Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634928)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Психологическое сопровождение ребенка в условиях реабилитационного центра (150,00 руб.)

0   0
Первый авторНикитина Н. Б.
АвторыЗабайкал. гос. гум.-пед. ун-т
ИздательствоИзд-во ЗабГГПУ
Страниц116
ID211530
АннотацияВ учебно-методическом пособии представлен опыт психологического сопровождения детей в центрах реабилитации. Подробно рассмотрены методы работы с эмоциональной сферой ребенка. Материалы могут быть полезны психологам, социальным работникам, дефектологам, студентам психолого-педагогических специальностей, а также родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями.
ISBN978-5-85158-652-1
УДК152.276(075.3)
ББКЮ948.2я73
Никитина, Н. Б. Психологическое сопровождение ребенка в условиях реабилитационного центра : [учеб.-метод. пособие] / Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т; Н. Б. Никитина .— Чита : Изд-во ЗабГГПУ, 2010 .— 116 с. : ил. — ISBN 978-5-85158-652-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/211530 (дата обращения: 30.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Н. Б. Никитина Психологическое сопровождение ребенка в условиях реабилитационного центра Чита ЗабГГПУ 2010 ББК Ю948.2я73 УДК 152.276(075.3) Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. <...> К. Г. Эрдынеева, д-р пед. наук, ЧитГУ Никитина, Н. Б. Психологическое сопровождение ребенка в условиях реабилитационного центра : учебно-методическое пособие / Н. Б. Никитина ; Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. <...> ISBN 978-5-85158-652-1 В учебно-методическом пособии представлен опыт психологического сопровождения детей в центрах реабилитации. <...> Подробно рассмотрены методы работы с эмоциональной сферой ребенка. <...> Диагностические методики, используемые в работе психолога в условиях реабилитационного центра . <...> Коррекционно-развивающая работа с эмоциональной сферой ребенка, попавшего в центр реабилитации . <...> Детский церебральный паралич, особенности развития ребенка с данным диагнозом . <...> В условиях реабилитационных центров дети и подростки проходят реабилитацию, попадая в тяжелые жизненные условия. <...> Причины попадания детей в центры реабилитации самые различные: отказ родителей от своих обязанностей, потеря семьи (автокатастрофы и др.), сложные жизненные условия семьи ребенка, пропуски школьных занятий, также дети приходят по личным заявлениям и др. <...> Также психологу необходимо подготавливать характеристики и заключения диагностических обследований на ПМПК для определения дальнейшего класса обучения ребенка или программы индивидуального обучения (в том случае, если попавшие в центр дети ранее не обучались в школе). <...> Актуальность данной темы состоит в том, что, несмотря на меняющееся представление о детстве, об изменении представлений о развитии ребенка, в современном обществе встречаются такие серьезные проблемы, как жестокое обращение с детьми, рост безнадзорных и беспризорных детей, возрастающее число детских домов и приютов для детей. <...> В настоящее время в России происходят <...>
Психологическое_сопровождение_ребенка_в_условиях_реабилитационного_центра.pdf
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского Н. Б. Никитина Психологическое сопровождение ребенка в условиях реабилитационного центра Чита ЗабГГПУ 2010
Стр.2
ББК Ю948.2я73 УДК 152.276(075.3) Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского Ответственный за выпуск А. А. Томских, канд. геогр. наук, доцент, первый проректор ЗабГГПУ Рецензенты Н. И. Виноградова, д-р психол. наук ЗабГГПУ; К. Г. Эрдынеева, д-р пед. наук, ЧитГУ Никитина, Н. Б. Психологическое сопровождение ребенка в условиях реабилитационного центра : учебно-методическое пособие / Н. Б. Никитина ; Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. – Чита, 2010. – 115 с. ISBN 978-5-85158-652-1 В учебно-методическом пособии представлен опыт психологического сопровождения детей в центрах реабилитации. Подробно рассмотрены методы работы с эмоциональной сферой ребенка. Материалы могут быть полезны психологам, социальным работникам, дефектологам, студентам психолого-педагогических специальностей, а также родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями. ББК Ю948.2я73 УДК 152.276(075.3) ISBN 978-5-85158-652-1 © ЗабГГПУ, 2010
Стр.3
Оглавление Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 Глава 1. Эмоциональное развитие ребенка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 1.1. С чего начать работу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 Глава 2. Диагностические методики, используемые в работе психолога в условиях реабилитационного центра . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20 2.1. Проективные методики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21 2.2. Диагностика личностной сферы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24 2.3. Диагностика эмоциональных состояний . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31 Глава 3. Коррекционно-развивающая работа с эмоциональной сферой ребенка, попавшего в центр реабилитации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35 Глава 4. Роль семьи в развитии ребенка-инвалида . . . . . . . . . . . . . . . . . 50 4.1. Детский церебральный паралич, особенности развития ребенка с данным диагнозом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57 4.2. Дети с синдромом Дауна . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63 4.3. Детский аутизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65 4.4. Эпилепсия и эписиндром . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72 4.5. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью . . . . . . . . . . 74 Глава 5. Программа сенсомоторного развития ребенка . . . . . . . . . . . . . .77 Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82 Словарь терминов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107 Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112 3
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ Работа психолога в школах и детских садах направлена на диагностику готовности ребенка к школьному обучению, на выявление уровня развития познавательных процессов, а также на подготовку детей к школьному обучению, на развитие навыков коммуникации. В реабилитационных центрах, для детей, оставшихся без попечения родителей, психологи работают с эмоциональной сферой детей. Попадая в такие центры реабилитации, дети испытывают эмоциональный стресс, поэтому у большинства диагностируется высокий уровень тревожности, агрессивности. В период адаптации ребенок либо открыто протестует (крик, слезы, угрозы и др.), либо закрывается и не хочет ни с кем разговаривать, отказывается от еды. В условиях реабилитационных центров дети и подростки проходят реабилитацию, попадая в тяжелые жизненные условия. В центре ребенок получает медикаментозную, педагогическую, юридическую и психологическую помощь. Причины попадания детей в центры реабилитации самые различные: отказ родителей от своих обязанностей, потеря семьи (автокатастрофы и др.), сложные жизненные условия семьи ребенка, пропуски школьных занятий, также дети приходят по личным заявлениям и др. Время пребывания ребенка в центре ограничено, и поэтому специалисты должны за короткие сроки оказать максимальную помощь в решении различных задач. Психолог выступает как законный представитель ребенка на судебных заседаниях по лишению/восстановлению родительских прав, по жестокому обращению (в том числе со стороны родителей), по фактам изнасилования. Также психологу необходимо подготавливать характеристики и заключения диагностических обследований на ПМПК для определения дальнейшего класса обучения ребенка или программы индивидуального обучения (в том случае, если попавшие в центр дети ранее не обучались в школе). Актуальность данной темы состоит в том, что, несмотря на меняющееся представление о детстве, об изменении представлений о развитии ребенка, в современном обществе встречаются такие серьезные проблемы, как жестокое обращение с детьми, рост безнадзорных и беспризорных детей, возрастающее число детских домов и приютов для детей. Число детей, нуждающихся в помощи, растет с каждым годом. Предоставим статистику за 2002–2006 гг. по Чите. В областном социально-реабилитационном центре для детей и подростков в 2002 г. прошло 550 детей; за 2003 г. – 586 детей, за 2004 г. – 526 детей, за 2005 г. – 423 ребенка, за 2006 г. – 817 детей, всего за 5 лет – 2902 ребен5
Стр.6
ка. Это дети, у которых в большинстве случаев есть родители или один из них, но, несмотря на это, они находятся в приюте, а следовательно, дальше будут распределены в детские дома и спецучреждения. Это статистика лишь одного приюта, в нашем городе их три, а еще есть два дома малютки, которые на сегодняшний день «переполнены». Но существуют еще и центры реабилитации для детей с ограниченными возможностями. В таком центре психолог проводит психологическую реабилитацию, направленную на развитие навыков коммуникации, социализации детей-инвалидов. В настоящее время в России происходят серьезные изменения условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. Сказывается действие гуманистического приоритета и усиление динамизма социальных процессов, способствующих нарастанию роли социального воспитания, смысл которого состоит в том, чтобы помочь ребенку с ограниченными возможностями не только в социальном ориентировании, но и в приобретении способности социального функционирования. И в таких центрах работа с эмоциональной сферой не менее важна. Нами были разработаны показатели диагностики по четырем сферам: эмоциональной, коммуникативной, сенсомоторной и когнитивной. По результатам диагностических обследований детей, которые проводились до процесса реабилитации и после прохождения курса, было выявлено, что по всем четырем показателям наблюдается положительная динамика, но наиболее выражен результат именно в эмоциональной сфере. Дети с удовольствием посещают занятия, испытывают положительные эмоции от общения, от результатов различных видов деятельности, которые ребенок выполняет на занятии. Это является мощным стимулом к положительной динамике и по другим сферам: коммуникативной, сенсомоторной и когнитивной. Реабилитация детей с отклонениями в развитии предусматривает различные виды стимулирующего воздействия. Особенно важно, чтобы ребенок активно участвовал в этом процессе, а нагрузка была посильной, усложнялась постепенно и доставляла ребенку удовольствие. Дети с ограниченными возможностями – это достаточно сложный, своеобразный контингент. Их отличает ряд особенностей, главная из которых заключается в том, что приходится ждать достаточно долго результатов коррекции и развития. Приведем данные статистики: за 2009 г. в центре медико-социальной реабилитации инвалидов «РОСТОК» комплексную реабилитацию прошли 2814 взрослых инвалида, 753 ребенка-инвалида (всего – 3567 человек). В пособии имеются фотографии, сделанные во время проведения индивидуальных и групповых занятий, проводимых в государственном учреждение социального обслуживания «Центре медико-социальной реабилитации инвалидов «РОСТОК» Забайкальского края. 6
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ