С. Н. Гайдай
МЕТОДИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
НАД ФОРТЕПИАННЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ
Учебное пособие
Чита
ЗабГГПУ
2009
ББК Щ 954.2 я 73
УДК 78 (07)
Г 14
Печатается по решению Ученого совета Забайкальского
государственного гуманитарно-педагогического университета
им. <...> ISBN 978-5-85158-548-7
Пособие посвящено одной из актуальных проблем музыкальной педагогики и
исполнительства – содержанию и технологиям самостоятельной работы над инструментальным произведением. <...> В пособии с позиции культурологического подхода рассматривается сущность самостоятельной работы музыканта и педагогические
условия ее организации в фортепианном классе. <...> Пособие адресовано преподавателям и студентам-музыкантам вузов и средних специальных учебных заведений, также может быть полезно учителям музыки и
педагогам-пианистам системы дополнительного образования. <...> Генезис понятия «самостоятельная работа» в психологопедагогических исследованиях ………………………………. <...> Вопросы воспитания самостоятельности учащихся в
практике выдающихся педагогов-пианистов прошлого …… <...> Самостоятельная работа как актуальная проблема современной педагогики музыкального образования …………… <...> Педагогические условия организации самостоятельной
работы в фортепианном классе ……………………………….. <...> Этапы овладения навыками самостоятельной работы в
учебно-исполнительской деятельности ……………………… <...> Чтение нотного текста с листа и эскизное изучение репертуара как формы самостоятельной работы музыканта … <...> Ее значимость, прежде всего, обусловлена
специфичностью подходов к овладению музыкальным мастерством как
разновидностью художественного творчества. <...> Основной предпосылкой
сформированности структуры самостоятельной работы в исполнительском классе при этом выступает развитие самостоятельности мышления
личности и, соответственно, воспитание умения инициативно и творчески созидательно заниматься на музыкальном инструменте. <...> Б. Л. Кременштейн (ученица Г <...>
Методика_самостоятельной_работы_над_фортепианным_произведением__учебное_пособие__С._Н._Гайдай;_Забайкал._гос._гум.-пед._ун-т._.pdf
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический
университет им. Н. Г. Чернышевского
С. Н. Гайдай
МЕТОДИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
НАД ФОРТЕПИАННЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ
Учебное пособие
Чита
ЗабГГПУ
2009
Стр.3
ББК Щ 954.2 я 73
УДК 78 (07)
Г 14
Печатается по решению Ученого совета Забайкальского
государственного гуманитарно-педагогического университета
им. Н. Г. Чернышевского
Рецензенты: Л. А. Рапацкая, доктор пед. наук, профессор (МГГУ им. М. А. Шолохова);
И. А. Чжен, канд. культурологии (ЗабГГПУ им. Н. Г. Чернышевского).
Ответственный за выпуск: А. А. Томских, канд. геогр. наук, доцент, первый
проректор ЗабГГПУ.
Г 14 Гайдай, С. Н.
Методика самостоятельной работы над фортепианным произведением : учебное
пособие / С. Н. Гайдай; Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. – Чита, 2009. – 108 с.
ISBN 978-5-85158-548-7
Пособие посвящено одной из актуальных проблем музыкальной педагогики и
исполнительства – содержанию и технологиям самостоятельной работы над инструментальным
произведением. В пособии с позиции культурологического подхода
рассматривается сущность самостоятельной работы музыканта и педагогические
условия ее организации в фортепианном классе. Особое внимание уделяется вопросам
овладения методикой поэтапного самостоятельного освоения произведения,
раскрываются практические аспекты развития самостоятельности личности в индивидуальном
музыкальном обучении.
Пособие адресовано преподавателям и студентам-музыкантам вузов и средних
специальных учебных заведений, также может быть полезно учителям музыки и
педагогам-пианистам системы дополнительного образования.
ББК Щ 954.2 я 73
УДК 78 (07)
ISBN 978-5-85158-548-7
© ЗабГГПУ, 2009
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение …………………………………………………………….. 5
Глава I. Теоретические основы организации самостоятельной
работы музыканта …………………………………………….
1.1. Генезис понятия «самостоятельная работа» в психологопедагогических
исследованиях ……………………………….
1.2. Вопросы воспитания самостоятельности учащихся в
практике выдающихся педагогов-пианистов прошлого ……
1.3. Самостоятельная работа как актуальная проблема современной
педагогики музыкального образования ……………
1.4. Педагогические условия организации самостоятельной
работы в фортепианном классе ………………………………..
Глава II. Содержание и технологии самостоятельной работы
над музыкальным произведением ……………………………..
2.1. Этапы овладения навыками самостоятельной работы в
учебно-исполнительской деятельности ………………………
2.2. Методика исполнительского освоения фортепианного
произведения ................................................................................
2.3. Чтение нотного текста с листа и эскизное изучение репертуара
как формы самостоятельной работы музыканта …
2.4. Практические задания для развития навыков самостоятельной
работы над инструментальным произведение …………..
Заключение…………………………………………………………..
Библиографический список ……….……………………………..
Приложение ………………………………………………………..
7
7
16
22
31
43
43
50
71
88
94
97
101
3
Стр.5