Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Крейсерство на Дальнем Востоке России в борьбе с контрабандой морских биоресурсов (вторая половина ХIX – начало XX в.) (150,00 руб.)

0   0
Первый авторЛяпустин С. Н.
АвторыРоссийская таможенная академия, Владивостокский филиал
ИздательствоРИО Владивостокского филиала Российской таможенной академии
Страниц141
ID209312
АннотацияМонография посвящена вопросам истории охраны природных ресурсов на Дальнем Востоке России, оценке места и роли морских сил в защите национальных интересов государства, региональных особенностей борьбы с контрабандой и иными преступлениями и правонарушениями в сфере таможенного дела, совершаемыми при перемещении через таможенную границу России отечественных биоресурсов.
Кому рекомендованоДля преподавателей, научных работников, студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям исторического, юридического, таможенного и экологического профиля, а также всех, кто интересуется историей Дальнего Востока, историей таможенного дела и таможенной политики России.
ISBN978-5-9590-0439-2
УДК94(571.9)
ББК67.408г
Ляпустин, С. Н. Крейсерство на Дальнем Востоке России в борьбе с контрабандой морских биоресурсов (вторая половина ХIX – начало XX в.) : монография / Российская таможенная академия, Владивостокский филиал; С. Н. Ляпустин .— Владивосток : РИО Владивостокского филиала Российской таможенной академии, 2011 .— 141 с. : ил. — цв. ил. в конце кн. — ISBN 978-5-9590-0439-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/209312 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

С.Н. Ляпустин Крейсерство на Дальнем Востоке России в борьбе с контрабандой морских биоресурсов (вторая половина ХIХ – начало ХХ в.) <...> Л97 Крейсерство на Дальнем Востоке России в борьбе с контрабандой морских биоресурсов (вторая половина ХIХ – начало ХХ в.) <...> Россия для защиты своих экономических интересов на законодательном уровне закрепила таможенное крейсерство, суть которого заключалась в действии кораблей и судов в морской таможенной полосе по предотвращению контрабандного ввоза или контрабандного вывоза товаров с территории Российской империи. <...> Во второй половине ХIX в., в интересах охраны отечественных морских промыслов от иностранного браконьерского промысла в Ледовитом и Тихом океанах, метко названного в тот период хищничеством, Российская империя, при отсутствии и малочисленности таможенного надзора на Дальнем Востоке и Русском Севере, стала активно применять возможности крейсерства кораблей военно-морского флота и иных ведомств. <...> В дореволюционный период о хищничестве иностранных промышленников в российских водах и контрабандном вывозе российских природных богатств и борьбе с этими явлениями органов власти Российской империи писали П.Ф. Унтербергер, Н.В. Слюнин, К.А. Скальковский, Е.К. Суворов, 1 С. <...> В советский период (1917 г. – начало 90-х годов ХX в.) историки останавливались на вопросах крейсерства, направленного против хищничества иностранных промышленников в российских водах, в контексте исследований развития и становления российского флота. <...> Командорские острова и пушной промысел на них. <...> Операции владивостокских крейсеров в Русско-японскую войну 1904– 1905 гг. <...> Некоторые проблемы историографии крейсерства на ДВ России 5 Ряд современных историков, исследуя роль и значение военно-морского флота в отечественной истории, не могли не остановиться на участии военных кораблей и судов в охране российских морских промыслов от иностранных браконьеров. <...> Борьба с контрабандой <...>
Крейсерство_на_Дальнем_Востоке_России_в_борьбе_с_контрабандой_морских_биоресурсов_(вторая_половина_ХIX_–_начало_XX_в.).pdf
Стр.1
Федеральная таможенная служба Государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская таможенная академия» Владивостокский филиал С.Н. Ляпустин Крейсерство на Дальнем Востоке России в борьбе с контрабандой морских биоресурсов (вторая половина ХIХ – начало ХХ в.) Монография Владивосток 2011
Стр.2
УДК 94(571.9) ББК 67.408г Л97 Под научной редакцией Н.А. Беляевой, доктора исторических наук Рецензенты: П.Ф. Бровко, доктор географических наук, профессор В.Ф. Печерица, доктор исторических наук, профессор Л97 Ляпустин, С.Н. Крейсерство на Дальнем Востоке России в борьбе с контрабандой морских биоресурсов (вторая половина ХIХ – начало ХХ в.) / С.Н. Ляпустин ; Российская таможенная академия, Владивостокский филиал. − Владивосток : РИО Владивостокского филиала Российской таможенной академии, 2011. − 140 с. : ил. ISBN 978-5-9590-0439-2 Монография посвящена вопросам истории охраны природных ресурсов на Дальнем Востоке России, оценке места и роли морских сил в защите национальных интересов государства, региональных особенностей борьбы с контрабандой и иными преступлениями и правонарушениями в сфере таможенного дела, совершаемыми при перемещении через таможенную границу России отечественных биоресурсов. Для преподавателей, научных работников, студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям исторического, юридического, таможенного и экологического профиля, а также всех, кто интересуется историей Дальнего Востока, историей таможенного дела и таможенной политики России. УДК 94(571.9) ББК 67.408г ISBN 978-5-9590-0439-2 © Владивостокский филиал Российской таможенной академии, 2011 © С.Н. Ляпустин, текст, 2011
Стр.3
ВВедение Некоторые проблемы историографии крейсерства на Дальнем Востоке России В отечественной военно-морской истории под крейсерством понимают самостоятельные действия корабля или группы кораблей на морских и океанских коммуникациях с целью захвата или уничтожения торговых судов противника, нарушения его морских перевозок, отвлечения (сковывания) сил его флота1 . В ХIX в. Россия для защиты своих экономических интересов на законодательном уровне закрепила таможенное крейсерство, суть которого заключалась в действии кораблей и судов в морской таможенной полосе по предотвращению контрабандного ввоза или контрабандного вывоза товаров с территории Российской империи. Во второй половине ХIX в., в интересах охраны отечественных морских промыслов от иностранного браконьерского промысла в Ледовитом и Тихом океанах, метко названного в тот период хищничеством, Российская империя, при отсутствии и малочисленности таможенного надзора на Дальнем Востоке и Русском Севере, стала активно применять возможности крейсерства кораблей военно-морского флота и иных ведомств. Отечественную историографию крейсерства на Дальнем Востоке России можно условно разделить на три периода: дореволюционный (конец ХIХ в. по 1917 г.), советский (1917 г. – начало 90-х годов ХX в.), постсоветский (с начала 90-х годов ХX в. по настоящее время). В дореволюционный период о хищничестве иностранных промышленников в российских водах и контрабандном вывозе российских природных богатств и борьбе с этими явлениями органов власти Российской империи писали П.Ф. Унтербергер, Н.В. Слюнин, К.А. Скальковский, Е.К. Суворов, 1 С. 373. Военно-энциклопедический словарь / под ред. Н.В. Огаркова. М.: Воениздат, 1984.
Стр.4
4 С.Н. Ляпустин. Крейсерство на ДВ России в борьбе с контрабандой морских биоресурсов А.С. Сгибнев, А.П. Сильницкий, Д. Богданов и др.2 Все эти авторы занимали административные посты или были связаны с охраной природных ресурсов. В их трудах особо ценен личный взгляд. Их исследования – важнейшие источники для анализа роли и значения крейсерства на Дальнем Востоке России. В советский период (1917 г. – начало 90-х годов ХX в.) историки останавливались на вопросах крейсерства, направленного против хищничества иностранных промышленников в российских водах, в контексте исследований развития и становления российского флота. Это работы военно-морских историков В.Е. Егорьева3 , С.В. Попова и др. В контексте исследований американской и японской экспансии на Дальнем Востоке России рассматривали вопросы крейсерства А.Л. Нарочницкий, Н.В. Свердлов, Г.П. Куропятник, Б.И. Мухачев, Е.Ф. Корсаков и др.4 вания Дальнего Востока писали в своих работах В.П. Бянкин, М.А. Сергеев, А.И. Алексеев и Б.Н. Морозов5 О роли крейсерства в области освоения и исследо. В постсоветский период (с начала 90-х годов ХX в. по настоящее время) вопросы крейсерства, как правило, рассматривались в контексте исследований американо-российских, японо-российских отношений и реакции Российской империи на американскую, японскую, реже английскую экспансии на российском Дальнем Востоке во второй половине ХIX в. (работы А.Л. Анисимова, А.В. Алепко, Л.Н, Гарусовой, О.И. Макарчук, Ю.С. Салина и др.)6 . 2 Унтербергер П.Ф. Приморская область. 1856–1898 гг.: очерк. СПб., 1900; Слюнин Н.В. Современное положение нашего Дальнего Востока. СПб., 1908; Скальковский К.А. Русская торговля в Тихом океане. Экономическое исследование русской торговли и мореходства в Приморской области Восточной Сибири, Корее, Китае, Японии и Колифорнии. СПб., 1883; Суворов Е.К. Командорские острова и пушной промысел на них. СПб., 1912; Глуздовский В.Е. ПриморскоАмурская окраина. Владивосток, 1914; Сгибнев А.С. Исторический очерк главнейших событий в Камчатке. 1650–1855 // Вопросы истории Камчатки: сб. Петропавловск-Камчатский, 2005, 2006; Сильницкий А.П. Поездка в северные округи Приморской области. Хабаровск, 1902; Богданов Д. Наши богатства. Промыслы Приморской области, Камчатки и Сахалина. Владивосток, 1910. 3 1905 гг. М.- Л., 1939; Попов С.В. Автографы на картах. Архангельск, 1990. 4 Егорьев В.Е. Операции владивостокских крейсеров в Русско-японскую войну 1904– Нарочницкий А.Л. Колониальная политика капиталистических держав на Дальнем Востоке. 1860–1895 гг. М., 1956; Куропятник Г.П. История США. Т. 2. М., 1985; Мухачев В.И. Японская империалистическая экспансия на северо-востоке РСФСР в годы Гражданской войны // Экспансия Японии на Дальнем Востоке (конец ХIХ – первая треть ХX в.). Владивосток, 1989; Корсаков Е.Ф. Американская экспансия на северо-востоке России в начале XX века. Хабаровск, 1968. Бянкин В.П. В дальневосточных водах: очерки. Владивосток, 1981; Сергеев М.А. Народное хозяйство Камчатского края. М.–Л., 1936; Алексеев А.И., Морозов Б.Н. Освоение рус5 ского Дальнего Востока. Конец ХIX в. – 1917 г. М., 1989. 6 Анисимов А.Л. Американо-российские отношения на российском Дальнем Востоке в конце 60-х годов ХIX века // Записки Гродековского музея. Вып. 19. Хабаровск, 2007; Иностранное экономическое проникновение в Дальневосточный регион России в 1905–1913 гг. // Из истории Гражданской войны на Дальнем Востоке (1918–1922 гг.): сб. науч. статей. Вып. 3. Хабаровск, 2002; Гарусова Л.Н. Российско-американские региональные отношения на Дальнем Востоке: история и современность. Владивосток, 2001; Салин Ю.С. История экономики Дальнего Востока: учеб. пособие для вузов. Хабаровск, 2004.
Стр.5
Оглавление Введение. Некоторые проблемы историографии крейсерства на Дальнем Востоке России .................................................................3 Глава 1. Возникновение таможенного крейсерства в Российской Империи ...............................................................................................11 Глава 2. Начало охраны морских биоресурсов на Дальнем Востоке России ...................................................................................................22 Глава 3. Крейсерство боевых кораблей Тихоокеанской эскадры и Сибирской флотилии в 70–90-е годы ХIX в. .................................29 Глава 4. Крейсерство судов Приморского управления охраны рыбных и зверобойных промыслов и частных компаний. Таможенная шхуна «Сторож» ..................................................................................52 Глава 5. Борьба с хищничеством и военной контрабандой в период Русско-японской войны.......................................................................59 Глава 6. Охрана морских промыслов и борьба с контрабандой крейсерами «Лейтенант Дыдымов» и «Командор Беринг», другими судами в 1905–1920 гг. .........................................................65 Глава 7. Крейсерство кораблей Сибирской флотилии под командованием адмирала Старка в 1921–1922 гг. .....................78 Глава 8. Борьба с контрабандой морских биоресурсов в первые годы советской власти ..................................................................................83 Глава 9. Особенности крейсерства на Дальнем Востоке России ..................90 Заключение ............................................................................................................97 Приложение. Некоторые сведения о крейсерстве кораблей и судов Российского флота в дальневосточных морях с целью охраны промыслов и борьбы с контрабандой морских биоресурсов (1851–1917 гг.) ....99 Иллюстрации ........................................................................................................103 Именной указатель ...............................................................................................123 Указатель кораблей и судов .................................................................................125 Указатель географических наименований .........................................................128 Библиографический список ................................................................................130
Стр.140