Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Дипломная работа студента - историка (110,00 руб.)

0   0
Первый авторСелезнёв Юрий Васильевич
ИздательствоИздательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета
Страниц20
ID208867
АннотацияМетодическое пособие подготовлено на кафедре истории России исторического факультета ВГУ.
Кому рекомендованоРекомендуется для студенто 5-го курса очной и 6 курса заочной форм обучения
Селезнёв, Ю. В. Дипломная работа студента - историка / Ю. В. Селезнёв .— Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2011 .— 20 с. — 19 с. — URL: https://rucont.ru/efd/208867 (дата обращения: 04.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» <...> Ю.В. Селезнёв ДИПЛОМНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА-ИСТОРИКА Методическое пособие для вузов Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2011 Утверждено научно-методическим советом исторического факультета 24 ноября 2011 г., протокол № 9 Рецензент доктор исторических наук, профессор В.Н. Глазьев Методическое пособие подготовлено на кафедре истории России исторического факультета Воронежского государственного университета. <...> Рекомендуется для студентов 5-го курса очной и 6-го курса заочной форм обучения Для специальности 030401 – История 2 Дипломная работа студента-историка: общие положения Дипломная работа – самостоятельное исследование избранной темы – важная составная часть подготовки будущего историка. <...> Кроме того, именно в дипломной работе студент (практически уже полноценный специалист) должен продемонстрировать свои навыки и умение работать с историческими источниками и научной литературой, приобретенные в процессе обучения, в практической исследовательской форме. <...> В стандартном дипломе, например, по экономике или по маркетингу, усвоенные знания дипломник демонстрирует в теоретической главе, а умения – в главе практической, в которой решает некую конкретную проблему, например, увеличивает эффективность работы какого-то предприятия. <...> Поэтому для дипломника-историка его умения – это грамотный анализ фактического материала и применение МЕТОДОЛОГИИ (системы методов) исследования. <...> В качестве дополнения часто используют приложения – карты, изображения, исторические документы, таблицы с датами, родословные росписи, схемы сражений, портреты. <...> Однако уже во введении диплом по истории имеет свои специфические отличия. <...> Во-первых, отличие диплома по истории заключается в обязательной <...>
Дипломная_работа_студента_-_историка.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Ю.В. Селезнёв ДИПЛОМНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА-ИСТОРИКА Методическое пособие для вузов Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2011
Стр.1
Дипломная работа студента-историка: общие положения Дипломная работа – самостоятельное исследование избранной темы – важная составная часть подготовки будущего историка. Кроме того, именно в дипломной работе студент (практически уже полноценный специалист) должен продемонстрировать свои навыки и умение работать с историческими источниками и научной литературой, приобретенные в процессе обучения, в практической исследовательской форме. В стандартном дипломе, например, по экономике или по маркетингу, усвоенные знания дипломник демонстрирует в теоретической главе, а умения – в главе практической, в которой решает некую конкретную проблему, например, увеличивает эффективность работы какого-то предприятия. В дипломном исследовании по истории никаких предприятий нет по определению. Поэтому для дипломника-историка его умения – это грамотный анализ фактического материала и применение МЕТОДОЛОГИИ (системы методов) исследования. По форме дипломная работа по истории ничем не отличается от прочих дипломных работ – те же введение, несколько глав с параграфами, заключение, библиография. В качестве дополнения часто используют приложения – карты, изображения, исторические документы, таблицы с датами, родословные росписи, схемы сражений, портреты. Однако уже во введении диплом по истории имеет свои специфические отличия. Во-первых, отличие диплома по истории заключается в обязательной характеристике использованных источников. Если в обычном дипломе просто указывается, что при выполнении дипломной работы были использованы работы отечественных и зарубежных авторов – монографии, учебники, статьи как в печатном, так и в электронном виде, то в дипломной по истории все эти источники (и печатные, и сетевые) должны быть сгруппированы и подробно охарактеризованы на предмет достоверности, объективности, степени и характера освещения исследуемого вопроса, точности, полноты и т.п. для рассматриваемой темы и раскрываемой проблемы. Иногда эта характеристика дается прямо во введении дипломной работы, а иногда для этого приходится выделять специальный параграф. Во-вторых, в дипломе по истории обязательный раздел – историография вопроса, т.е. обзор того, кто, когда и как ранее касался темы дипломной работы. Надо заметить, что историография и характеристика использованных источников – это не одно и то же. Историография – это, по сути, достижения науки к моменту написания диплома. Использованные источники – это основа раскрытия проблемы, аутентичные докумен3
Стр.3
Приложение № 1. Таблица № 1. Приложение № 2. Рис. № 1. Приложение № 3. Карта № 1. Приложение № 4. Схема № 1. Приложение № 5. Схема № 2. ЗАЩИТА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ Важной и обязательной составляющей частью написания дипломной работы по истории является его публичная защита. Процедура защиты подразумевает короткое (10–12 мин) изложение результатов своего исследования перед Государственной аттестационной (или экзаменационной) комиссией. Поскольку защита дипломной работы является открытой, то на ней могут присутствовать, кроме членов комиссии и дипломников, гости, специально приглашенные и случайно зашедшие. Каждый из присутствующих имеет право задать вопрос защищающемуся, а члены комиссии – обязаны. Потому дипломник должен быть готов ответить на любой вопрос, в особенности, касающейся темы его работы. Для качественной подготовки к защите диплома предлагается несколько рекомендаций общего характера. ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ НАУЧНОГО ДОКЛАДА После длительной самостоятельной работы по поиску и систематизации научного знания исследователь приходит к необходимости представить коллегам и старшим товарищам полученные результаты. Для этого существуют специализированные сессии, семинары, конференции и круглые столы, а также печатные издания, в которых можно опубликовать текстовый вариант результатов исследования. Участие в таких мероприятиях – промежуточный этап в работе над проблемой истории как науки. Исследователь получает возможность увидеть недочеты своей работы, новые возможности, перспективы, а также оценку со стороны профессионального сообщества. Качественно написанный и озвученный доклад, а также вдумчивые ответы на вопросы являются ступенькой на новый уровень в исследовательской работе. Тренируясь готовить доклады на учебных сессиях и семинарах, студент получает навык презентации результатов собственного труда, который необходим не только в научной, но и в любой другой сфере деятельности. Научный доклад – это жанр научной деятельности, представляющий собой презентацию результатов проведенных исследований. 6
Стр.6
Цель доклада – представить результаты исследовательской работы для оценки качества, адекватности и ценности данных результатов научным сообществом. Задача докладчика – кратко, четко и ёмко донести содержание и ценность нового знания, полученного в ходе исследования. 1.1. Структура научного доклада: 1. Зацепи! Первым делом представьте тему доклада. Тема должна точно и кратко отражать суть Вашей исследовательской работы. Тема должна «цеплять» тех, с кем Вы хотите обсудить своё исследование, и при этом – не раздражать поверхностным журнализмом. Обязательно обозначьте предмет – что Вы исследовали, и объект – ракурс, в котором Вы рассмотрели данный предмет. Пример: Тема: Исторические неточности в научно-популярном фильме «Страх и трепет Золотой Орды». Предмет: детали, относящиеся к истории Золотой Орды. Объект: интерпретация авторами фильма данных, полученных из исторических источников. 2. Обоснуй! Кому и зачем нужна Ваша работа? Подумайте, что и как заставило Вас начать работу над проблемой. Увидели ли Вы в ней несостыковки, или понимаете, что все прежние исследователи ходили рядом, а в этот пробел – не заглядывали, или просто принялись изучать наименее изученную сферу. Просто объясните, зачем Вы этим начали заниматься. Даже, если это было просто учебное задание, и Вы аккуратно и последовательно выполнили его, скажите об этом. Пример: В современном медиапространстве существует множество научнопопулярных программ, формирующих у населения образ исторических событий. Однако качество преподнесения материала в данных программах вызывает сомнения у профессиональных историков. Чем вызваны эти сомнения, и какие ошибки совершают авторы – все это мы и решили определить в ходе аналитической работы над фильмом «Страх и трепет Золотой Орды». Результаты данной работы помогут определить основные содержательные искажения данного телесюжета. 7
Стр.7
3. Скажи мне, кто твой друг. В океане псевдо- и антинаучных исследований очень легко затеряться. Профессионалы ловят нотки популяризаторско-пропагандистских докладов и сразу же их отсекают. Поэтому Вы сразу должны обозначить понимание того, что происходит в науке в рамках этой темы. Скажите в нескольких словах, кто, как и под каким ракурсом рассматривает данную проблему, с какими источниками Вы работали, и на какие данные опираетесь. Отсутствие этого пункта – первый признак журнализма, вызывающий скепсис у слушателей. Примечательно, что этот пункт не вызывает затруднений у тех, кто проводил реальную исследовательскую работу. Сложность он вызывает только у подражателей, умеющих ловить чужие мысли и укладывать их в строчки. Пример: В ходе анализа фильма «Страх и трепет Золотой Орды» мы опирались на учебник ХХХ, монографию YYY, а также источниковедческую дисциплину, нарушения которой замечены в фильме. 4. Не томи. Сразу же после убеждения аудитории в том, что Вы действительно работали над научной проблемой, презентуйте результаты своей работы. Далее – Вам придётся их доказать. А пока – задержите внимание слушателей, показав новое знание. Новое знание – это информация, впервые сформулированная подобным образом. Новое знание в науке отличается тем, что данная информация укладывается в систему существующего знания, соблюдая его рамки и принципы. Как гончар представляет сосуд, как художник – визуальный образ, а композитор – музыкальное произведение, так исследователь представляет новое знание. Доклад – это лишь форма нового знания, как опера – форма музыкального произведения, портрет – форма визуального образа, горшок – форма сосуда. Говорите в докладе о том новом знании, которое появилось в результате Вашей работы. Пример: В результате подробного анализа содержания фильма «Страх и трепет Золотой Орды», мы обнаружили ряд фактических несоответствий и искажений в интерпретации исторических источников. Наиболее яркие из них: 1) 2) 3) 8
Стр.8