошла неолитическая революция. На смену охоте пришло животноводство, собирательству - земледелие. Массы людей устремились к сочным пастбищам и плодородным равнинам. Отдельные ручейки переселенцев слились в мощные потоки. Стремление людей к достижению лучшей доли стало основным смыслом жизни людей на планете Земля. Осознание необходимости в совершенствовании мира позволило им вырваться из небытия прозябания. 4
Стр.5
В данной работе рассмотрены основные методологии изучения нашего прошлого. Это позволяет выявить преимущества и недостатки каждой из методологий. Найти возможные точки их соприкосновения и переплетения. Понять принципы их взаимодействия и взаимообусловленности. Только овладение подобными знаниями сделает возможным всестороннее рассмотрение истории человечества. Тогда возможным станет выявление основных тенденций в зарождении и развитии различных цивилизаций. Станут понятными этапы в истории восхождения человечества к вершинам своего бытия. Ясными будут особенности этого движения у различных народов. Четче обрисуется в неясной пелене грядущих эпох наше загадочное будущее. И может быть тогда нам откроется величайшая тайна мироздания. Мы поймем смысл существования человека на планете Земля. 5
Стр.6
Глава 1. Методологии изучения всемирной истории 1.1. Использование цивилизационной методологии при изучении всемирной истории Всемирная история очень объемна и многопланова. В ней находят свое отражение экономическая, политическая, социальная и духовная сферы жизни края и страны в целом. Тугой клубок этих проблем требует тщательного подхода к выбору методологии исследования. Методология – гр. methods – способ исследования и logos – учение, т.е. это наука о способах исследования явлений и процессов, происходящих в мире. В последнее время все активнее исследователи обращаются к такой методологической концепции, как цивилизационная. Цивилизационная методология активно внедряется в современное научное исследование. Целью данного параграфа как раз и является попытка рассмотреть возникновение и развитие этой методологии, а так же возможности ее применения при конкретном научном исследовании всемирной истории. Эпоха "великих географических открытий", начатая Х. Колумбом, привела к обнаружению огромного количества народов с отличными от европейского образа жизни и культурными ценностями. Это дало толчок к возникновению культурно-этнографической концепции локально-исторических цивилизаций. В основу было положено учение, что у каждого народа своя неповторимая история. На самобытности и неповторимости истории каждого Х. Колумб народа настаивал и Н.Я. Данилевский [35, с.88]. Ход истории по его мнению выражался в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов. А так как культурно-исторические типы существуют обособленно друг от друга, то и развитие их идет самостоятельно и независимо [35, с.163-164]. А.Д. Тойнби представлял себе исторический процесс в виде бурлящего потока, внутри которого каждый народ живет своей жизнью. Их судьбы то тесно переплетаются между собой в кру6
Стр.7
говороте событий, то разносятся в разные стороны, одновременно проходя стадии генезиса, роста, надлома, разложения и зарождения на их месте новых народов. Поэтому красной нитью через весь труд А.Д. Тойнби проходит мысль о том, что целостность, непрерывность истории имеет значение только как умозрительный символический образ. Исторический процесс рассыпается у него на локальные цивилизации. Цель своего исследования А.Д. Тойнби видит в том, чтобы вернуться к истокам двадцати одной цивилизации, обращая внимание на Вызовы, которые сделала среда и на Ответы на них. Иными словами в понятие цивилизации он вкладывает совокупность духовных и материальных средств, которыми данное общество вооружает своего индивида в его противостоянии внешнему миру в виде агрессивной человеческой среды или природных катаклизмов. И поскольку Вызовы и Ответы на них носят различный характер, постольку цивилизации оказываются непохожи одна на другую. Вызов, остающийся без Ответа, повторяется вновь и вновь. Неспособность той или иной цивилизации ответить на Вызов лишает ее жизнеспособности и предопределяет ее исчезновение с исторической арены [239, с.113]. Концепция Вызов-Ответ являлась стержнем и в теории русского исследователя древнейших цивилизаций Л.И. Мечникова. Он был убежден, что именно природная стихия в виде разливов рек, и необходимость борьбы с ней послужили причиной возникновения первых цивилизаций [182, с.29]. Такая концепция получила название "теории гидравлических обществ". Наиболее полно она была изложена в широко известной книге К.А. Виттфогеля. Главной идеей его труда является обоснование организующей роли деспотического государства в создании ирригационных цивилизаций и заимствования этой системы управления другими народами Востока [196, с.75-76]. Ф. Бэгли считал, что только девять основных цивилизаций сформировалось самостоятельно. Остальные же являются вторичными, т.е. подражательными основным цивилизациям. Они усвоили от соседей, основных цивилизаций какиелибо их особенности, как правило, в области техники, культуры и искусства [2, с.9]. Иными словами, культурно-исторические типы отнюдь не являются совершенно изолированными островками 7
Стр.8
цивилизаций, а оказывают определенное, порой решающее влияние на окружающие их народы. Заимствуя друг у друга многое, взаимообогощаясь, локальные цивилизации, тем не менее, сохраняли свою самобытность и неповторимость, настаивал О. Шпенглер. Согласно его представлений не только античность и Западная Европа, но также Индия, Вавилон, Китай, Египет, Арабская культура и культура Майя рассматриваются как меняющиеся проявления и выражения единой, находящейся в центре всего жизни. Ни одно из них не занимает преимущественного положения. Все они имеют одинаковое значение в общей картине истории [269, с.52]. Иное у него и понимание термина "цивилизация". Согласно разработанных им канонов цикличности развития культурноисторических миров, цивилизация это не высшая точка достижений народов, а показатель начала их заката и гибели. Всякая культура переживает возрасты отдельного человека: детство, юность, возмужалость и старость [166, с.119]. Он считал, что на последней стадии культура и переходит в цивилизацию. Поэтому цивилизации везде обладают одними и теми же признаками: они есть симптом вырождения, отмирания целого культурного мира [166, с.31]. После цивилизации наступает этнический хаос, не порождающий более культурной индивидуальности. Со схожими взглядами на историю народов выступал и Л.Н. Гумилев. Он уверен, что путь развития европейских народов не прогресс человечества, а эпизод в его истории. Аналогичные линии были присущи и другим народам. Однако те уже дошли в естественном развитии до своего логического конца [34, с.360]. Те народы, которые принято называть отсталыми, просто реликты, пережившие свое рождение, расцвет и упадок. На основе схожих умозаключений Э.Б. Тайлор (Тейлор) делает вывод, что развитие цивилизации не тождественно его прогрессу [237, с.23]. И если в истории народа начинается регресс, это еще не означает, что цивилизация перестала существовать и должна исчезнуть. На таком фоне более понятными становятся мысли С.Л. Франка. С его точки зрения, вера в прогресс, в неустанное и непрерывное совершенствование человечества, в неуклонное без остановок и падений восхождение его на высоту добра и разума, 8
Стр.9
эта вера, которая вдохновляла множество людей в продолжение двух веков, разоблачена в своей несостоятельности [254, с.23]. П.К. Гречко считал, что теория прогресса невольно выравнивала и спрямляла зигзаги исторического развития народов планеты, придавая им форму восходящей прямой линии, поднимающейся над фактическим разнообразием мира [32, с.51]. Феномены нелинейности развития цивилизаций не раз оказывались в центре дискуссий ученых. На альтернативности возможного развития локальных цивилизаций настаивали Е.Н. Князева и С.П Курдюмов [170, с.5]. Эти взгляды перекликаются с позицией Л.И. Семенниковой. Она подмечала, что исторический опыт свидетельствует: жизнь человечества многообразная, многовариантная и развитие идет не по линии упрощения, унификации, а все большего усложнения, увеличения многообразия. [216, с.75]. Из подобных рассуждений вытекало, что необходимо изучать не то общее, что объединяет народы планеты, а то, чем они отличаются. С этим категорически не согласны другие исследователи. Они отмечают, что кроме очевидных различий у народов имеется и много общего. Полицентричность не итог, а исходная позиция народов в генезисе мировой цивилизации, подчеркивал Н.И. Конрад. В книге "Запад и Восток" автор отмечал, что переход от древности к средневековью у китайцев и иранцев также сопровождался революцией умов. В Китае ее суммарно называли даосизмом, в Иране - манихейством. Сюда присоединялся и внешний фактор: система идеологии: в Китае это буддизм, в Иране - ислам [172, с.454-455]. Все эти религии являлись религиями спасения. В этом плане цивилизации Востока не могут считаться ни отсталыми, ни зависимыми от Запада, где главенствующие позиции в период перехода от древности к средневековью также заняла религия спасения в форме христианства. Механизм возникновения повсеместно религии спасения раскрывает М. Вебер. Он убежден, что человеческий мир является миром культуры именно потому, что он организован смысловым образом. Люди ставят перед собою определенные цели и добиваются их осуществления. Однако достигнутая цель утрачивает свою притягательность. Отсюда проистекает особое значение в человеческой жизни более отдаленной цели. Целью всех целей, 9
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ