МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ Б. Н. ЕЛЬЦИНА
А. В. Медведев
БИБЛИЯ
КАК ПАМЯТНИК КУЛЬТУРЫ
Рекомендовано методическим советом УрФУ
в качестве учебного пособия для студентов,
обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры
по направлениям подготовки 033000 «Культурология»,
071800 «Социально-культурная деятельность»
Екатеринбург
Издательство Уральского университета
2012
Стр.2
ББК Э210.3я73-1
М 42
Рецензенты:
кафедра культурологии Уральского государственного
педагогического университета (заведующий кафедрой
доктор культурологии, профессор И. Я. Му р з и н а);
К. Е. Си т н и ч е н к о, кандидат культурологии, доцент (филиал
Южно-Уральского государственного университета в г. Миассе)
Медведев, А. В.
М 42
Библия как памятник культуры : [учеб. пособие] /
А. В. Медведев. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2012. – 372 с.
ISBN 978-5-7996-0711-1
Учебное пособие посвящено анализу Библии как целостного памятника
культуры, оказавшего огромное влияние на культуры христианского
мира, на русскую культуру в том числе. В нем рассматривается история
создания библейского текста, выделяется четыре взгляда на Библию: она
характеризуется как священный текст, как исторический документ, как
философский и эстетико-художественный феномен. Представлена и «поэтическая
Библия» — собрание поэтических произведений, созданных по
мотивам библейских текстов.
Для студентов, осваивающих дисциплины модуля «История культуры»
(программа бакалавриата), дисциплину «Социология культуры» (программа
магистратуры), изучающих искусство, религиоведение, а также для
всех, кого интересует история отечетвенной литературы.
ББК Э210.3я73-1
ISBN 978-5-7996-0711-1
© Уральский федеральный университет, 2012
Стр.3
Памяти мамы,
Анны Степановны Панасиенко
Стр.4
ОБРАЩЕНИЕ К ЧИТАТЕЛЮ
Даже беглого взгляда на краткую библиографию, завершающую
книгу, достаточно для того, чтобы возник вопрос: если уже
существует необозримая литература, посвященная Библии, то
зачем еще одна книга и что нового она может поведать? Должен
признаться, что этот вопрос не раз вставал передо мной и до того,
как впервые склонился над чистым листом бумаги, и неоднократно
в процессе написания. Он тревожил, заставлял прерывать работу,
порой доводил до отчаяния и провоцировал желание прекратить
ее. И даже совет мудрого Теренция — «���� �������,
���� �������, ��� ��������a�»
(«Сколько людей, столько мнений») — не всегда помогал,
хотя в какой-то степени снимал остроту вопроса, который в конечном
счете и побудил к попытке объясниться с читателем.
На самом деле, почему автор полагает, что имеет право присвоить
себе время читателя, что он может предложить ему в ответ,
чем сможет вознаградить его за внимание?
Сознаю, что не всякий, решившийся прочесть предлагаемую
книгу, будет удовлетворен. Кому-то она покажется слишком упрощенной
и лишенной фундаментальной убедительности. Кого-то
будут раздражать суждения автора по тем или иным вопросам, ктото,
допускаю, может с гневом отбросить ее, призывая на голову
автора всяческие козни. Сколько людей — столько мнений. Вот
и пытаюсь объясниться с читателем, чтобы было ясно, что можно
ожидать от предлагаемого труда, а чего в нем нет, чтобы каждый
решил, стоит ли ему тратить свое время на чтение.
Настоящая книга — не историческое исследование, хотя без
обращения к трудам историков было не обойтись; она — не философские
штудии, хотя игнорировать обращение к традиции философии
и религиоведения было невозможно; она — не моногра
Стр.6
6
Обращение к читателю
фическое исследование, которое пишут в надежде на получение
научного звания, хотя некоторые идеи автор включал в свои диссертационные
работы.
Тему данной книги можно было бы определить так — «Библия
и я», то есть в ней заключен опыт личного общения с Библией, с книгой,
которая, по глубокому убеждению автора, является одним из
наиболее ярких свидетельств человеческого гения и вдохновения.
Мне, может быть ошибочно, показалось, что мой опыт общения
с Книгой Книг может для кого-то оказаться интересным и небесполезным.
Особенно в настоящие времена, когда мы все — свидетели
и участники, пусть и в разной мере, важного исторического
процесса изменения отношения нашего государства, общества,
личности к вере, религии и церкви. Не хотел бы сейчас обсуждать
и давать оценку данному процессу — нет желания ввязываться
в дискуссию по поводу того, насколько реально идет, как любят об
этом писать журналисты и вспоминать политики, процесс возрождения
религии. Это интересные, важные, актуальные, но другие
вопросы.
Хотел бы лишь подчеркнуть, что одним из свидетельств того,
что происходит в последние постсоветские времена в нашей
жизни, что нужно всячески приветствовать и поддерживать, является
возвращение Библии в нашу культуру.
Автору еще в советскую эпоху приходилось выступать с лекциями,
касающимися содержания Библии. Это были годы господства
официальной атеистической идеологии, когда невозможно
было свободное слово, когда идеологическая цензура строго определяла,
что следует говорить, а о чем предпочтительней молчать.
В отношении религии, а стало быть, и Библии следовало высказываться
лишь критически. Но и тогда автор не страдал излишним
критицизмом и обращался к тем библейским страницам, сюжетам,
отдельным книгам, которые позволяли понять и обогатить восприятие
признаваемых тогда художественных произведений, то
есть обратить внимание слушателей на художественную ценность
Библии. Ему также приходилось на протяжении многих лет читать
Стр.7
СОДЕРЖАНИЕ
ОБРАЩЕНИЕ К ЧИТАТЕЛЮ ...................................................................... 5
ПРЕДИСЛОВИЕ. СУДЬБА КНИГИ .......................................................... 10
Раздел 1
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, СТРУКТУРА
И СОДЕРЖАНИЕ БИБЛИИ .............................................................. 15
Глава 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СТРУКТУРА БИБЛИИ:
КРАТКИЙ ОЧЕРК ........................................................................ 17
Глава 2. ЧЕТЫРЕ ВЗГЛЯДА НА БИБЛИЮ .............................................. 30
Библия — �acra �сr�p��ra, Священное Писание ................................... 30
Библия как исторический документ ..................................................... 35
Философия Библии ................................................................................ 43
Эстетика Библии ..................................................................................... 56
Глава 3. ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ БИБЛИИ..................................................... 73
Жена Лота ................................................................................................ 74
Рахиль и Лия ........................................................................................... 81
Дочь Иеффая ........................................................................................... 89
Суламифь ................................................................................................. 92
Раав ........................................................................................................ 100
Иезавель ................................................................................................ 103
Мария Магдалина ................................................................................. 105
Стр.371
Раздел 2
КРАСОТА И МУДРОСТЬ КНИГИ КНИГ:
БИБЛИЯ В ПОЭЗИИ И ФОЛЬКЛОРЕ ....................................... 123
Глава 4. БИБЛИЯ В ЗЕРКАЛЕ ПОЭЗИИ ................................................ 125
Ветхий Завет ......................................................................................... 131
Новый Завет .......................................................................................... 287
Глава 5. БИБЛИЯ И НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ ...................................... 348
Приложение 1. СЛОВАРЬ ......................................................................... 358
Приложение 2. БИБЛИЯ В ЛАТИНСКИХ АФОРИЗМАХ .................... 359
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .......................................................................... 365
Стр.372
Учебное издание
Медведев Александр Васильевич
БИБЛИЯ КАК ПАМЯТНИК КУЛЬТУРЫ
Учебное издание
Зав. редакцией М. А. Овечкина
Корректор и редактор Е. В. Березина
Компьютерная верстка Н. Ю. Михайлов
План выпуска 2012 г. Подписано в печать 20.05.2012. Формат 60×84/16.
Бумага офсетная. Гарнитура T����.
Уч.-изд. л. 17,5. Усл. печ. л. 21,62. Тираж 250 экз. Заказ № 1029.
Издательство Уральского университета
620000, г. Екатеринбург, ул. Тургенева, 4.
Отпечатано в Издательско-полиграфическом центре УрФУ.
620000, г. Екатеринбург, ул. Тургенева, 4.
Тел.: +7 (343) 350-56-64, 350-90-13.
Факс: +7 (343) 358-93-06.
E-�a�l: pr���.��f�@���.r�
ISBN 978-5-7996-0711-1
Стр.373