Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635212)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Социология (200,00 руб.)

0   0
Первый авторКораблева Г. Б.
АвторыАнтонова Н. Л. , Абрамова С. Б.
ИздательствоИздательство Уральского университета
Страниц219
ID209406
АннотацияВ учебном пособии изложены теории и концепции социологии, отражающие ее состояние и основные направления исследований на современном этапе развития общества. Рассматриваются специфика социологического знания, его структура и уровни; приводятся сведения об основных исторических этапах развития социологического знания; характеризуется общество как соци- альная система; разбираются проблемы социального неравенства и его причины, место и роль социальных институтов и организаций в развитии общества, виды социальных процессов и изменений. Особый раздел посвящен эмпирическим социологическим иссле- дованиям, их методике и технике.
Кем рекомендованоРекомендовано методическим советом УрФУ
Кому рекомендовано для студентов, обучающихся по программе бакалавриата по естественно-научным, социально-экономическим и гуманитарным направлениям подготовки
ISBN978-5-7996-0684-8
ББКС5я73-1
Кораблева, Г. Б. Социология : учеб. пособие / Н. Л. Антонова, С. Б. Абрамова; Г. Б. Кораблева .— Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2012 .— 219 с. — ISBN 978-5-7996-0684-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/209406 (дата обращения: 10.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Рассматриваются специфика социологического знания, его структура и уровни; приводятся сведения об основных исторических этапах развития социологического знания; характеризуется общество как социальная система; разбираются проблемы социального неравенства и его причины, место и роль социальных институтов и организаций в развитии общества, виды социальных процессов и изменений. <...> Рассматриваются специфика социологического знания, его структура и уровни; приводятся сведения об основных исторических этапах развития социологического знания; характеризуется общество как социальная система; разбираются проблемы социального неравенства и его причины, место и роль социальных институтов и организаций в развитии общества, виды социальных процессов и изменений. <...> Структура пособия отвечает требованиям ФГОС ВПО и программе данной дисциплины, что несколько ограничивает возможности более подробного освещения многих важных проблем отраслевого социологического знания. <...> Пособие дополнено глоссарием, который поможет усвоить понятийный аппарат социологической науки и систематизировать полученные знания. <...> – Этапы становления социологической науки и особенности ее развития в России. <...> СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА Объект и предмет социологии Если спросить людей, не знакомых с тонкостями разделения объекта и предмета разных наук, о том, что же изучает социология, то большинство ответит совершенно правильно, исходя из происхождения слова: общество. <...> Структура пособия отвечает требованиям ФГОС ВПО и программе данной дисциплины, что несколько ограничивает возможности более подробного освещения многих важных проблем отраслевого социологического знания. <...> Пособие дополнено глоссарием, который поможет усвоить понятийный аппарат социологической науки и систематизировать полученные знания. <...> – Этапы становления социологической науки и особенности ее развития в России. <...> СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА Объект и предмет <...>
Социология.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.216
Стр.217
Стр.218
Стр.219
Социология.pdf
Стр.1
Стр.2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ Б. Н. ЕЛЬЦИНА Г. Б. Кораблева, С. Б. Абрамова, Н. Л. Антонова СОЦИОЛОГИЯ Рекомендовано методическим советом УрФУ в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по программе бакалавриата по естественно-научным, социально-экономическим и гуманитарным направлениям подготовки Екатеринбург Издательство Уральского университета 2012
Стр.3
ББК С5я731 Ю93К66 Рецензенты: кафедра теории и социологии управления Уральского института Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (заведующая кафедрой доктор социологических наук, профессор Н. Б. Костина ); С. Е. Вершини н, доктор философских наук, профессор (Институт социологии и права Российского государственного профессионально-педагогического университета) Кораблева, Г. Б. К66 Социология : [учеб. пособие] / Г. Б. Кораблева, С. Б. Абрамова, Н. Л. Антонова. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2012. – 190 с. ISBN 978-5-7996-0684-8 В учебном пособии изложены теории и концепции социологии, отражающие ее состояние и основные направления исследований на современном этапе развития общества. Рассматриваются специфика социологического знания, его структура и уровни; приводятся сведения об основных исторических этапах развития социологического знания; характеризуется общество как социальная система; разбираются проблемы социального неравенства и его причины, место и роль социальных институтов и организаций в развитии общества, виды социальных процессов и изменений. Особый раздел посвящен эмпирическим социологическим исследованиям, их методике и технике. Для студентов непрофильных специальностей, изучающих социологию, а также для преподавателей высших учебных заведений. ББК С5я73-1 ISBN 978-5-7996-0684-8 © Уральский федеральный университет, 2012 2
Стр.4
ПРЕДИСЛОВИЕ Социология как наука имеет большое значение для понимания основ современного общества, направленности и противоречивости трансформационных процессов, происходящих сегодня в России. Из-за способности социологии вскрывать актуальные социальные проблемы, выявлять истинные причины социальных противоречий в свое время она попала в число запрещенных наук, а один из ярчайших ее представителей Питирим Сорокин в 1922 г. вместе с другими учеными, объявленными контрреволюционными элементами, был выслан из России. И только в конце 60-х гг. ХХ в. началось возрождение социологии в нашей стране. Как учебная дисциплина она была включена в программы высшего профессионального образования уже позднее, в 90-е гг. ХХ в. Материал, изложенный в учебном пособии, основывается на достижениях мировой социологической науки, имеющей более чем полуторастолетнюю историю, на российской практике теоретических и эмпирических социологических исследований, а также на многолетнем опыте преподавания данного курса авторами в высших учебных заведениях. Цель пособия – помочь студентам взглянуть на свою жизнь и жизнь общества с позиций объективных социальных фактов, позволяющих правильно оценить ситуацию и выбрать верную жизненную стратегию; сформировать навыки научного анализа, позволяющего отделить ситуативные и политизированные события от объективных тенденций, дающих возможность прогнозировать будущее страны, в которой они живут. Мы надеемся, что изучение материалов данного учебного пособия, а также дополнительной социологической литературы и обсуждение ее на семинарских занятиях будет 3
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие ......................................................................................................... 3 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ И ИСТОРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ ....................................................................................... 5 1.1. Социология как наука ............................................................................... 5 Объект и предмет социологии ................................................................... 5 Специфика социологического знания и его функции ..................... 7 Структура и уровни социологического знания ................................. 10 Категории социологии ................................................................................ 13 1.2. История социологической мысли ....................................................... 16 Предпосылки возникновения социологии .......................................... 16 Этапы становления социологии ............................................................ 18 Становление и развитие социологии в России ................................ 27 2. ОБЩЕСТВО И ЕГО СТРУКТУРА ........................................................ 34 2.1. Общество как социальная система .................................................... 34 Становление системного подхода к обществу в социологии ........ 34 Общество как социальная система ........................................................ 36 Культура и общество ................................................................................... 41 2.2. Социальные группы и социальные общности ................................ 46 Общность как базовый элемент социологического анализа общества .................................................... 46 Понятие социальной группы в социологии ....................................... 51 Виды социальных групп. Групповая динамика ................................ 59 2.3. Социальная стратификация и социальная мобильность ........... 63 Общество и его структура .......................................................................... 63 Социальное неравенство и социальная стратификация .............. 65 Социальная мобильность: сущность и типы ..................................... 71 Социальная стратификация и мобильность в современном российском обществе ................................................... 75 2.4. Социальные организации и социальные институты .................... 83 214
Стр.216
Социальные институты общества и их функции ............................ 83 Понятие социальной организации и ее виды ................................... 92 Особенности взаимодействия социальных институтов и организаций ............................................... 96 2. 5. Личность и общество ............................................................................ 102 Исследование проблем личности в социологии ............................ 102 Социальные статусы и социальные роли личности ..................... 109 Социализация личности: этапы и механизмы .............................. 112 Социальные нормы как инструмент регулирования социального поведения личности .........................................................119 2.6. Социальные изменения и процессы ................................................ 123 Социологический подход к социальным изменениям ................ 123 Социальный процесс: понятие и виды .............................................. 128 Инновации как социальный процесс и источник социальных изменений ................................................... 131 Социальные движения и их роль в социальных изменениях общества ................................................... 137 Глобализация как социальный процесс ............................................ 141 3. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЗНАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ.............................................................149 3.1. Структура социологического исследования, методы сбора информации ..................................................................... 149 Основные виды эмпирического социологического исследования ......................................................... 149 Субъекты социологического исследования ..................................... 151 Основные этапы социологического исследования. Значение программы исследования .................................................. 152 Выборочный метод в эмпирическом социологическом исследовании ........................ 157 Методы сбора информации в социологическом исследовании 160 Глоссарий .......................................................................................................... 175 Список рекомендуемой литературы ........................................................ 187 215
Стр.217
Учебное издание Кораблева Галина Борисовна Абрамова Софья Борисовна Антонова Наталья Леонидовна СОЦИОЛОГИЯ Учебное пособие Заведующий редакцией М. А. Овечкина Редактор и корректор Т. А. Федорова Компьютерная верстка Г. Б. Головиной План выпуска 2012 г. Подписано в печать 30.03.2012. Формат 60ґ84/16. Бумага офсетная. Гарнитура Times New Roman. Уч.-изд. л. 10,6. Усл. печ. л. 11,16. Тираж 300 экз. Заказ 634. Издательство Уральского университета 620000, Екатеринбург, ул. Тургенева, 4. Отпечатано в ИПЦ УрФУ. 620000, Екатеринбург, ул. Тургенева, 4. Тел.: + (343) 350-56-64, 350-90-13 Факс + (343) 358-93-06. E-mail: press.info@usu.ru ISBN 978-5-7996-0684-8           
Стр.218
Стр.219