В. В. Недогонова
ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕВЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
ВОСТОЧНОГО ЗАБАЙКАЛЬЯ:
ИСТОКИ И РАЗВИТИЕ
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический
университет им. <...> В. В. Недогонова
ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕВЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
ВОСТОЧНОГО ЗАБАЙКАЛЬЯ: ИСТОКИ И РАЗВИТИЕ
Чита
ЗабГГПУ
2012
УДК 783+001
ББК Щ318.9+Ч11
Печатается по решению Учёного совета Забайкальского государственного
гуманитарно-педагогического университета им. <...> ISBN 978-5-85158-861-7
Актуальность темы монографии определяется обращением автора к наследию отечественной религиозно-духовной культуры. <...> Убедительно представлен фактологический материал периода конца XX – начала XXI вв., свидетельствующий о возрождении
православной певческой культуры в Восточном Забайкалье, и современные
проблемы, связанные с этим процессом. <...> Эволюция музыки православного богослужения
(XVII – начало XX вв.) <...> Особенности православной певческой культуры
в Восточном Забайкалье (XVII–XX вв.) <...> Возрождение традиций православной певческой культуры
в Восточном Забайкалье на современном этапе . <...> В этом отношении воссоздание целостной
историко-культурной панорамы развития певческой культуры в православии при наличии каноничности православного богослужебного пения
раскрывает одно из сторон культуры – сохранение идентичности и обеспечение преемственности традиций. <...> В Забайкалье в 1994 г. была восстановлена Читинская и
Забайкальская епархия, где был один действующий на всю область Свято-Воскресенский кафедральный храм в областном центре. <...> Одновременно с процессом возрождения православия начался и процесс воссоздания
певческой культуры храмового богослужения. <...> Таким образом, изменения, происходящие в духовной жизни региона, позволяют выявить роль православного певческого искусства как одного из механизмов национальной и культурной идентификации в исторической ретроспективе и на современном этапе, а также проследить тенденции развития православной культуры в целом. <...> Духовная музыка <...>
Православная_певческая_культура_Восточного_Забайкалья_истоки_и_развитие.pdf
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический
университет им. Н. Г. Чернышевского
В. В. Недогонова
ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕВЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
ВОСТОЧНОГО ЗАБАЙКАЛЬЯ: ИСТОКИ И РАЗВИТИЕ
Чита
ЗабГГПУ
2012
Стр.2
УДК 783+001
ББК Щ318.9+Ч11
Печатается по решению Учёного совета Забайкальского государственного
гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского
Ответственный за выпуск
С. Е. Старостина, доктор пед. наук, доцент,
проректор по учебной работе ЗабГГПУ
Рецензенты
И. А. Чжен, кандидат культурологии, доцент ЗабГГПУ;
Т. В. Бернюкевич, доктор философии, профессор ЗабГГПУ
Печатается по благословению
Преосвященнейшего Евстафия, епископа Читинского и Краснокаменского
Недогонова, В. В.
Православная певческая культура Восточного Забайкалья: истоки
и развитие: монография / В. В. Недогонова; Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. –
Чита, 2012. – 113 с.
ISBN 978-5-85158-861-7
Актуальность темы монографии определяется обращением автора к наследию
отечественной религиозно-духовной культуры. Автором дан анализ и
теоретическое обобщение результатов процессов сохранения и возрождения
православной певческой традиции Восточного Забайкалья в современном социокультурном
контексте. Убедительно представлен фактологический материал
периода конца XX – начала XXI вв., свидетельствующий о возрождении
православной певческой культуры в Восточном Забайкалье, и современные
проблемы, связанные с этим процессом.
В приложении помещены песни на православную тематику, написанные
автором монографии.
УДК 783+001
ББК Щ318.9+Ч11
ISBN 978-5-85158-861-7
© ЗабГГПУ, 2012
Стр.3
Оглавление
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
Глава I. Истоки и традиции музыкальной певческой
культуры православия ......................................... 6
1.1. Духовные ценности православной культуры................ 6
1.2. Певческий канон православного искусства ................ 18
1.3. Эволюция музыки православного богослужения
(XVII – начало XX вв.) .................................... 34
Глава II. Особенности православной певческой культуры
в Восточном Забайкалье (XVII–XX вв.) ......................... 45
2.1. Деятельность православных учреждений
в Восточном Забайкалье (XVII – первая треть XX вв.) .......... 45
2.2. Возрождение традиций православной певческой культуры
в Восточном Забайкалье на современном этапе................ 61
Заключение ................................................. 78
Список литературы .......................................... 81
Приложение ................................................ 93
3
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ
Музыка православного богослужения является неотъемлемой составной
частью религиозно-духовной культуры русского народа. Более
тысячи лет история нашего отечества неразделимо связана с православием
– основанием русской культуры и мировоззрения русского человека.
В последние десятилетия принято говорить о религиозном возрождении
в нашей стране. Об этом свидетельствуют такие факты, как
восстановление и строительство культовых православных сооружений,
увеличение количества верующих не только среди представителей среднего
и старшего поколения, но и среди молодёжи. В этом, в частности,
проявляется возрастающая роль Русской православной церкви в культурной
и социальной жизни современной России. Широкомасштабные процессы
возрождения православной традиции при более глубоком анализе
свидетельствуют о наличии в культуре глубинных и системно значимых
факторов её самосохранения. В этом отношении воссоздание целостной
историко-культурной панорамы развития певческой культуры в православии
при наличии каноничности православного богослужебного пения
раскрывает одно из сторон культуры – сохранение идентичности и обеспечение
преемственности традиций.
В нашей стране идёт процесс духовного возрождения православной
культуры. В Забайкалье в 1994 г. была восстановлена Читинская и
Забайкальская епархия, где был один действующий на всю область Свято-Воскресенский
кафедральный храм в областном центре. Одновременно
с процессом возрождения православия начался и процесс воссоздания
певческой культуры храмового богослужения.
Таким образом, изменения, происходящие в духовной жизни региона,
позволяют выявить роль православного певческого искусства как одного
из механизмов национальной и культурной идентификации в исторической
ретроспективе и на современном этапе, а также проследить тенденции
развития православной культуры в целом.
5
Стр.6