Федеральная таможенная служба
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
В л а д и в о с т о к с к и й ф и л и а л
Коник Л.Н., Останин В.А.
Новая региональная экономика
Монография
Владивосток
2008
Стр.1
УДК 330.3
ББК 65.01
К64
Рецезент
Ю.В.Рожков, д-р экон. наук, профессор,
Хабаровская государственная академия экономики и права
Коник, Л.Н.
Новая региональная экономика: монография / Л.Н. Коник,
В.А. Останин; Российская таможенная академия, Владивостокский
филиал. – Владивосток: ВФ РТА, 2008. – 176 с.
ISBN 978-5-9590-0496-5
Излагаются вопросы формирования региональной политики
Российской Федерации на Дальнем Востоке в концепции теорий экономического
роста. Существенное внимание уделено историческим
предпосылкам и ментальным особенностям россиян в формировании
и становлении инновационных социально-производственных
комплексов в моделях устойчивого экономического роста диффузии
в общее экономическое пространство России.
Наряду с критикой некоторых концептуальных подходов к принципам
формирования региональной политики России на современном
этапе, развивается концепция сфероцентрического подхода в системе
мер государственного регулирования развитием территорий.
Для аспирантов, преподавателей вузов, научных работников,
а также практиков, реализующих программы реформирования муниципальных
образований.
ISBN 978-5-9590-0496-5
© Л.Н. Коник, 2008
© В.А.Останин, 2008
© Владивостокский филиал Российской
таможенной академии, 2008
Стр.2
Оглавление
Введение .......................................................................................................4
Глава 1. Экономический рост на территориях
Дальнего Востока в концепции региональной политики
Российской Федерации до 2015 года ......................................8
1.1. Региональная политика Российской Федерации
на Дальнем Востоке в 90-е годы прошлого столетия ...................8
1.2. Формирование финансового и имущественного потенциала
муниципальных образований в современных теориях
экономического роста и развития .................................................39
1.3. Исторические предпосылки и ментальные особенности россиян
в формировании и становлении инновационных социально-производственных
комплексов в моделях устойчивого экономического
роста ......................................................................................67
Глава 2. Формирование муниципальных инновационных систем
как фактор социально-экономического развития
территорий ...............................................................................87
2.1. Муниципальные инновационные системы в регионах Российской
Федерации: предпосылки формирования и диффузии в общее
экономическое пространство ........................................................87
2.2. Оценка уровня инновационного предпринимательства на территориях
муниципальных образований Приморского края .........107
Глава 3. Государственное регулирование процесса формирования
инновационных систем
в муниципальных образованиях
Приморского края .................................................................127
3.1. Модели становления инновационно-ориентированных социально-экономических
муниципальных комплексов и их критический
анализ ...................................................................................127
3.2. Механизмы государственной поддержки формирования инновационных
социально-производственных комплексов на территориях
муниципальных образований Приморского края ............144
Заключение ..............................................................................................160
Библиографический список .................................................................164
3
Стр.3
Введение
Декларируя необходимость перехода российской экономики
на путь устойчивого развития, органы государственной власти на
уровне федерального центра, на уровне субъектов Федерации,
а также органы публичной власти на территориях муниципальных
образований сталкиваются, как нам представляется, с отсутствием
четкой и выверенной модели подобного перехода. Имея
богатейшие природные ресурсы, богатые культурные традиции,
страна не может осуществить необходимые социально-экономические
преобразования, мобилизовать и направить инвестиции
в русло вектора инновационного прорыва экономики.
Причины этого можно обнаружить в непродуманности
реформ, которые непрерывно осуществлялись в стране на протяжении
более чем десяти лет. Это свидетельствует о том, что
у органов публичной власти на всех уровнях отсутствует системное
представление о современной природе и месте человека в отдельных
моделях реформирования страны. Продолжает нарастать
отчуждение человека от власти, от природы. Территории
муниципальных образований рассматриваются бизнесом в качестве
очередной временной площадки выкачивания природных
и человеческих ресурсов, с последующей трансформацией этих
ресурсов в добавленную стоимость, а далее в прибыль. Как нам
представляется, существующие методики оценки эффективности
бизнес-проектов отличает один существенный принципиальный
недостаток – недооценка извлекаемых ресурсов.
Человек продолжает оставаться и рассматриваться в качестве
некоторого «бесплатного приложения» к бизнес-проектам,
которые осуществляются на территориях, реализуя одну из сторон
кантовского императива, отношения к человеку как средству
получения эгоистической выгоды. В результате человек не может
реализовать себя, свои возможности, осуществить свои интересы
в труде, облагородить свою «малую родину» – конкретную территорию
муниципального образования, на которой он родился,
живет, трудится, проводит остаток своего жизненного пути, взаимоувязывая
свое прошлое, настоящее и будущее в единый жизненный
путь в этом мире. Это становится причиной формирова4
Стр.4
ния своего рода пессимистического отношения, неудовлетворенности
своим положением от невостребованности и отсутствия
причин бережливого отношения к своей «малой родине».
Во-вторых, социально-экономическое развитие страны
должно лежать в векторе инновационного и устойчивого развития
человеко-производственных структур, которые можно представить
в форме самоуправляемых и самодостаточных муниципальных
образований в целом. Однако до настоящего времени
отсутствует понимание главного звена, естественного инициирующего
элемента в этих системах, которые обеспечили бы
переход территорий к устойчивому инновационному развитию.
Производственные бизнес-структуры и социальная сфера продолжают
рассматриваться изолированно, хотя именно это и является
главной причиной неудовлетворительного перехода экономики
страны на инновационный путь развития. В данной
работе делается вывод о том, что антропоцентрический подход
к выстраиванию отношений всех участников экономического
развития натолкнулся на развившиеся противоречия, и, если
последние не будут разрешены в самое ближайшее время цивилизационными
формами, то страна будет продолжать оставаться
в разряде отстающих от передовых в экономическом отношении
стран. Речь следует вести уже о смещении акцентов от антропоцентрического
развития России к биосфероцентрическому. Так
как эти проблемы следует отнести к проблемам метода осмысления,
понимания прерогатив социально-экономического развития
России, то можно сделать вывод о том, что речь одновременно
идет о новой парадигме развития территорий и России в целом.
Следовательно, речь идет о формировании теоретических предпосылок
формирования модели становления «новой региональной
политики».
Успех реализации программы инновационного прорыва
территорий муниципальных образований в Приморском крае
может быть достигнут исключительно при целенаправленной
политике как федерального центра Российской Федерации, так
и администрации Приморского края. И в первую очередь следует
за счет государственных финансовых, материальных, интеллек5
Стр.5
туальных ресурсов сформировать необходимые предпосылки для
успешной реализации программы формирования инновационного
социально-производственного комплекса. Эти предпосылки
могут обрести реальность в формировании соответствующей
инфраструктуры социально-производственного комплекса. Саму
инфраструктуру муниципального инновационного социальнопроизводственного
комплекса следует понимать как взаимоувязанную
целостность, комплекс организационно-экономических,
социальных, правовых, экологических институтов, которые призваны
обеспечить условия реализации инновационных процессов
как непосредственно хозяйствующими субъектами, так и институтами
публичной власти на территории муниципальных образований.
Проблемам
региональной экономической политики в концепции
факторов экономического роста в последние годы были
посвящены работы таких экономистов как, например, С. Кузнец,
Л. Ченери, Р. Нурксе, Р. Пребиш, У. Льюис, Р. Солоу, Р. Лукас,
Г. Мюрдаль, Т.Шульц, Д. Норт, Р.Томас, А.Сен и других. Частичное
теоретическое объяснение проблем экономического развития в условиях
трансформации дано представителями неоинституционального
подхода. Например, Д. Норт и Р. Томас выделили в качестве
основополагающих факторов роста технологию и законодательное
оформление института прав собственности. В качестве
посылок было принято, что эффективная организация экономики
влечет за собой такую работу всех институциональных структур,
которая обеспечивает права собственности и задает стимулы
реализации индивидуальных предпочтений, а результатом становится
сближение общественной и индивидуальной (частной)
выгоды.
Кейнсианские, неоклассические, институциональные и иные
модели показали органическую взаимосвязь факторов, препятствующих
экономическому развитию, которые представляют
собой своего рода «ловушки» развития экономики той или иной
страны, сводимые к низкому уровню производительности труда,
низкому уровню доходов, отсталости системы образования,
наконец, бедности и международной изоляции.
6
Стр.6