Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Композитор в системе культуры (200,00 руб.)

0   0
Первый авторДевятова О. Л.
ИздательствоИздательство Уральского университета
Страниц184
ID209419
АннотацияВ учебном пособии осмысляются проблемы бытия композитора в си- стеме культуры, рассматривается вопрос социального статуса композито- ра в ту или иную эпоху, вплоть до современности, показаны особенности формирования и развития творческой личности, специфика творческого процесса и композиторского ремесла. Адресовано студентам – культурологам, искусствоведам и музыко- ведам, а также музыкантам-исполнителям и всем интересующимся про- блемами исторического развития и современного бытия музыкальной культуры
Кем рекомендованоРекомендовано методическим советом УрФУ
Кому рекомендовано для студентов, обучающихся по программе бакалавриата по направлению подготовки 033000 «Культурология»
ISBN978-5-7996-0692-3
ББКЩ310я73-1
Девятова, О. Л. Композитор в системе культуры : учеб. пособие / О. Л. Девятова .— Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2012 .— 184 с. — ISBN 978-5-7996-0692-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/209419 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

О. Л. Девятова КОМПОЗИТОР В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ Рекомендовано методическим советом УрФУ в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по программе бакалавриата по направлению подготовки 033000 «Культурология» Екатеринбург Издательство Уральского университета 2012 ОГЛАВЛЕНИЕ ББК Щ310я73-1 Д 259 Р е ц е н з е н т ы: кафедра культурологии Уральского государственного педагогического университета (заведующий кафедрой доктор культурологии, профессор И. Я. Мурзина); <...> ISBN 978-5-7996-0692-3 В учебном пособии осмысляются проблемы бытия композитора в системе культуры, рассматривается вопрос социального статуса композитора в ту или иную эпоху, вплоть до современности, показаны особенности формирования и развития творческой личности, специфика творческого процесса и композиторского ремесла. <...> Тип «свободного художника» в музыкальной культуре ХIХ века. <...> ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КОМПОЗИТОРА И СПЕЦИФИКА КОМПОЗИТОРСКОГО РЕМЕСЛА И МАСТЕРСТВА.................. 85 3.1. <...> ISBN 978-5-7996-0692-3 В учебном пособии осмысляются проблемы бытия композитора в системе культуры, рассматривается вопрос социального статуса композитора в ту или иную эпоху, вплоть до современности, показаны особенности формирования и развития творческой личности, специфика творческого процесса и композиторского ремесла. <...> Тип «свободного художника» в музыкальной культуре ХIХ века. <...> ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КОМПОЗИТОРА И СПЕЦИФИКА КОМПОЗИТОРСКОГО РЕМЕСЛА И МАСТЕРСТВА.................. 85 3.1. <...> Изучение этих вопросов в базовом курсе истории европейской и отечественной музыки, а также в специальном курсе, посвященном музыке ХХ века, представляется необходимым для более глубокого осознания студентами как эволюции музыкальной культуры, так и ее специфики в ХХ веке. <...> Изучение этих вопросов в базовом курсе истории европейской и отечественной музыки, а также в специальном курсе, посвященном музыке ХХ века, представляется необходимым для более глубокого осознания студентами как эволюции <...>
Композитор_в_системе_культуры.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.184
Композитор_в_системе_культуры.pdf
Стр.1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ Б. Н. ЕЛЬЦИНА О. Л. Девятова КОМПОЗИТОР В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ Рекомендовано методическим советом УрФУ в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по программе бакалавриата по направлению подготовки 033000 «Культурология» Екатеринбург Издательство Уральского университета 2012
Стр.2
ББК Щ310я73-1 Д 259 Рецензенты: кафедра культурологии Уральского государственного педагогического университета (заведующий кафедрой доктор культурологии, профессор И. Я. Мурзина); Е. М. Коровина, кандидат культурологии, доцент (Российский государственный профессионально-педагогический университет) Девятова О. Л. Д 259 Композитор в системе культуры : [учеб. пособие] / О. Л. Девятова. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2012. – 184 с. ISBN 978-5-7996-0692-3 В учебном пособии осмысляются проблемы бытия композитора в системе культуры, рассматривается вопрос социального статуса композитора в ту или иную эпоху, вплоть до современности, показаны особенности формирования и развития творческой личности, специфика творческого процесса и композиторского ремесла. Адресовано студентам – культурологам, искусствоведам и музыковедам, а также музыкантам-исполнителям и всем интересующимся проблемами исторического развития и современного бытия музыкальной культуры. ББК Щ310я73-1 На обложке — фрагмент плафона Малого зала имени А. К. Глазунова Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова ISBN 978-5-7996-0692-3 © Уральский федеральный университет, 2012
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ ОТ АВТОРА .................................................................................................................5 Глава 1. КОМПОЗИТОР В ИСТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ (ОТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ К ХХ ВЕКУ) .................................................7 1.1. Из истории понятия «композитор». Процесс самоопределения композитора в истории европейской и русской музыкальных культур (от ХIV к ХVIII веку) ...............................................7 1.2. Социальный статус композитора в европейской музыкальной культуре ХVII–ХVIII веков .........................................................................17 1.3. Тип «свободного художника» в музыкальной культуре ХIХ века. Проблема профессионализма и дилетантизма в композиторском образовании в Европе и России ХIХ века..................................................23 Глава 2. КОМПОЗИТОР КАК ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ ...........................33 2.1. Проблема композиторского таланта и гениальности ................................33 2.2. Проблема формирования творческой личности (на примере становления и развития музыкального таланта С. М. Слонимского) ......................................................................................54 Глава 3. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КОМПОЗИТОРА И СПЕЦИФИКА КОМПОЗИТОРСКОГО РЕМЕСЛА И МАСТЕРСТВА .................85 3.1. Творческий процесс композитора как теоретико-культурологическая проблема ............................................85 3.2. Философско-эстетические и психологические основы творческого процесса П. И. Чайковского (на материале писем) .................................................................................107 3.3. К постижению творческого процесса С. С. Прокофьева и С. М. Слонимского ...................................................120
Стр.4
Глава 4. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС КОМПОЗИТОРА В СОВЕТСКОЙ И ПОСТСОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЕ .................................................138 4.1. Композитор в системе тоталитарного государства ..................................138 4.2. Композитор в культуре «шестидесятничества», эпохи перестройки и постсоветского периода ........................................166 ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ...................................................................................177 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .............................................180
Стр.5
ОТ АВТОРА Учебное пособие посвящено осмыслению проблемы бытия композитора в системе культуры. Обращение к этой проблематике связано с тем, что до сих пор не создано обобщающих трудов, выявляющих значимость композитора в системе общекультурных отношений, определяющих его общественно-социальную роль в процессе культурно-исторического развития той или иной эпохи, и особенно ХХ века, когда существенно изменился его общекультурный и художнический статус. Изучение этих вопросов в базовом курсе истории европейской и отечественной музыки, а также в специальном курсе, посвященном музыке ХХ века, представляется необходимым для более глубокого осознания студентами как эволюции музыкальной культуры, так и ее специфики в ХХ веке. Потребность в создании такого пособия, целостно охватывающего разные стороны культурного бытия и функционирования композитора в обществе, продиктована также и тем, что в настоящее время, в период развития постмодернистских тенденций, влияющих и на музыкальную культуру, сама профессия композитора, увы, нередко обесценивается, утрачивает свой авторитет и общественный статус и подчас игнорируется средствами массовой коммуникации. Вызывает тревогу и тот факт, что, по мнению ряда исследователей, в ближайшем будущем эта профессия в условиях тотальной глобализации якобы сойдет на «нет» или совсем исчезнет (такова, к примеру, точка зрения известного российского композитора и музыковеда В. Мартынова, высказавшего идею о «конце времени композиторов»). Эта идея представляется хотя и не безосновательной, но все-таки весьма спорной и вызывает желание и необходимость высказать другой взгляд на проблему композиторского бытия в культуре, в том числе и современной. В данном пособии представлены различные грани этой сложной проблемы, касающиеся наиболее важных сторон творческого
Стр.6
Учебное издание Девятова Ольга Леонидовна КОМПОЗИТОР В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ Учебное пособие Зав. редакцией М. А. Овечкина Редактор и корректор Е. В. Березина Компьютерная верстка Н. Ю. Михайлов 978-5-7996-0692-3 План выпуска 2012 г. Подписано в печать 20.04.2012. Формат 60×84 1 /16 Издательство Уральского университета 620000, г. Екатеринбург, ул. Тургенева, 4. Отпечатано в типографии ИПЦ УрФУ 620000, г. Екатеринбург, ул. Тургенева, 4. Тел.: +7 (343) 350-56-64, 350-90-13 Факс: +7 (343) 358-93-06 E-m��l: pr�ss.�nf�@usu.ru . Бумага офсетная. Гарнитура T�m�s. Уч.-изд. л. 9,8. Усл. печ. л. 10,7. Тираж 100 экз. Заказ № 1028.
Стр.184