СОДЕРЖАНИЕ
Тема «Принципы, методы и философские концепции науки и
естественнонаучного познания
Тема «История естествознания»
Тема «Становление естествознания как науки»
Тема «Физическая картина мира»
Тема «Современные концепции физики»
Тема «Земля как предмет естествознания»
Тема «Происхождение и сущность жизни»
Тема «Человек как предмет естествознания»
Тема «Феномен человека в современной науке»
Тема «Человек и биосфера»
3
10
10
16
16
22
29
35
35
35
ТЕМА ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ И ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ
НАУКИ И ЕСТЕСТВ ЕННОНАУЧ НОГО ПОЗНАНИЯ <...> ПРЕДМЕТ, СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ «КОНЦЕПЦИИ
СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»
Концепции (смысл, определение): - определенный способ
понимания; основная точка зрения - ведущий замысел. <...> Основные проблемы КСЕ: - методология естественнонаучного
познания;
логика
развития естествознания;
- современная
естественнонаучная картина мира; - структурные уровни организации
материи (микро-, макро-, мегамиры); - особенности биологического
уровня организации материи; - естественнонаучные проблемы человека. <...> Цель и задачи: - показать панораму современного естествознания;
- выработать свой взгляд на мир; - противостоять влиянию анти-,
лженауки. <...> Целью дисциплины «КСЕ» является помощь в овладении
современной естественнонаучной картиной мира, формировании
подлинно научного мировоззрения и осознании принципов и
закономерностей развития природы – от микромира до Вселенной и
Человека. <...> Естественнонаучный и гуманитарный типы культур и наук
имеют массу «пограничных» проблем. <...> Естествознание нуждается в «гуманитарной помощи» по
некоторым проблемам, гуманитарное знание, со своей стороны, по мере
возможности пользуется достижениями естественнонаучной культуры. <...> Не менее очевидна и корреляция (взаимная связь) между
радикальными поворотами в судьбах естественнонаучной и гуманитарной
культур. <...> Перечисленные
аргументы
подтверждают
единство
естественнонаучной и гуманитарной культур. <...> Единство и взаимосвязь <...>
Концепция_современного_естествознания._В_вопросах_и_ответах._Учебное_пособие._.pdf
СОДЕРЖАНИЕ
Тема «Принципы, методы и философские концепции науки и
естественнонаучного познания
Тема «История естествознания»
Тема «Становление естествознания как науки»
Тема «Физическая картина мира»
Тема «Современные концепции физики»
Тема «Земля как предмет естествознания»
Тема «Происхождение и сущность жизни»
Тема «Человек как предмет естествознания»
Тема «Феномен человека в современной науке»
Тема «Человек и биосфера»
3
10
10
16
16
22
29
35
35
35
ТЕМА ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ И ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ
НАУКИ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
1. ПРЕДМЕТ, СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ «КОНЦЕПЦИИ
СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»
Концепции (смысл, определение):
- определенный способ
понимания; основная точка зрения - ведущий замысел. Современное
естествознание - совокупность наук о природе.
КСЕ – дисциплина, включающая в себя совокупность
господствующих точек зрения на основные вопросы естествознания, на
его методологию и логику развития.
Основные проблемы КСЕ: - методология естественнонаучного
-
познания;
логика развития естествознания;
-
современная
естественнонаучная картина мира; - структурные уровни организации
материи (микро-, макро-, мегамиры); - особенности биологического
уровня организации материи; - естественнонаучные проблемы человека.
Цель и задачи: - показать панораму современного естествознания;
- выработать свой взгляд на мир; - противостоять влиянию анти-,
лженауки.
Целью дисциплины «КСЕ» является помощь в овладении
современной естественнонаучной картиной мира, формировании
подлинно научного мировоззрения и осознании принципов и
закономерностей развития природы – от микромира до Вселенной и
Человека.
2. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ И ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРЫ:
ИХ СПЕЦИФИКА И ВЗАИМОСВЯЗЬ
Неразрывное единство гуманитарной и естественнонаучной
культур может быть оправдано несколькими соображениями.
3
Стр.1
А. Оба типа культур – суть творения разума и рук человеческих;
Б. Описываемые типы культур и составляющие их сердцевину
науки активно формируют мировоззрение людей (каждый – свою часть).
Мировоззрение человека не может быть половинчатым. Поэтому
гуманитарные и естественнонаучные
знания вынуждены
координироваться, взаимосогласовываться.
В. Естественнонаучный и гуманитарный типы культур и наук
имеют массу «пограничных» проблем. Решение таких проблем заставляет
их идти на сотрудничество друг с другом.
Г. Общественное разделение труда повышает его эффективность и
порождает взаимозависимость людей. Подобно этому разделение «труда»
гуманитарной и естественнонаучной культур порождает необходимость
«обмена продуктами и услугами», работает в целом на единство.
Естествознание нуждается в «гуманитарной помощи» по
некоторым проблемам, гуманитарное знание, со своей стороны, по мере
возможности пользуется достижениями естественнонаучной культуры.
Д. Единство обоих рассматриваемых типов культур и наук
проявляется не только в стремлении к истине, но и в схожести
заблуждений.
Е. Не менее очевидна и корреляция (взаимная связь) между
радикальными поворотами в судьбах естественнонаучной и гуманитарной
культур.
наук выявил и относительность критериев их разграничения.
Перечисленные
Ж. Неклассический тип развития естественных и гуманитарных
аргументы подтверждают
единство
естественнонаучной и гуманитарной культур.
Единство и взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной
культур реально проявляется в последней четверти ХХ века в следующем:
- в изучении сложных социоприродных комплексов, включающих
в качестве компонентов человека и общество, и формирование для этой
цели «симбиотических» видов наук: экологии, социобиологии, биоэтики и
др.
- в осознании необходимости и реальной организации
«гуманитарных экспертиз» естественнонаучных программ;
- в формировании общей для гуманитарных и естественнонаучных
наук методологии познания;
- в гуманитаризации естественнонаучного и технического
образования;
- в создании дифференцированной, но единой системы ценностей,
которая позволила бы человечеству четче определить перспективы своего
развития в 21 веке.
4
Стр.2