Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Очерки истории культуры, просвещения, религии и быта этносов Забайкалья (От Аввакума, Радищева, Ломоносова до XX века) (150,00 руб.)

0   0
Первый авторБаркин Г. А.
АвторыЗабайкал. гос. гум.-пед. ун-т
ИздательствоИзд-во ЗабГГПУ
Страниц263
ID211504
АннотацияВ издание включены очерки о развитии образования в контексте становления истории культуры Забайкалья. Сборник предназначен для интересующихся проблемами развития образования в Забайкальском крае, в том числе студентов, учителей и учащихся педагогических классов.
ISBN---
УДК001(082)+908(571.55)(02)
ББКЧ21я46+Д890(2р54)я46
Баркин, Г. А. Очерки истории культуры, просвещения, религии и быта этносов Забайкалья (От Аввакума, Радищева, Ломоносова до XX века) : [сборник] / Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т; Г. А. Баркин .— Чита : Изд-во ЗабГГПУ, 2009 .— 263 с. — URL: https://rucont.ru/efd/211504 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Г. А. БАРКИН ОЧЕРКИ ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ, ПРОСВЕЩЕНИЯ, РЕЛИГИИ И БЫТА ЭТНОСОВ ЗАБАЙКАЛЬЯ От Аввакума, Радищева, Ломоносова до ХХ века Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. <...> Г.А. БАРКИН ОЧЕРКИ ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ, ПРОСВЕЩЕНИЯ, РЕЛИГИИ И БЫТА ЭТНОСОВ ЗАБАЙКАЛЬЯ От Аввакума, Радищева, Ломоносова до ХХ века Чита 2009 УДК 001(082)+908(571.55)(02) ББК Ч21я46+Д890(2р54)я46 Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. <...> Л.А. Доржиева, канд. пед. наук, декан ФПК РОУ и ССВ ЗабКИПКРО Баркин Г.А. <...> Из «Энциклопедии Забайкалья» ............................................256 4 АВВАКУМ ПЕТРОВ И СТАРООБРЯДЦЫ Отмечая историческое значение деятельности Аввакума Петрова, Алексей Толстой писал: «… в омертвелую словесность, как буря, ворвался живой, мужицкий, полнокровный голос. <...> ЖИЗНЬ ПРОТОПОПА АВВАКУМА ДО НАЧАЛА РЕФОРМ ПАТРИАРХА НИКОНА Аввакум Петров родился в 1620 или в 1621 году в селе Григорове, Нижегородского края, в семье священника. <...> В ранней молодости Аввакум осиротел – отец умер, мать ушла в монастырь. <...> Указ 1714 года об учреждении цифирных школ во всех губерниях и обязательном обучении цифири и геометрии инородческих детей от 10 до 15 лет. <...> Распоряжение правительства о соединении цифирных школ с архиерейскими, а также с учрежденными в 1732 году гарнизонными школами. <...> Создание гарнизонных школ при полках для детей военнослужащих и отставных солдат. <...> Указ от 6 авнуста 1739 года о придании гарнизонным школам ремесленного характера (подготовка по слесарному, колесному, кузнечному, плотническому, столярному, портновскому и сапожному делу). <...> 1789 год – закрытие всех школ в Нерчинском 17 горном округе, кроме одной в Нерчинском заводе. <...> А.Н. РАДИЩЕВ (1749–1802) Выдающийся русский писатель, философ, революционер Александр Николаевич Радищев родился 31 августа 1749 года в состоятельной дворянской семье. <...> По рождению и воспитанию Радищев принадлежал к помещичьей, дворянской среде. <...> С детства <...>
Очерки_истории_культуры,_просвещения,_религии_и_быта_этносов_Забайкалья_(От_Аввакума,_Радищева,_Ломоносова_до_XX_века).pdf
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского Г.А. БАРКИН ОЧЕРКИ ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ, ПРОСВЕЩЕНИЯ, РЕЛИГИИ И БЫТА ЭТНОСОВ ЗАБАЙКАЛЬЯ От Аввакума, Радищева, Ломоносова до ХХ века Чита 2009
Стр.2
УДК 001(082)+908(571.55)(02) ББК Ч21я46+Д890(2р54)я46 Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского Ответственный за выпуск М.И. Гомбоева, д-р культурологии, проф., проректор по научной работе ЗабГГПУ Рецензенты А.В. Рогова, д-р пед наук, профессор, ЗабГГПУ Л.А. Доржиева, канд. пед. наук, декан ФПК РОУ и ССВ ЗабКИПКРО Баркин Г.А. Очерки истории культуры, просвещения, религии и быта этносов Забайкалья (От Аввакума, Радищева, Ломоносова до XX века) / Забайкал. гос. гум.-пед ун-т. – Чита, 2009. – 262 с. В издание включены очерки о развитии образования в контексте становления истории культуры Забайкалья. Сборник предназначен для интересующихся проблемами развития образования в Забайкальском крае, в том числе студентов, учителей и учащихся педагогических классов. УДК 001(082)+908(571.55)(02) ББК Ч21я46+Д890(2р54)я46 © ЗабГГПУ, 2009
Стр.3
Содержание Аввакум Петров и старообрядцы ..........................................................................5 Жизнь протопопа Аввакума до начала реформ Патриарха Никона ...................5 Деятельность протопопа Аввакума после реформ ..............................................8 Российское образование и воспитание в XVIII веке ..........................................15 Школы в XVIII веке ...............................................................................................17 А.Н. Радищев (1749–1802) ....................................................................................18 Поворот к школе и педагогике нового времени .................................................26 Поборники просвещения ......................................................................................33 М.В. Ломоносов и Сибирь ....................................................................................35 М.В. Ломоносов о знаниях истории Отечества ..................................................37 М.В. Ломоносов и его значение для развития русской педагогики и школы ..37 Закрытые сословно-дворянские учебные заведения .........................................38 Педагогическая деятельность И.И. Бецкого .......................................................41 Создание училищ в городах .................................................................................43 Педагогические взгляды Г.С. Сковороды ............................................................45 Педагогическая деятельность и взгляды Н.И. Новикова ...................................46 Пути формирования сибирского характера. .......................................................48 О старожильческом этносе и субэтносе ..............................................................56 Декабристы ............................................................................................................62 Мария Николаевна Волконская ............................................................................78 Александра Григорьевна Муравьева (1804–1832) ..............................................85 О Фонвизиных .......................................................................................................90 Дмитрий Иринархович Завалишин (1804–1892) ................................................94 Николай Васильевич Басаргин (1799–1861) .......................................................97 Иван Иванович Горбачевский (1800–1869) .........................................................99 Женщины совершают подвиг .............................................................................100 Лицейское братство .............................................................................................107 Иван Иванович Пущин (1798–1859) ..................................................................108 Дружба Пушкина и Пущина ...............................................................................111 Вильгельм Карлович Кюхельбекер (1797–1846) ..............................................112 Антон Антонович Дельвиг (1798–1831) ............................................................113 Чернышевский в Забайкалье ..............................................................................117 С именем Чернышевского ..................................................................................128 Н.А. Некрасов и Сибирь .....................................................................................131 Бытописатель забайкальской каторги ...............................................................135 Освоение сибирских просторов .........................................................................140 Хроника освоения Сибири землепроходцами ..................................................143 Сибирь. Забайкалье. Просвещение ....................................................................146 Литература о Восточной Сибири .......................................................................147 Дальнейшее освоение края .................................................................................149 Забайкалье в XVIII–XIX веках ...........................................................................150 Очаги культуры и просвещения в Нерчинском крае ........................................155 Культура в Сибири и Забайкалье в XVII–XVIII веках .....................................160 3
Стр.4
Ростки грамотности в Восточной Сибири и Забайкалье .................................164 Развитие начальной и средней школы Забайкалья (вторая половина XIX – начало XX веков) .................................................................................................169 Подготовка учителей в Забайкалье (вторая половина XIX – начало XX веков) 172 И.Н. Жуков, Н.К. Крупская и педагогика детского движения ........................176 Истоки духовной культуры России (историко-педагогический аспект) ........181 Агинский и Цугольский дацаны ........................................................................187 Деятельность историко-краеведческих музеев-центров просвещения и культуры ............................................................................................................190 Гуманизация школ и их усовершенствование в Забайкалье при советской власти ...........................................................................................193 Учебники гуманитарного цикла и их роль в социалистическом строительстве Наркомпроса ...............................................................................203 О подвижниках в истории народного образования Забайкалья ......................205 Об этнопедагогике агинских бурят ....................................................................209 О преподавании этнопедагогики в вузе .............................................................216 Исторический опыт и воспитание .....................................................................220 К 70-летию Агинского педагогического колледжа, филиала ЗабГПУ ...........222 Содружество народов и культур (историко-педагогический аспект) .............226 Школы Забайкалья в 1941–1945 годах ..............................................................231 Незримо богатея духом (по И.А. Ильину) ........................................................236 Приложение 1. Программа элективного курса «История народного образования в Забайкалье (XVIII – конец XX веков)» ...........................................................240 Приложение 2. Из «Энциклопедии Забайкалья» ............................................256 4
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.