Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический
университет им. Н. Г. Чернышевского
Н. Б. Никитина
Психологическое сопровождение
ребенка в условиях
реабилитационного центра
Чита
ЗабГГПУ
2010
Стр.2
ББК Ю948.2я73
УДК 152.276(075.3)
Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного
гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского
Ответственный за выпуск
А. А. Томских, канд. геогр. наук, доцент, первый проректор ЗабГГПУ
Рецензенты
Н. И. Виноградова, д-р психол. наук ЗабГГПУ;
К. Г. Эрдынеева, д-р пед. наук, ЧитГУ
Никитина, Н. Б.
Психологическое сопровождение ребенка в условиях реабилитационного
центра : учебно-методическое пособие / Н. Б. Никитина ; Забайкал.
гос. гум.-пед. ун-т. – Чита, 2010. – 115 с.
ISBN 978-5-85158-652-1
В учебно-методическом пособии представлен опыт психологического
сопровождения детей в центрах реабилитации. Подробно рассмотрены методы
работы с эмоциональной сферой ребенка. Материалы могут быть полезны
психологам, социальным работникам, дефектологам, студентам психолого-педагогических
специальностей, а также родителям, воспитывающим детей с ограниченными
возможностями.
ББК Ю948.2я73
УДК 152.276(075.3)
ISBN 978-5-85158-652-1
© ЗабГГПУ, 2010
Стр.3
Оглавление
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Глава 1. Эмоциональное развитие ребенка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.1. С чего начать работу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Глава 2. Диагностические методики, используемые в работе психолога
в условиях реабилитационного центра . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
2.1. Проективные методики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
2.2. Диагностика личностной сферы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
2.3. Диагностика эмоциональных состояний . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Глава 3. Коррекционно-развивающая работа с эмоциональной сферой ребенка,
попавшего в центр реабилитации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Глава 4. Роль семьи в развитии ребенка-инвалида . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
4.1. Детский церебральный паралич, особенности развития ребенка
с данным диагнозом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
4.2. Дети с синдромом Дауна . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
4.3. Детский аутизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
4.4. Эпилепсия и эписиндром . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
4.5. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью . . . . . . . . . . 74
Глава 5. Программа сенсомоторного развития ребенка . . . . . . . . . . . . . .77
Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
Словарь терминов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112
3
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ
Работа психолога в школах и детских садах направлена на диагностику
готовности ребенка к школьному обучению, на выявление уровня развития
познавательных процессов, а также на подготовку детей к школьному
обучению, на развитие навыков коммуникации. В реабилитационных
центрах, для детей, оставшихся без попечения родителей, психологи работают
с эмоциональной сферой детей. Попадая в такие центры реабилитации,
дети испытывают эмоциональный стресс, поэтому у большинства
диагностируется высокий уровень тревожности, агрессивности. В период
адаптации ребенок либо открыто протестует (крик, слезы, угрозы и др.),
либо закрывается и не хочет ни с кем разговаривать, отказывается от еды.
В условиях реабилитационных центров дети и подростки проходят
реабилитацию, попадая в тяжелые жизненные условия. В центре ребенок
получает медикаментозную, педагогическую, юридическую и психологическую
помощь. Причины попадания детей в центры реабилитации самые
различные: отказ родителей от своих обязанностей, потеря семьи (автокатастрофы
и др.), сложные жизненные условия семьи ребенка, пропуски
школьных занятий, также дети приходят по личным заявлениям и др.
Время пребывания ребенка в центре ограничено, и поэтому специалисты
должны за короткие сроки оказать максимальную помощь в решении
различных задач.
Психолог выступает как законный представитель ребенка на судебных
заседаниях по лишению/восстановлению родительских прав, по
жестокому обращению (в том числе со стороны родителей), по фактам
изнасилования.
Также психологу необходимо подготавливать характеристики и заключения
диагностических обследований на ПМПК для определения дальнейшего
класса обучения ребенка или программы индивидуального обучения (в
том случае, если попавшие в центр дети ранее не обучались в школе).
Актуальность данной темы состоит в том, что, несмотря на меняющееся
представление о детстве, об изменении представлений о развитии
ребенка, в современном обществе встречаются такие серьезные проблемы,
как жестокое обращение с детьми, рост безнадзорных и беспризорных
детей, возрастающее число детских домов и приютов для детей. Число
детей, нуждающихся в помощи, растет с каждым годом.
Предоставим статистику за 2002–2006 гг. по Чите. В областном
социально-реабилитационном центре для детей и подростков в
2002 г. прошло 550 детей; за 2003 г. – 586 детей, за 2004 г. – 526 детей, за
2005 г. – 423 ребенка, за 2006 г. – 817 детей, всего за 5 лет – 2902 ребен5
Стр.6
ка. Это дети, у которых в большинстве случаев есть родители или один
из них, но, несмотря на это, они находятся в приюте, а следовательно,
дальше будут распределены в детские дома и спецучреждения. Это статистика
лишь одного приюта, в нашем городе их три, а еще есть два дома
малютки, которые на сегодняшний день «переполнены».
Но существуют еще и центры реабилитации для детей с ограниченными
возможностями. В таком центре психолог проводит психологическую
реабилитацию, направленную на развитие навыков коммуникации,
социализации детей-инвалидов.
В настоящее время в России происходят серьезные изменения условий
обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. Сказывается
действие гуманистического приоритета и усиление динамизма
социальных процессов, способствующих нарастанию роли социального
воспитания, смысл которого состоит в том, чтобы помочь ребенку с ограниченными
возможностями не только в социальном ориентировании, но
и в приобретении способности социального функционирования.
И в таких центрах работа с эмоциональной сферой не менее важна.
Нами были разработаны показатели диагностики по четырем сферам:
эмоциональной, коммуникативной, сенсомоторной и когнитивной. По результатам
диагностических обследований детей, которые проводились до
процесса реабилитации и после прохождения курса, было выявлено, что по
всем четырем показателям наблюдается положительная динамика, но наиболее
выражен результат именно в эмоциональной сфере. Дети с удовольствием
посещают занятия, испытывают положительные эмоции от общения,
от результатов различных видов деятельности, которые ребенок выполняет
на занятии. Это является мощным стимулом к положительной динамике и
по другим сферам: коммуникативной, сенсомоторной и когнитивной.
Реабилитация детей с отклонениями в развитии предусматривает
различные виды стимулирующего воздействия. Особенно важно, чтобы
ребенок активно участвовал в этом процессе, а нагрузка была посильной,
усложнялась постепенно и доставляла ребенку удовольствие.
Дети с ограниченными возможностями – это достаточно сложный,
своеобразный контингент. Их отличает ряд особенностей, главная из которых
заключается в том, что приходится ждать достаточно долго результатов
коррекции и развития.
Приведем данные статистики: за 2009 г. в центре медико-социальной
реабилитации инвалидов «РОСТОК» комплексную реабилитацию прошли
2814 взрослых инвалида, 753 ребенка-инвалида (всего – 3567 человек).
В пособии имеются фотографии, сделанные во время проведения
индивидуальных и групповых занятий, проводимых в государственном
учреждение социального обслуживания «Центре медико-социальной реабилитации
инвалидов «РОСТОК» Забайкальского края.
6
Стр.7