Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634160)
Контекстум
.

Зоологические экскурсии по окрестностям озера Арахлей (150,00 руб.)

0   0
АвторыКорсун О. В., Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т
ИздательствоИзд-во ЗабГГПУ
Страниц180
ID211461
АннотацияУчебное пособие посвящено описанию животного мира Ивано-Арахлейских озер и их окрестностей, в первую очередь района озера Арахлей. Издание предназначено для студентов, занимающихся изучением биологии, экологии, а также биологического, естественнонаучного, экологического образования. Издание может использоваться работниками различных образовательных учреждений, природоохранных служб, краеведами, любителями природы Забайкалья.
ISBN978-5-85158-406-Х
УДК590(075.3)+913(Заб)(075.3)
ББКЕ 6ся73
Зоологические экскурсии по окрестностям озера Арахлей : учеб. пособие / ред. О. В. Корсун; Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т .— Чита : Изд-во ЗабГГПУ, 2008 .— 180 с. : ил. — ISBN 978-5-85158-406-Х .— URL: https://rucont.ru/efd/211461 (дата обращения: 16.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Н.Г. Чернышевского Зоологические экскурсии по окрестностям озера Арахлей Учебное пособие Ответственный редактор <...> В.Е. Миронова, Е.И. Назарова, Т.А. Перетолчина, М.С. Пушкарева З 852 Зоологические экскурсии по окрестностям озера Арахлей : учебное пособие / отв. ред. <...> ISBN 978-5-85158-406-Х Учебное пособие посвящено описанию животного мира ИваноАрахлейских озер и их окрестностей, в первую очередь района озера Арахлей. <...> Целым рядом важных особенностей характеризуются озёрные экосистемы ИваноАрахлейской котловины. <...> Во-вторых, Ивано-Арахлейские озёра в течение нескольких десятков лет являются традиционным местом проведения полевых практик студентов Забайкальского государственного гуманитарнопедагогического университета им. <...> В-третьих, данный район располагается в пределах ИваноАрахлейского государственного природного ландшафтного заказника. <...> На территории заказника делаются попытки совместить необходимые, соответствующие его статусу природоохранные мероприятия с различными формами хозяйственной деятельности и ре5 креации. <...> В-четвёртых, в настоящее время Ивано-Арахлейские озёра стали настоящей «меккой» забайкальского туризма. <...> Приобретение навыков проведения экскурсий в природу, постановки длительных наблюдений за животными, сбора материалов для коллекций без нанесения ущерба окружающей среде; изучение основных методов обработки полевого материала. <...> Полевая практика предполагает следующие формы работы: – экскурсия в природу, организуемая преподавателем; – сбор полевого экскурсионного материала; – камеральная обработка собранного материала, оформление полевых дневников; – самостоятельная работа исследовательского плана (по темам, предложенным преподавателем); – письменный отчёт о проведённой самостоятельной исследовательской работе; – подготовка доклада по теме исследования на итоговой конференции; – планирование дальнейшей исследовательской работы (с возможностью выполнения курсовых <...>
Зоологические_экскурсии_по_окрестностям_озера_Арахлей.pdf
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского Зоологические экскурсии по окрестностям озера Арахлей Учебное пособие Ответственный редактор О.В. Корсун Чита 2008
Стр.2
УДК 590 (075.3)+913(Заб) (075.3) ББК Е 6ся73 З 852 Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского Рецензенты: И.Е. Михеев, канд. геогр. наук, ИПРЭК СО РАН; Е.П. Якимова, канд. биол. наук; Е.А. Игумнова, канд. пед. наук Авторы: Е.В. Бутько, Л.Л. Войта, О.В. Корсун, И.Ф. Кривенкова, В.Е. Миронова, Е.И. Назарова, Т.А. Перетолчина, М.С. Пушкарева Зоологические экскурсии по окрестностям озера Арахлей : учебное З 852 пособие / отв. ред. О.В. Корсун ; Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. – Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2008. – 179 с. ISBN 978-5-85158-406-Х Учебное пособие посвящено описанию животного мира ИваноАрахлейских озер и их окрестностей, в первую очередь района озера Арахлей. Издание предназначено для студентов, занимающихся изучением биологии, экологии, а также биологического, естественнонаучного, экологического образования. Издание может использоваться работниками различных образовательных учреждений, природоохранных служб, краеведами, любителями природы Забайкалья. УДК 590 (075.3)+913(Заб) (075.3) ББК Е 6ся73 ISBN 978-5-85158-406-Х © Коллектив авторов, 2008 © ЗабГГПУ, 2008
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ ................................................................................................... 5 I. ВВЕДЕНИЕ ........................................................................................................ 8 1. Организация полевой практики по зоологии (М.С. Пушкарёва) ................... 8 2. Физико-географическая характеристика озера Арахлей и его окрестностей 11 2.1. Окрестности полевого лагеря ЗабГГПУ «Арахлей» (Е.И. Назарова, И.Ф. Кривенкова) .............................................................................................. 11 2.2. Лимнологическая характеристика озера Арахлей (Е.И. Назарова, И.Ф. Кривенкова) ............................................................................................... 14 II. МЕТОДИКИ ЗООЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ........................... 17 1. Сбор водных беспозвоночных (И.Ф. Кривенкова) .......................................... 17 2. Сбор наземных беспозвоночных (О.В. Корсун, Е.В. Бутько)......................... 19 3. Отлов и наблюдения за наземными позвоночными (В.Е. Миронова, М.С. Пушкарёва, Л.Л. Войта) ............................................................................... 21 4. Измерение и описание позвоночных животных (В.Е. Миронова, М.С. Пушкарёва, Л.Л. Войта) .............................................................................. 26 5. Монтирование коллекций беспозвоночных животных (О.В. Корсун) .......... 34 6. Препарирование и изготовление тушек позвоночных животных (В.Е. Миронова, М.С. Пушкарёва) ...................................................................................... 35 III. ЭКСКУРСИЯ НА ВОДОЁМ ........................................................................ 38 1. Беспозвоночные животные ................................................................................ 38 1.1. Общая характеристика водных беспозвоночных (И.Ф. Кривенкова, Е.И. Назарова) ................................................................................................... 38 1.2. Организмы зообентоса (Е.И. Назарова, Е.В. Бутько) ............................. 40 1.3. Организмы зоопланктона (И.Ф. Кривенкова) .......................................... 57 1.4. Беспозвоночные – обитатели прибрежных экосистем (Е.В. Бутько, О.В. Корсун) ....................................................................................................... 72 2. Позвоночные животные ..................................................................................... 84 2.1. Лучепёрые рыбы (О.В. Корсун) ................................................................. 84 2.2. Амфибии (О.В. Корсун, В.Е. Миронова) .................................................. 88 2.3. Птицы (В.Е. Миронова, М.С. Пушкарёва, Т.А. Перетолчина) ............... 89 IV. ЭКСКУРСИЯ В ЛЕС ..................................................................................... 95 1. Беспозвоночные животные ................................................................................ 95 1.1. Паукообразные (О.В. Корсун) ................................................................... 95 1.2. Насекомые (О.В. Корсун, Е.В. Бутько) ..................................................... 96 2. Позвоночные животные ..................................................................................... 107 2.1. Птицы (В.Е. Миронова, М.С. Пушкарёва, Т.А. Перетолчина) ............... 107 2.2. Млекопитающие (Л.Л. Войта) .................................................................... 118 V. ЭКСКУРСИЯ В ЛУГОВО-СТЕПНОЕ СООБЩЕСТВО ......................... 120 1. Беспозвоночные животные ................................................................................ 120 1.1. Паукообразные (О.В. Корсун) ................................................................... 120 1.2. Насекомые (О.В. Корсун, Е.В. Бутько) ..................................................... 121 2. Позвоночные животные ..................................................................................... 132 2.1. Птицы (В.Е. Миронова, М.С. Пушкарёва, Т.А. Перетолчина) ............... 132 2.2. Млекопитающие (Л.Л. Войта) ................................................................... 141 3
Стр.4
VI. РЕДКИЕ И НУЖДАЮЩИЕСЯ В ОХРАНЕ ВИДЫ ЖИВОТНЫХ ИВАНО-АРАХЛЕЙСКИХ ОЗЁР (О.В. Корсун) ............................................... 143 VII. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ (И.Ф. Кривенкова, Е.И. Назарова, О.В. Корсун, Е.В. Бутько, В.Е. Миронова, М.С. Пушкарёва, Л.Л. Войта) .............................. 149 ПРИЛОЖЕНИЕ .................................................................................................... 167 Правила работы с полевым материалом (млекопитающие, птицы) в связи с опасностью заражения природно-очаговыми инфекциями (Л.Л. Войта) ........ 167 ГЛОССАРИЙ ......................................................................................................... 169 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК............................................................... 174 4
Стр.5
ПРЕДИСЛОВИЕ Вашему вниманию предлагается учебное пособие, посвящённое описанию животного мира Ивано-Арахлейских озёр и их окрестностей, в первую очередь, района озера Арахлей. Актуальность данного издания вызвана рядом причин, связанных как с экологической значимостью самой территории и спецификой человеческой деятельности в её пределах, так и с возможностями использования пособия в образовательном процессе. Во-первых, экосистемы описываемой территории характеризуются высоким биологическим разнообразием, спецификой видового состава и природных ландшафтов. Имея в целом достаточно северный, таёжный облик, эти экосистемы находятся под определённым влиянием более южных лесостепных и даже степных элементов. Целым рядом важных особенностей характеризуются озёрные экосистемы ИваноАрахлейской котловины. Достаточно упомянуть их водораздельный характер, связующий озёра сразу с двумя крупнейшими водными бассейнами Северной Азии – Ленским и Ангаро-Енисейским. Важным фактором с точки зрения оценки биологического разнообразия является то, что данная территория долгое время находилась под достаточно умеренным антропогенным прессом, который значительно усилился лишь во второй половине XX века. Во-вторых, Ивано-Арахлейские озёра в течение нескольких десятков лет являются традиционным местом проведения полевых практик студентов Забайкальского государственного гуманитарнопедагогического университета им. Н.Г. Чернышевского (ЗабГГПУ) по зоологии, экологии, географии и другим дисциплинам. Территория расположенной на берегу озера Арахлей базы ЗабГГПУ и её окрестностей стала, по сути, модельным участком, на котором получили биологические знания и практические навыки исследовательской работы многие студенты естественно-географического факультета (ЕГФ), ставшие впоследствии школьными учителями биологии, преподавателями высшей школы, научными работниками. В-третьих, данный район располагается в пределах ИваноАрахлейского государственного природного ландшафтного заказника. Эта региональная особо охраняемая природная территория (ООПТ), существующая в таком виде с 1995 года, служит полигоном, на котором отрабатываются инструменты рационального природопользования в Забайкальском крае. На территории заказника делаются попытки совместить необходимые, соответствующие его статусу природоохранные мероприятия с различными формами хозяйственной деятельности и ре5
Стр.6
креации. В перспективе, результатом усилий многих ведомств должно стать создание природного, а возможно, и национального парка с высоким статусом охраны, устойчивым природопользованием, развитой, но экологически сообразной сферой рекреационных услуг. В-четвёртых, в настоящее время Ивано-Арахлейские озёра стали настоящей «меккой» забайкальского туризма. В летний период десятки тысяч жителей Читы и других населённых пунктов края устремляются к их берегам. Это неизбежно усиливает рекреационную нагрузку как на водные, так и на наземные экосистемы. Дополнительный негативный вклад в их антропогенную трансформацию вносят неконтролируемые рубки, лесные пожары, застройка берегов, сельскохозяйственная деятельность и браконьерство. В результате этого уменьшается количество первичных коренных лесов, падает уровень грунтовых вод, увеличиваются площади несанкционированных мусорных свалок, усиливается эвтрофикация водоёмов. Такие преобразования природных экосистем не могут не сказаться на состоянии флоры и фауны территории самым негативным образом. Существует весомая угроза того, что видовое разнообразие животного мира под влиянием существующих антропогенных угроз будет неизбежно сокращаться. Соответственно, территория и акватория заказника нуждается в организации детальных комплексных научных исследований, которые позволили бы оценить существующее биологическое разнообразие в целом, выделить виды и природные сообщества, которые находятся в наиболее угрожаемом положении, выявить наиболее значимые угрозы. На описываемой территории необходима организация долговременных мониторинговых наблюдений для оценки временной динамики данных процессов. С 1961 года подобные исследования проводятся для ряда групп водных обитателей озера Арахлей. Кроме того, специфика данной территории с её высоким биологическим разнообразием, живописными ландшафтами, природоохранным статусом и большим количеством отдыхающих, в том числе, школьников и студентов, позволяет использовать её возможности для эффективной организации биологического и экологического образования и просвещения. Представленное учебное пособие – одно из серии научных и учебных изданий, посвящённых природе Ивано-Арахлейского заказника, которые были подготовлены за два последних десятилетия. Однако впервые выпущено учебное пособие, дающее комплексную характеристику фауны района. Представленное издание предназначено для студентов, занимающихся изучением биологии, экологии, а также биологического, естественнонаучного, экологического образования. Пособие также может быть полезно педагогам, занимающимся биологическим и экологических образованием, работникам природоохранных служб, краеведам, всем любителям природы Забайкалья. 6
Стр.7