Структура
материалов соответствует логике построения курса лекций и практических занятий («Теоретико-методологическое и историко-социологическое введение в социологию», «Общество и его структура», «Социологическое исследование как инструмент познания
социальной реальности»). <...> Структура
материалов соответствует логике построения курса лекций и практических занятий («Теоретико-методологическое и историко-социологическое введение в социологию», «Общество и его структура», «Социологическое исследование как инструмент познания
социальной реальности»). <...> В процессе конспектирования источника нельзя дословно,
механически переписывать текст. <...> В процессе конспектирования источника нельзя дословно,
механически переписывать текст. <...> Цель выступления перед слушателями – подвести их к определенным выводам. <...> Цель выступления перед слушателями – подвести их к определенным выводам. <...> На подготовительном этапе определяются цель, основная
идея и задача выступления. <...> Цель выступления будет зависеть от
отношения слушателей к вопросу. <...> Установив цель выступления, можно сформулировать его
основную идею и название, чтобы определить стратегию выступ
ления, называемую задачей. <...> Задача выступления состоит в том, чтобы наиболее
полно удовлетворить потребности аудитории. <...> После формулировки цели и задачи выступления нужно составить его предварительный план, который может корректироваться в ходе работы над текстом. <...> Композиция выступления (расположение материала и соотношение его частей) должна отвечать принципам логической последовательности, усиления воздействия и экономии средств. <...> Типичные ошибки композиции выступления:
– нет вступления или оно слишком затянуто (на вступление
отводится не более 10 % всего времени выступления);
– изложение не подчинено главной идее;
– непоследовательно или неинтересно построено изложение;
– используется всего два-три приема изложения (выступление лучше воспринимается <...>
Социология.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ Б. Н. ЕЛЬЦИНА
С. Б. Абрамова, Н. Л. Антонова, Г. Б. Кораблева
СОЦИОЛОГИЯ
Рекомендовано методическим советом УрФУ
в качестве учебно-методического пособия
для самостоятельной работы студентов,
обучающихся по программе бакалавриата
по естественно-научным, социально-экономическим
и гуманитарным направлениям подготовки
Екатеринбург
Издательство Уральского университета
2012
Стр.2
ББК С5я7
А161
Рецензенты:
кафедра социологии Уральского государственного
педагогического университета (заведующий кафедрой
доктор философских наук, профессор Л. Я. Рубина);
О. С. Копалова, кандидат социологических наук, доцент
(Институт социологии и права Российского государственного
профессионально-педагогического университета)
Абрамова, С. Б.
А161
Социология : [учеб.-метод. пособие для самостоятельной
работы] / С. Б. Абрамова, Н. Л. Антонова, Г. Б. Кораблева. –
Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2012. – 112 с.
ISBN 978-5-7996-0679-4
В пособии представлен материал, который поможет студентам продуктивно
организовать самостоятельную работу при освоении дисциплины
«Социология». Приведены выдержки из наиболее значимых трудов
классиков социологии, а также современных западных и отечественных
ученых-социологов.
Для преподавателей вузов и студентов, изучающих социологию в системе
высшего профессионального образования.
ББК С5я7
ISBN 978-5-7996-0679-4
© Уральский федеральный университет, 2012
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Самостоятельная работа студентов является одним из фундаментальных
вопросов современного образовательного процесса
в вузе. Утверждение новой парадигмы образования в эпоху становления
информационного общества как «образования через всю
жизнь» повышает ответственность личности за выстраивание жизненной
стратегии, в которой ключевым вектором становится самостоятельное
освоение знаний.
Повышаются требования к выпускникам высшей школы,
которые в современной рыночной системе должны обладать высоким
уровнем мотивации к поиску новых знаний, уметь работать
с информацией и понимать тексты и смыслы, в них заложенные,
владеть навигационными навыками в информационном поле. Становлению
и развитию данных качеств способствует активная самостоятельная
учебная деятельность студента.
Предлагаемое пособие состоит из двух разделов. В первом
даются рекомендации по организации самостоятельной работы
студентов: практические советы по освоению лекционного материала,
подготовке к семинарским занятиям, работе с литературными
источниками. Особое внимание уделено видам заданий для самостоятельной
работы: раскрываются особенности каждого из них,
предлагаются инструкции по их реализации в работе студентов.
Завершает первый раздел формирование студентами портфолио
как формы оценки их самостоятельной деятельности в процессе
освоения дисциплины «Социология».
Во втором разделе пособия приводятся извлечения из сочинений,
представляющих источниковедческую базу дисциплины
«Социология». Они содержат систематизированную подборку
из 32 текстов, авторами которых являются классики социо логии,
а также ведущие современные западные и отечественные ученые.
Это выдержки из наиболее значимых трудов, оказавших наибольшее
влияние на становление и развитие социологического знания.
3
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ ........................................................................................................3
1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА.
Практические рекомендации ....................................................................................5
1.1. Как слушать и записывать лекции ................................................................5
1.2. Подготовка к семинарским занятиям ............................................................6
1.3. Работа с литературными источниками .........................................................7
1.4. Виды заданий для самостоятельной работы .............................................. 11
1.5. Портфолио как форма оценки
самостоятельной работы студента ..............................................................29
2. ТЕКСТЫ ................................................................................................................30
2.1. Теоретико-методологическое
и историко-социологическое введение в социологию ..............................30
Э. Гидденс. Социология: проблемы и перспективы .................................30
Э. Дюркгейм. Социальный факт .................................................................32
М. М. Ковалевский. Природа социологии .................................................34
О. Конт. Введение термина sociologie ........................................................36
Ч. Миллс. Что нам обещает социология ....................................................38
В. Парето. О применении социологических теорий .................................40
П. Сорокин. Предмет социологии и ее отношение к другим наукам ......41
Г. Спенсер. Социология как предмет изучения .........................................43
В. А. Ядов. Понятие социального факта ....................................................45
В. А. Ядов. Социальная общность как «клеточка» социологии ..............47
2.2. Общество и его структура ............................................................................50
У. Бек. Глобализация ....................................................................................50
М. Вебер. Основные понятия стратификации ...........................................53
Л. С. Выготский. Проблема культурного развития ребенка .....................55
Э. Гидденс. Мировая система и Европа .....................................................56
Э. Дюркгейм. О разделении общественного труда ...................................58
Г. Зиммель. Проблема социологии .............................................................60
И. С. Кон. В поисках себя ............................................................................62
Ч. Кули. Социальная самость ......................................................................64
Ч. Кули. Первичные группы ........................................................................66
П. Л. Лавров. Исторические письма. Письмо седьмое.
Личности и общественные формы ......................................................67
110
Стр.111
Г. Лебон. Эра толпы .....................................................................................69
К. Маркс, Ф. Энгельс. Манифест Коммунистической партии .................70
Р. Мертон. Явные и латентные функции ....................................................71
Дж. Мид. Интернализованные другие и самость ......................................74
Т. Парсонс. Понятие общества ....................................................................76
А. И. Пригожин. Сущность социальной организации ..............................78
П. А. Сорокин. Социальное пространство,
социальная дистанция, социальная позиция .....................................79
Ф. Теннис. Общность и общество ..............................................................82
Э. Тоффлер. Третья волна ............................................................................84
П. Штомпка. Альтернативная концепция прогресса ................................86
2.3. Социологическое исследование как инструмент познания
социальной реальности ...............................................................................88
И. Ф. Девятко. Методы социологического исследования:
общий обзор ..........................................................................................88
В. А. Ядов. Программа теоретико-прикладного исследования
с последующим количественным анализом данных .........................91
Приложение 1. Образец оформления титульного листа реферата ..................93
Приложение 2. Образец оформления оглавления реферата ............................94
Приложение 3. Образец аннотации ....................................................................95
Приложение 4. Образец рецензии ......................................................................96
Приложение 5. Образец тезисов .......................................................................100
Приложение 6. Образец эссе ............................................................................104
Список использованной литературы ...............................................................109
Стр.112
Учебное издание
Абрамова Софья Борисовна
Антонова Наталья Леонидовна
Кораблева Галина Борисовна
СОЦИОЛОГИЯ
Учебно-методическое пособие
Завредакцией М. А. Овечкина
Редактор Т. А. Федорова
Компьютерная верстка Н. Ю. Михайлов
План выпуска 2012 г.
Подписано в печать 15.03.2012. Формат 60×84 1
Бумага офсетная. Гарнитура «Times».
Уч.-изд. л. 5,8. Усл. печ. л. 5,61.
Тираж 400 экз. Заказ № 403.
Издательство Уральского университета
620000, Екатеринбург, ул. Тургенева, 4.
Отпечатано в Издательско-полиграфическом центре УрФУ
620000, г. Екатеринбург, ул. Тургенева, 4.
Тел.: +7 (343) 350-56-64, 350-90-13
Факс +7 (343) 358-93-06
E-mail: press.info@usu.ru
ISBN 978-5-7996-0679-4
/16
.
Стр.113