В 1900 г. были опубликованы еще две работы тех, кому
предстояло сыграть значительную роль в истории ранней феноменологии:
«Феноменология воли» Александра Пфендера и «Трансцендентальный и психологический метод» Макса Шелера. <...> Переводы работ Гуссерля (первый том «Логических исследований» и статья «Философия как
строгая наука») впервые появились именно на русском языке, равно как
и переводы работ других ранних феноменологов («Введение в психологию»
Александра Пфендера было переведено на русский язык в 1909 г.). <...> В 1907 году Теодор
Конрад организовывает «Геттингенское философское общество» (Геттингенский феноменологический кружок), сходное с тем, что существовало
8
ФЕНО М ЕН ОЛ ОГИ Я Э Д М УН Д А ГУС С Е Р Л Я
в Мюнхене еще с конца XIX века. <...> В оценках представителей раннего
феноменологического движения, а также тех мыслителей, которые в той или
иной мере использовали феноменологический метод, «Идеи I» нередко оцениваются как отход от тех принципов, которые были провозглашены в «Логических исследованиях» (такие оценки встречаются, в частности, у Мартина
Хайдеггера, Мориса Мерло-Понти, а также у многих представителей ранней
феноменологии). <...> Вдруг
мы читаем такие положения: “Если мы вычеркиваем чистое сознание, то мы
вычеркиваем мир” (!); “Если нет чистого сознания, то нет и мира” (!). <...> Аналогичным образом «Кризис европейских наук и трансцендентальная
феноменология» нередко трактуется как поворот к историчности и проблематике «жизненного мира», связанный с влиянием историзма, прежнее
негативное отношение к которому Гуссерля нашло свое выражение в статье 1911 года «Философия как строгая наука», где содержалась, в частности,
критика Вильгельма Дильтея. <...> Тогда «чистая, трансцендентальная феноменология», проект которой изложен в «Идеях I», является не иным типом феноменологии, а лишь иным уровнем рассмотрения, последовательно вытекающим из принципов феноменологического метода, заложенных в «Логиче-
12
ФЕНО <...>
Избр._сочинения_(«Идеи_к_чистой_феноменологии»;_«Парижские_доклады»;_«Амстердамские_доклады»;_«Интенциональные_предметы»_и_др._с_предисл._Виталия_Куренного).pdf
УДК 14 (082.21)
ББК 87
Г 76
СОСТАВИТЕЛИ СЕРИИ:
В. В. Анашвили,
Н. С. Плотников,
А. Л. Погорельский
НАУЧНЫЙ СОВЕТ:
А. Л. Глазычев, А. И. Уткин,
А. Ф. Филиппов, Р. З. Хестанов
СОСТАВИТЕЛЬ ТОМА
В. А. Куренной
Г 76
Эдмунд Гуссерль. Избранные работы / Сост. В. А. Куренной.
М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005. (Серия
«Университетская библиотека Александра Погорельского») — 464 с.
ISBN 5–7333–0177—5
© Издательский дом
«Территория будущего», 2005
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
В. Куренной. Феноменология Эдмунда Гуссерля · · · · · · · · · · · 7
Феноменологическое движение · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 8
Развитие феноменологии Гуссерля · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 11
Основные темы феноменологии Гуссерля ·
О настоящем издании ·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· 13
· 22
Переписка Эдмунда Гуссерля и Готтлоба Фреге · · · · · · · · · · 23
Интенциональные предметы · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 31
Предисловие к публикации «Интенциональных
предметов» Э. Гуссерля ·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· 33
Интенциональные предметы · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 36
Логические исследования
Том второй. Часть первая. Исследования
по феноменологии и теории познания · · · · · · · · · · · · · · · · 75
Введение
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Выражение и значение ·
Сущностные различения
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· 77
· 98
· 98
Об интенциональных переживаниях и их «содержаниях» · · · 129
Введение · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 129
Сознание как феноменологический состав Я
и сознание как внутреннее восприятие · · · · · · · · · · · · · · · · · · 131
Сознание как интенциональное переживание
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· 151
Философия как строгая наука · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 185
Натуралистическая философия · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 192
Историцизм и миросозерцательная философия · · · · · · · · · · · · 221
Стр.3
Идеи к чистой феноменологии
и феноменологической философии. Книга I
Введение
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· 241
· 243
Фундаментально-феноменологическое рассуждение · · · · · · · 249
Тезис естественной установки и его выключение ·
· 249
Область чистого сознания · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 258
Письма Эдмунда Гуссерля к Густаву Шпету · · · · · · · · · · · · 283
Амстердамские доклады
Феноменологическая психология · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 297
I. Чисто феноменологическая психология. Область ее
опыта, ее метод, ее функция · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 299
II. Феноменологическая психология и трансцендентальная
проблема · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 321
Парижские доклады · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 341
Картезианские медитации ·
·
Введение
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· 377
· 379
V. Медитация
Раскрытие сферы трансцендентального бытия как
монадологической интерсубъективности · · · · · · · · · · · · · · · 383
Заключение ·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Кризис европейских наук и трансцендентальная
феноменология
·
Разъяснение трансцендентальной проблемы
и функция психологии в этом разъяснении ·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· 437
· 443
· 443
Стр.4