Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635254)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Новая региональная экономика (150,00 руб.)

0   0
Первый авторКоник Л. Н.
АвторыОстанин В. А., Российская таможенная академия, Владивостокский филиал
ИздательствоВФ РТА
Страниц176
ID209289
АннотацияИзлагаются вопросы формирования региональной политики Российской Федерации на Дальнем Востоке в концепции теорий экономического роста. Существенное внимание уделено историческим предпосылкам и ментальным особенностям россиян в формировании и становлении инновационных социально-производственных комплексов в моделях устойчивого экономического роста диффузии в общее экономическое пространство России. Наряду с критикой некоторых концептуальных подходов к принципам формирования региональной политики России на современном этапе, развивается концепция сфероцентрического подхода в системе мер государственного регулирования развитием территорий.
Кому рекомендованоДля аспирантов, преподавателей вузов, научных работников, а также практиков, реализующих программы реформирования муниципальных образований.
ISBN978-5-9590-0496-5
УДК330.3
ББК65.01
Коник, Л. Н. Новая региональная экономика : монография / В. А. Останин; Российская таможенная академия, Владивостокский филиал; Л. Н. Коник .— Владивосток : ВФ РТА, 2008 .— 176 с. — ISBN 978-5-9590-0496-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/209289 (дата обращения: 14.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Федеральная таможенная служба Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская таможенная академия» Владивостокский филиал Коник Л.Н., Останин В.А. <...> Существенное внимание уделено историческим предпосылкам и ментальным особенностям россиян в формировании и становлении инновационных социально-производственных комплексов в моделях устойчивого экономического роста диффузии в общее экономическое пространство России. <...> Региональная политика Российской Федерации на Дальнем Востоке в 90-е годы прошлого столетия ...................8 <...> Оценка уровня инновационного предпринимательства на территориях муниципальных образований Приморского края......... 107 Глава 3. <...> Механизмы государственной поддержки формирования инновационных социально-производственных комплексов на территориях муниципальных образований Приморского края ............ 144 Заключение.............................................................................................. 160 Библиографический список ................................................................. 164 3 Введение Декларируя необходимость перехода российской экономики на путь устойчивого развития, органы государственной власти на уровне федерального центра, на уровне субъектов Федерации, а также органы публичной власти на территориях муниципальных образований сталкиваются, как нам представляется, с отсутствием четкой и выверенной модели подобного перехода. <...> Имея богатейшие природные ресурсы, богатые культурные традиции, страна не может осуществить необходимые социально-экономические преобразования, мобилизовать и направить инвестиции в русло вектора инновационного прорыва экономики. <...> Это свидетельствует о том, что у органов публичной власти на всех уровнях отсутствует системное представление о современной природе и месте человека в отдельных моделях реформирования страны. <...> В результате человек не может реализовать себя, свои возможности, осуществить свои интересы в труде, облагородить <...>
Новая_региональная_экономика.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Новая_региональная_экономика.pdf
Федеральная таможенная служба Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская таможенная академия» В л а д и в о с т о к с к и й ф и л и а л Коник Л.Н., Останин В.А. Новая региональная экономика Монография Владивосток 2008
Стр.1
УДК 330.3 ББК 65.01 К64 Рецезент Ю.В.Рожков, д-р экон. наук, профессор, Хабаровская государственная академия экономики и права Коник, Л.Н. Новая региональная экономика: монография / Л.Н. Коник, В.А. Останин; Российская таможенная академия, Владивостокский филиал. – Владивосток: ВФ РТА, 2008. – 176 с. ISBN 978-5-9590-0496-5 Излагаются вопросы формирования региональной политики Российской Федерации на Дальнем Востоке в концепции теорий экономического роста. Существенное внимание уделено историческим предпосылкам и ментальным особенностям россиян в формировании и становлении инновационных социально-производственных комплексов в моделях устойчивого экономического роста диффузии в общее экономическое пространство России. Наряду с критикой некоторых концептуальных подходов к принципам формирования региональной политики России на современном этапе, развивается концепция сфероцентрического подхода в системе мер государственного регулирования развитием территорий. Для аспирантов, преподавателей вузов, научных работников, а также практиков, реализующих программы реформирования муниципальных образований. ISBN 978-5-9590-0496-5 © Л.Н. Коник, 2008 © В.А.Останин, 2008 © Владивостокский филиал Российской таможенной академии, 2008
Стр.2
Оглавление Введение .......................................................................................................4 Глава 1. Экономический рост на территориях Дальнего Востока в концепции региональной политики Российской Федерации до 2015 года ......................................8 1.1. Региональная политика Российской Федерации на Дальнем Востоке в 90-е годы прошлого столетия ...................8 1.2. Формирование финансового и имущественного потенциала муниципальных образований в современных теориях экономического роста и развития .................................................39 1.3. Исторические предпосылки и ментальные особенности россиян в формировании и становлении инновационных социально-производственных комплексов в моделях устойчивого экономического роста ......................................................................................67 Глава 2. Формирование муниципальных инновационных систем как фактор социально-экономического развития территорий ...............................................................................87 2.1. Муниципальные инновационные системы в регионах Российской Федерации: предпосылки формирования и диффузии в общее экономическое пространство ........................................................87 2.2. Оценка уровня инновационного предпринимательства на территориях муниципальных образований Приморского края .........107 Глава 3. Государственное регулирование процесса формирования инновационных систем в муниципальных образованиях Приморского края .................................................................127 3.1. Модели становления инновационно-ориентированных социально-экономических муниципальных комплексов и их критический анализ ...................................................................................127 3.2. Механизмы государственной поддержки формирования инновационных социально-производственных комплексов на территориях муниципальных образований Приморского края ............144 Заключение ..............................................................................................160 Библиографический список .................................................................164 3
Стр.3
Введение Декларируя необходимость перехода российской экономики на путь устойчивого развития, органы государственной власти на уровне федерального центра, на уровне субъектов Федерации, а также органы публичной власти на территориях муниципальных образований сталкиваются, как нам представляется, с отсутствием четкой и выверенной модели подобного перехода. Имея богатейшие природные ресурсы, богатые культурные традиции, страна не может осуществить необходимые социально-экономические преобразования, мобилизовать и направить инвестиции в русло вектора инновационного прорыва экономики. Причины этого можно обнаружить в непродуманности реформ, которые непрерывно осуществлялись в стране на протяжении более чем десяти лет. Это свидетельствует о том, что у органов публичной власти на всех уровнях отсутствует системное представление о современной природе и месте человека в отдельных моделях реформирования страны. Продолжает нарастать отчуждение человека от власти, от природы. Территории муниципальных образований рассматриваются бизнесом в качестве очередной временной площадки выкачивания природных и человеческих ресурсов, с последующей трансформацией этих ресурсов в добавленную стоимость, а далее в прибыль. Как нам представляется, существующие методики оценки эффективности бизнес-проектов отличает один существенный принципиальный недостаток – недооценка извлекаемых ресурсов. Человек продолжает оставаться и рассматриваться в качестве некоторого «бесплатного приложения» к бизнес-проектам, которые осуществляются на территориях, реализуя одну из сторон кантовского императива, отношения к человеку как средству получения эгоистической выгоды. В результате человек не может реализовать себя, свои возможности, осуществить свои интересы в труде, облагородить свою «малую родину» – конкретную территорию муниципального образования, на которой он родился, живет, трудится, проводит остаток своего жизненного пути, взаимоувязывая свое прошлое, настоящее и будущее в единый жизненный путь в этом мире. Это становится причиной формирова4
Стр.4
ния своего рода пессимистического отношения, неудовлетворенности своим положением от невостребованности и отсутствия причин бережливого отношения к своей «малой родине». Во-вторых, социально-экономическое развитие страны должно лежать в векторе инновационного и устойчивого развития человеко-производственных структур, которые можно представить в форме самоуправляемых и самодостаточных муниципальных образований в целом. Однако до настоящего времени отсутствует понимание главного звена, естественного инициирующего элемента в этих системах, которые обеспечили бы переход территорий к устойчивому инновационному развитию. Производственные бизнес-структуры и социальная сфера продолжают рассматриваться изолированно, хотя именно это и является главной причиной неудовлетворительного перехода экономики страны на инновационный путь развития. В данной работе делается вывод о том, что антропоцентрический подход к выстраиванию отношений всех участников экономического развития натолкнулся на развившиеся противоречия, и, если последние не будут разрешены в самое ближайшее время цивилизационными формами, то страна будет продолжать оставаться в разряде отстающих от передовых в экономическом отношении стран. Речь следует вести уже о смещении акцентов от антропоцентрического развития России к биосфероцентрическому. Так как эти проблемы следует отнести к проблемам метода осмысления, понимания прерогатив социально-экономического развития России, то можно сделать вывод о том, что речь одновременно идет о новой парадигме развития территорий и России в целом. Следовательно, речь идет о формировании теоретических предпосылок формирования модели становления «новой региональной политики». Успех реализации программы инновационного прорыва территорий муниципальных образований в Приморском крае может быть достигнут исключительно при целенаправленной политике как федерального центра Российской Федерации, так и администрации Приморского края. И в первую очередь следует за счет государственных финансовых, материальных, интеллек5
Стр.5
туальных ресурсов сформировать необходимые предпосылки для успешной реализации программы формирования инновационного социально-производственного комплекса. Эти предпосылки могут обрести реальность в формировании соответствующей инфраструктуры социально-производственного комплекса. Саму инфраструктуру муниципального инновационного социальнопроизводственного комплекса следует понимать как взаимоувязанную целостность, комплекс организационно-экономических, социальных, правовых, экологических институтов, которые призваны обеспечить условия реализации инновационных процессов как непосредственно хозяйствующими субъектами, так и институтами публичной власти на территории муниципальных образований. Проблемам региональной экономической политики в концепции факторов экономического роста в последние годы были посвящены работы таких экономистов как, например, С. Кузнец, Л. Ченери, Р. Нурксе, Р. Пребиш, У. Льюис, Р. Солоу, Р. Лукас, Г. Мюрдаль, Т.Шульц, Д. Норт, Р.Томас, А.Сен и других. Частичное теоретическое объяснение проблем экономического развития в условиях трансформации дано представителями неоинституционального подхода. Например, Д. Норт и Р. Томас выделили в качестве основополагающих факторов роста технологию и законодательное оформление института прав собственности. В качестве посылок было принято, что эффективная организация экономики влечет за собой такую работу всех институциональных структур, которая обеспечивает права собственности и задает стимулы реализации индивидуальных предпочтений, а результатом становится сближение общественной и индивидуальной (частной) выгоды. Кейнсианские, неоклассические, институциональные и иные модели показали органическую взаимосвязь факторов, препятствующих экономическому развитию, которые представляют собой своего рода «ловушки» развития экономики той или иной страны, сводимые к низкому уровню производительности труда, низкому уровню доходов, отсталости системы образования, наконец, бедности и международной изоляции. 6
Стр.6