Г. А. БАРКИН
ОЧЕРКИ ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ,
ПРОСВЕЩЕНИЯ, РЕЛИГИИ И БЫТА
ЭТНОСОВ ЗАБАЙКАЛЬЯ
От Аввакума, Радищева, Ломоносова до ХХ века
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический
университет им. <...> Г.А. БАРКИН
ОЧЕРКИ ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ,
ПРОСВЕЩЕНИЯ, РЕЛИГИИ И БЫТА
ЭТНОСОВ ЗАБАЙКАЛЬЯ
От Аввакума, Радищева, Ломоносова до ХХ века
Чита 2009
УДК 001(082)+908(571.55)(02)
ББК Ч21я46+Д890(2р54)я46
Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного
гуманитарно-педагогического университета им. <...> Л.А. Доржиева, канд. пед. наук, декан ФПК РОУ и ССВ ЗабКИПКРО
Баркин Г.А. <...> Из «Энциклопедии Забайкалья» ............................................256
4
АВВАКУМ ПЕТРОВ И СТАРООБРЯДЦЫ
Отмечая историческое значение деятельности Аввакума Петрова,
Алексей Толстой писал: «… в омертвелую словесность, как буря, ворвался живой, мужицкий, полнокровный голос. <...> ЖИЗНЬ ПРОТОПОПА АВВАКУМА
ДО НАЧАЛА РЕФОРМ ПАТРИАРХА НИКОНА
Аввакум Петров родился в 1620 или в 1621 году в селе Григорове,
Нижегородского края, в семье священника. <...> В ранней молодости Аввакум осиротел – отец умер, мать ушла в монастырь. <...> Указ 1714 года об учреждении
цифирных школ во всех губерниях и обязательном обучении цифири и
геометрии инородческих детей от 10 до 15 лет. <...> Распоряжение правительства о соединении цифирных школ с архиерейскими, а также с учрежденными в 1732 году гарнизонными школами. <...> Создание гарнизонных школ при полках для детей военнослужащих и отставных солдат. <...> Указ от 6 авнуста 1739 года о придании
гарнизонным школам ремесленного характера (подготовка по слесарному, колесному, кузнечному, плотническому, столярному, портновскому и
сапожному делу). <...> 1789 год – закрытие всех школ в Нерчинском
17
горном округе, кроме одной в Нерчинском заводе. <...> А.Н. РАДИЩЕВ (1749–1802)
Выдающийся русский писатель, философ, революционер Александр Николаевич Радищев родился 31 августа 1749 года в состоятельной
дворянской семье. <...> По рождению и воспитанию Радищев принадлежал к
помещичьей, дворянской среде. <...> С детства <...>
Очерки_истории_культуры,_просвещения,_религии_и_быта_этносов_Забайкалья_(От_Аввакума,_Радищева,_Ломоносова_до_XX_века).pdf
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический
университет им. Н.Г. Чернышевского
Г.А. БАРКИН
ОЧЕРКИ ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ,
ПРОСВЕЩЕНИЯ, РЕЛИГИИ И БЫТА
ЭТНОСОВ ЗАБАЙКАЛЬЯ
От Аввакума, Радищева, Ломоносова до ХХ века
Чита 2009
Стр.2
УДК 001(082)+908(571.55)(02)
ББК Ч21я46+Д890(2р54)я46
Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного
гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского
Ответственный за выпуск
М.И. Гомбоева, д-р культурологии, проф.,
проректор по научной работе ЗабГГПУ
Рецензенты
А.В. Рогова, д-р пед наук, профессор, ЗабГГПУ
Л.А. Доржиева, канд. пед. наук, декан ФПК РОУ и ССВ ЗабКИПКРО
Баркин Г.А.
Очерки истории культуры, просвещения, религии и быта этносов Забайкалья
(От Аввакума, Радищева, Ломоносова до XX века) / Забайкал. гос. гум.-пед
ун-т. – Чита, 2009. – 262 с.
В издание включены очерки о развитии образования в контексте становления
истории культуры Забайкалья.
Сборник предназначен для интересующихся проблемами развития образования
в Забайкальском крае, в том числе студентов, учителей и учащихся педагогических
классов.
УДК 001(082)+908(571.55)(02)
ББК Ч21я46+Д890(2р54)я46
© ЗабГГПУ, 2009
Стр.3
Содержание
Аввакум Петров и старообрядцы ..........................................................................5
Жизнь протопопа Аввакума до начала реформ Патриарха Никона ...................5
Деятельность протопопа Аввакума после реформ ..............................................8
Российское образование и воспитание в XVIII веке ..........................................15
Школы в XVIII веке ...............................................................................................17
А.Н. Радищев (1749–1802) ....................................................................................18
Поворот к школе и педагогике нового времени .................................................26
Поборники просвещения ......................................................................................33
М.В. Ломоносов и Сибирь ....................................................................................35
М.В. Ломоносов о знаниях истории Отечества ..................................................37
М.В. Ломоносов и его значение для развития русской педагогики и школы ..37
Закрытые сословно-дворянские учебные заведения .........................................38
Педагогическая деятельность И.И. Бецкого .......................................................41
Создание училищ в городах .................................................................................43
Педагогические взгляды Г.С. Сковороды ............................................................45
Педагогическая деятельность и взгляды Н.И. Новикова ...................................46
Пути формирования сибирского характера. .......................................................48
О старожильческом этносе и субэтносе ..............................................................56
Декабристы ............................................................................................................62
Мария Николаевна Волконская ............................................................................78
Александра Григорьевна Муравьева (1804–1832) ..............................................85
О Фонвизиных .......................................................................................................90
Дмитрий Иринархович Завалишин (1804–1892) ................................................94
Николай Васильевич Басаргин (1799–1861) .......................................................97
Иван Иванович Горбачевский (1800–1869) .........................................................99
Женщины совершают подвиг .............................................................................100
Лицейское братство .............................................................................................107
Иван Иванович Пущин (1798–1859) ..................................................................108
Дружба Пушкина и Пущина ...............................................................................111
Вильгельм Карлович Кюхельбекер (1797–1846) ..............................................112
Антон Антонович Дельвиг (1798–1831) ............................................................113
Чернышевский в Забайкалье ..............................................................................117
С именем Чернышевского ..................................................................................128
Н.А. Некрасов и Сибирь .....................................................................................131
Бытописатель забайкальской каторги ...............................................................135
Освоение сибирских просторов .........................................................................140
Хроника освоения Сибири землепроходцами ..................................................143
Сибирь. Забайкалье. Просвещение ....................................................................146
Литература о Восточной Сибири .......................................................................147
Дальнейшее освоение края .................................................................................149
Забайкалье в XVIII–XIX веках ...........................................................................150
Очаги культуры и просвещения в Нерчинском крае ........................................155
Культура в Сибири и Забайкалье в XVII–XVIII веках .....................................160
3
Стр.4
Ростки грамотности в Восточной Сибири и Забайкалье .................................164
Развитие начальной и средней школы Забайкалья (вторая половина XIX –
начало XX веков) .................................................................................................169
Подготовка учителей в Забайкалье (вторая половина XIX – начало XX веков) 172
И.Н. Жуков, Н.К. Крупская и педагогика детского движения ........................176
Истоки духовной культуры России (историко-педагогический аспект) ........181
Агинский и Цугольский дацаны ........................................................................187
Деятельность историко-краеведческих музеев-центров просвещения
и культуры ............................................................................................................190
Гуманизация школ и их усовершенствование в Забайкалье
при советской власти ...........................................................................................193
Учебники гуманитарного цикла и их роль в социалистическом
строительстве Наркомпроса ...............................................................................203
О подвижниках в истории народного образования Забайкалья ......................205
Об этнопедагогике агинских бурят ....................................................................209
О преподавании этнопедагогики в вузе .............................................................216
Исторический опыт и воспитание .....................................................................220
К 70-летию Агинского педагогического колледжа, филиала ЗабГПУ ...........222
Содружество народов и культур (историко-педагогический аспект) .............226
Школы Забайкалья в 1941–1945 годах ..............................................................231
Незримо богатея духом (по И.А. Ильину) ........................................................236
Приложение 1. Программа элективного курса «История народного образования
в Забайкалье (XVIII – конец XX веков)» ...........................................................240
Приложение 2. Из «Энциклопедии Забайкалья» ............................................256
4
Стр.5