Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634928)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Отечественная история (150,00 руб.)

0   0
АвторыАникевич А. Г., Нагорная В. К.
ИздательствоСиб. федер. ун-т
Страниц243
ID211873
АннотацияУчебное пособие излагает Отечественную историю с эпохи возникновения Древнерусского государства до начала XXI в. На основе научных принципов объективности, историзма социального подхода освещаются основные социально-экономические и политические проблемы развития России. При изложении использованы новейшие научные исследования, проблемно-хронологический метод, новые методологические подходы к оценке событий. Во введении дан список учебной литературы и краткий словарь исторических терминов. Приложение содержит хронологию и тесты для самопроверки.
Кем рекомендованоСибирским региональным учебно-методическим центром высшего профессионального образования для межвузовского использования в качестве учебного пособия для студентов технических направлений и специальностей
Кому рекомендованоПособие предназначено для студентов всех форм обучения.
ISBN978-5-7638-2239-7
УДК94(470) (07)
ББК63.3(2)я73
Отечественная история : учеб. пособие / ред.: А. Г. Аникевич, В. К. Нагорная .— Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2011 .— 243 с. — ISBN 978-5-7638-2239-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/211873 (дата обращения: 30.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

И. В. Ермаков (введение, темы контрольных работ, библиографический список, краткий словарь исторических терминов), С. А. Сафронов (гл. <...> При изложении использованы новейшие научные исследования, проблемнохронологический метод, новые методологические подходы к оценке событий. <...> Во введении дан список учебной литературы и краткий словарь исторических терминов. <...> Временное правительство и Советы в феврале − октябре 1917 г. <...> БАСКАК – представитель монголо-татарского хана, занимавшийся сбором дани и учетом населения на завоеванных русских землях в XIII – первой половине XIV в. <...> С конца VIII до ХII в. этот титул наряду с княжеским присваивали себе и киевские князья. <...> КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ – политическая система, опирающаяся на конституцию и конституционные методы управления. <...> ЛЮБЕЧСКИЙ СЪЕЗДсъезд русских князей в 1097 г. в г. Любече с целью заключения договора о прекращении княжеских распрей. <...> ПОДАТНЫЕ СОСЛОВИЯ – группы населения в ХVIII–ХIХ вв., платившие подушную подать, подвергавшиеся телесным наказаниям, выполнявшие рекрутскую и другие натуральные повинности. <...> ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ – политика второй половины XVIII в., проводившаяся правителями феодальных государств для укрепления власти дворян в условиях развития буржуазных отношений и основывавшаяся на идейных учениях французских просветителей. <...> ТУМЕН – высшая организационно-тактическая единица монголо-татарского войска в XII–XIV вв. численностью 10 тыс. воинов; подразделялся на тысячи, а они – на сотни и десятки; возглавлялся темником. <...> С ХVII в. получали в пользование землю и облагались повинностями, с введением в 1722 г. подушной подати данная категория населения превратилась в крепостных крестьян. <...> Какой бы предмет не изучали историки, все они используют в своих исследованиях научные категории: историческое движение (историческое время, историческое пространство), исторический факт, теорию изучения (методологическую интерпретацию). <...> Теории исторического процесса <...>
Отечественная_история_учебное_пособие.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Отечественная_история_учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Сибирский федеральный университет ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ Рекомендовано Сибирским региональным учебнометодическим центром высшего профессионального образования для межвузовского использования в качестве учебного пособия для студентов технических направлений и специальностей от 29 марта 2011 г. Красноярск СФУ 2011
Стр.1
УДК 94(470) (07) ББК 63.3 (2) я 73 О–82 Рецензенты: В. И. Федорченко, д-р ист. наук, проф. зав. кафедрой гуманитарных наук Красноярского государственного торгово-экономического университета; С. А. Лисина, канд. ист. наук, доц., декан факультета экономики и управления Красноярского института экономики Санкт-Петербургской академии управления и экономики. Авторы: И. В. Ермаков (введение, темы контрольных работ, библиографический список, краткий словарь исторических терминов), С. А. Сафронов (гл. 1, 5), Е. В. Болонкина (гл. 2), Е. Е. Ермакова (гл. 3), В. К. Нагорная (гл. 4, 6), В. А. Стесин (гл. 6). О–82 Отечественная история: учеб. пособие / И. В. Ермаков, С. А. Сафронов, Е. В. Болонкина и др.; под ред. А. Г. Аникевича, В. К. Нагорной. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2011. – 243 с. ISBN 978-5-7638-2239-7 Учебное пособие излагает Отечественную историю с эпохи возникновения Древнерусского государства до начала XXI в. На основе научных принципов объективности, историзма социального подхода освещаются основные социальноэкономические и политические проблемы развития России. При изложении использованы новейшие научные исследования, проблемнохронологический метод, новые методологические подходы к оценке событий. Во введении дан список учебной литературы и краткий словарь исторических терминов. Приложение содержит хронологию и тесты для самопроверки. Пособие предназначено для студентов всех форм обучения. УДК 94(470) (07) ББК 63.3 (2) я 73 ISBN 978-5-7638-2239-7 © Сибирский федеральный университет, 2011
Стр.2
Содержание Предисловие ...........................................................................................................5 Рекомендации по выполнению контрольных работ .........................................7 Таблица для выбора темы контрольной работы ...............................................8 Темы контрольных работ .....................................................................................9 Библиографический список ...............................................................................12 Краткий словарь исторических терминов .......................................................17 Введение. История как наука .............................................................................30 ГЛАВА 1. ДРЕВНЯЯ РУСЬ .............................................................................36 Восточные славяне в древности ........................................................................36 Норманнская и антинорманнская теории образования Руси ........................38 Расцвет Древней Руси .........................................................................................41 Политический распад Киевской Руси ...............................................................45 Монголо-татарское нашествие ..........................................................................48 Русь и Золотая Орда ............................................................................................52 Возвышение Московского княжества в XIV–XV вв. ......................................56 ГЛАВА 2. МОСКОВСКОЕ ЦАРСТВО (XVI – XVII вв.) ...........................60 Внутренняя политика Ивана IV Грозного .......................................................60 Опричнина (1565–1572 гг.) ..................................................................................63 Внешняя политика Московского царства во второй половине XVI в. .........64 Смутное время .....................................................................................................66 Правление первых Романовых ...........................................................................71 Государство и церковь ........................................................................................76 Внешняя политика России в XVII в..................................................................78 Глава 3. РОССИЯ В XVIII в. ..........................................................................83 Реформирование российского государства и общества в период правления Петра I ........................................................................................................83 Внешняя политика в период правления Петра I .............................................89 Россия в эпоху дворцовых переворотов. 1725–1762 гг. ...................................92 Россия в эпоху Просвещенного абсолютизма ...............................................100 Внешняя политика Екатерины II ....................................................................104 Внутренняя и внешняя политика Павла 1 .....................................................106 Глава 4. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В ХIX в. .........................................109 Эпоха Александра I ...........................................................................................109 3
Стр.3
Царствование Николая I ................................................................................... 114 Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. .... 116 Реформы Александра II .................................................................................... 119 Александр III .....................................................................................................123 Социально-экономическое развитие пореформенной России.....................125 Внешняя политика России в XIX в. ................................................................127 Общественно-политическая жизнь России в XIX в. ....................................137 Глава 5. Россия и СССР в 1894–1941 гг. ......................................................143 Государственное и общественное развитие России на рубеже XIX–XX вв. ......................................................................................................... 143 Денежная реформа 1895–1897 гг. и развитие промышленности в начале ХХ в. ........................................................................................................... 145 Русско-японская война 1904–1905 гг. .............................................................146 Первая российская революция 1905–1907 гг. и Государственная Дума ....................................................................................................................149 Столыпинская аграрная реформа .................................................................... 151 Россия в период Первой мировой войны ........................................................153 Февральская и Октябрьская революции 1917 г. Первые преобразования Советской власти .......................................................................................156 Гражданская война в России 1917–1920/1922 гг. ...........................................160 Образование СССР. Общественно-политическая жизнь советского государства в 20–30-х гг. ХХ в. .......................................................................163 Экономика СССР в 20–30-х гг. XX в. НЭП, индустриализация, коллективизация ......................................................................................................166 СССР на начальном этапе Второй мировой войны.......................................168 Глава 6. СССР и Россия во второй половине XX в. .................................172 Великая Отечественная война ......................................................................... 172 СССР в 1945–1953 гг. ......................................................................................... 181 Хрущевская оттепель (1953–1964 гг.)..............................................................184 Эпоха застоя (1964–1985 гг.) .............................................................................192 СССР в 1985–1991 гг. .........................................................................................198 Россия на пути реформ (1991–2000 гг.) ...........................................................202 Заключение ........................................................................................................206 Приложения .......................................................................................................208 ТЕСТЫ ................................................................................................................227 Ключи к тестовым вопросам ...........................................................................242 4
Стр.4
Предисловие Отечественная история – одна из дисциплин гуманитарного цикла, изучаемых на всех ступенях образования. Опираясь на знания, полученные учащимися в средней школе, высшие учебные заведения призваны обогащать историческую культуру студентов, формировать у будущих специалистов основы исторического мышления, позволяющие им постигать неразрывную связь времен, видеть в настоящем результаты предшествующего развития и ростки будущего. Принципиальная особенность настоящего учебного пособия состоит в том, что оно ориентировано не только на освещение исторических фактов, в основном уже изученных в школе, но и на выявление сущности, закономерностей исторического процесса на самом близком и самом важном для каждого молодого человека примере отечественной истории. Эта методологическая и методическая установка побудила авторов к проблемному изложению материала, к широкому использованию трудов известных отечественных историков XIX – начала XX в.: Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, С. Ф. Платонова, а также их современных последователей. Их размышления и обобщения и ныне представляют огромную ценность, ибо доносят до нас дух других эпох, присущие нашим предкам способы мышления. В последние годы многие события отечественной истории переосмысливаются. В этом проявляются существенные черты нашего переходного времени, которое отмечено не только сменой государственно-политического и социально-экономического устройства России, но и поистине тектоническими сдвигами в мировом историческом процессе. В этой связи одну из своих задач авторы видели в том, чтобы пробудить у студентов критическое мышление, помогающее занимать наиболее обоснованную позицию, воспринимать новые трактовки событий прошлого, не поддаваясь гипнозу упрощенных объяснений и скороспелых сенсаций. Отечественная история является общей памятью нашего народа, его развернутым во времени представлением о самом себе. В этом смысле исторические знания и историческая культура призваны формировать гражданскую позицию, социально-политические идеалы и воспитывать патриотические чувства людей. Не навязывая студентам тех или иных предпочтений, а побуждая их к самостоя5
Стр.5
Предисловие тельным размышлениям над непростой историей нашей Родины, авторы стремились к тому, чтобы изучение этой книги способствовало развитию у ее читателей интереса к отечественной истории. Учебное пособие подготовлено авторами на основе их многолетнего опыта преподавания курса «Отечественная история» в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. 6
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ