36
ЛИТЕРАТУРА (учебники и учебные пособия, монографии)…………………40
2
ВВЕДЕНИЕ
История экономических учений — научная дисциплина, предметом
которой являются эволюция взглядов на экономические процессы,
закономерности формирования и развития экономических теорий и школ. <...> Если общетеоретические дисциплины
(микро- и макроэкономика, институциональная теория) претендуют на то,
чтобы дать готовые результаты научного знания, то курс истории экономических учений делает акцент на бесконечном по сути процессе
разработки научной теории. <...> Составьте сравнительную характеристику взглядов меркантилистов и физиократов на
развитие экономики по схеме: (1) где создается богатство; (2) кто создает богатство; (3) кому
достается чистый доход ; (4) отношение к торговцам; (5) отношение к
ремесленникам; (6)
отношение к деньгам . <...> Объясните причины разительного расхождения во взглядах между меркантилистами и
физиократами. <...> Рассмотрите положение народов Африки в современных условиях на основе закона
народонаселения Т. <...> Критика классической школы: теория товара и теория капитала. <...> Определите признаки маржинализма и марксизма и внесите их в таблицу: <...> Сформулируйте основные условия достижения социального оптимума В. <...> Проведите сравнительный анализ
следующей
схеме: (1) отношение
монетаризма
к
и
безработице;
кейнсианства <...> Анализ сущности и значения «техноструктуры» в теории Дж. <...> Есть мнение, что
«новый социализм» уже существует в США. <...> Значение учения Д. С. Милля для английской классической школы. <...> В
соответствии
с
меркантилистской
концепцией
источником
денежного богатства является: <...> В
чем
историко-экономическое
значение
его
теории
воспроизводства? <...> Обозначьте причины возникновения и сущность маржиналистской
революции. <...> На какие три школы принято разделять маржинализм? <...> Расскажите о модели перманентного дохода, используя необходимые
формулы. <...> Перечислите микро- и макроэкономические основания теории рациональных
ожиданий. <...> Сравните <...>
История_экономических_учений._Современные_экономические_учения..pdf
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...…3
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ…………………………………………..4
История экономических учений……………………………………………...4
Современные экономические учения………………………………………10
ВОПРОСЫ К КОЛЛОКВИУМАМ……………………………………………...15
КОНТРОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ………………………………..19
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ……………………………………………….28
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..31
Схемы………………………………………………………………………...31
Галерея экономистов……………………………………………………….36
ЛИТЕРАТУРА (учебники и учебные пособия, монографии)…………………40
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
История экономических учений — научная дисциплина, предметом
которой являются эволюция взглядов на экономические процессы,
закономерности формирования и развития экономических теорий и школ.
Данный курс не ограничивается изучением источников,
систематизацией и раскрытием взглядов выдающихся экономистов; он
стремится выявить взаимосвязь и преемственность идей, трансформацию
подходов и выводов.
Знакомство с историей экономической науки облегчает изучение и
понимание экономической теории. Если общетеоретические дисциплины
(микро- и макроэкономика, институциональная теория) претендуют на то,
чтобы дать готовые результаты научного знания, то курс истории экономических
учений делает акцент на бесконечном по сути процессе
разработки научной теории.
История экономических учений — одна из первых дисциплин,
которые изучают будущие экономисты. Она формирует основы
экономического образования, профессионального взгляда на реальные
явления и процессы. Особенность этой дисциплины — огромный
фактический материал. Конечно, очень важно знать ключевые имена,
теории, концепции. Но еще важнее понять логику их возникновения и
развития, их взаимосвязь.
Данное методическое пособие предназначено для студентов,
изучающих курс истории экономических учений. Его цель — помочь
студентам, прежде всего, систематизировать учебный материал,
основательно готовиться к семинарским занятиям и экзаменам. Благодаря
форме построения оно дает общую канву изучаемого курса, помогает
вычленить узловые положения и проблемы, проследить их внутреннюю
связь, уяснить логическую последовательность экономических концепций,
теорий и школ.
3
Стр.3