Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

История зарубежной философии нового времени (110,00 руб.)

0   0
Первый авторЦуркан Алексей Анатольевич
ИздательствоИздательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета
Страниц27
ID208748
АннотацияУчебная программа и планы семинарских занятий для вузов подготовлены на кафедре истории философии факультета философии и психологии ВГУ.
Кому рекомендованоРекомендуется для студентов 2-го курса дневной формы обучения отделения философии факультета философии и ипсихологии.
Цуркан, А.А. История зарубежной философии нового времени / А.А. Цуркан .— Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2011 .— 27 с. — 26 с. — URL: https://rucont.ru/efd/208748 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

А. А. Цуркан ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ Учебная программа курса и планы семинарских занятий для вузов Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2011 Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии 2 октября 2010 г., протокол № 1400-09 Рецензент канд. филос. наук, доц. <...> Преодоление дуалистической планки за счет редукции бытия к вещественно-материальной одномерности, этапом которого были философский пантеизм и сопутствующие ему гилозоистические и органицистские воззрения, вело к принижению идеального аспекта бытия, утверждению установки на его сведение к материальной субстанции (панлогизм), к переносу на материю атрибутов Божества: неисчерпаемая творческая потенция, бесконечность (как эмпирический аналог метафизической интуиции Вечности), неуничтожимость и т.д. <...> Эта базовая парадигма новоевропейского сознания, в конечном счете, стала определяющей для развития всего комплекса культурных феноменов Новой Европы – от философских спекуляций на тему познавательных возможностей субъекта (эмпиризм, рационализм, агностицизм) до этики социального проектирования (утопия). <...> Попытки «спасти» идеальное с позиций крайнего номинализма и субъективного идеализма (Беркли) заканчивались реставрацией тех античных форм философствования, которые, в конечном счете, исходят из имманентно-монистического понимания реальности, «эманируемой» (либо, как у Беркли, «воспринимаемой») Божеством. <...> Самост. (час) занятия работа (час) (час) Название темы 01 Философия эпохи Возрождения 6 4 6 02 Натурфилософия XV – нач. <...> Философия эпохи Возрождения Основные тенденции общественного развития Италии XIV–ХVвв. <...> Философия Ламетри Учение о материальном единстве человека и мира. <...> Философия Гельвеция Проблемы сознания и познания в творчестве Гельвеция. <...> Отношение нравственности и религии в понимании Гельвеция. <...> Философия Гольбаха Понятие материи и способы ее бытия <...>
История_зарубежной_философии_нового_времени.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» А. А. Цуркан ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ Учебная программа курса и планы семинарских занятий для вузов Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2011
Стр.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Философия Возрождения и Нового времени является закономерным результатом развития тенденций секуляризации и дехристианизации западного средневекового сознания, чье дальнейшее развертывание привело к замене христианской онтологической модели и утверждению одномерно-материалистического взгляда на реальность. Тенденция отказа от интуиции Абсолюта имплицитно содержалась в самой западной версии христианства, чья четкая дуалистическая грань между Богом и миром никогда не могла быть выражена вполне ни доктринально (Filioque), ни философски (томизм), ни практически (например индульгенции или догмат о непогрешимости пап). Пожалуй, главным следствием этого процесса стало утверждение в рамках развитого новоевропейского сознания материалистического монизма. Преодоление дуалистической планки за счет редукции бытия к вещественно-материальной одномерности, этапом которого были философский пантеизм и сопутствующие ему гилозоистические и органицистские воззрения, вело к принижению идеального аспекта бытия, утверждению установки на его сведение к материальной субстанции (панлогизм), к переносу на материю атрибутов Божества: неисчерпаемая творческая потенция, бесконечность (как эмпирический аналог метафизической интуиции Вечности), неуничтожимость и т.д. Эта базовая парадигма новоевропейского сознания, в конечном счете, стала определяющей для развития всего комплекса культурных феноменов Новой Европы – от философских спекуляций на тему познавательных возможностей субъекта (эмпиризм, рационализм, агностицизм) до этики социального проектирования (утопия). Попытки «спасти» идеальное с позиций крайнего номинализма и субъективного идеализма (Беркли) заканчивались реставрацией тех античных форм философствования, которые, в конечном счете, исходят из имманентно-монистического понимания реальности, «эманируемой» (либо, как у Беркли, «воспринимаемой») Божеством. По существу, в контексте философского дискурса Новой Европы постоянно и неизбежно присутствует старый языческий принцип «все во всем», который, будучи единственно возможным в рамках имманентноматериалистической онтологии «взглядом на вещи», по-своему вдохновляет поиски новоевропейской мысли на всем протяжении ее развития. Цель данного курса заключается в том, чтобы дать развернутое историкофилософское изложение отмеченных выше тенденций. Предлагаемая программа курса исходит из основных требований, предъявляемых государственным образовательным стандартом к подготовке студентов в рамках специальности «Философия» и соответствует дидактическим единицам дисциплины. При изучении данного курса предлагаются четыре текущие аттестации в виде письменного опроса по вопросам соответствующих семинарских занятий. Форма промежуточного контроля – экзамен. 3
Стр.3
Характеристика духовной субстанции. Теория познания Декарта. Рационалистический метод. Методическое сомнение. Учение о врожденных идеях. Интуиция как достоверное познание. Проблема истины. Тема 8. Философия Дж. Локка Общая характеристика философии Локка. Критика врожденных идей. Происхождение и структура опыта. Рефлексия. Идеи первичных и вторичных качеств. Понятие материальной субстанции. Номинальные сущности и проблема отражения. Сложные (производные) идеи. «Сложенные» идеи и их разновидности. Образование общих идей. Виды познания. Этика. Политическая теория. Тема 9. Философия Б. Спинозы Общая характеристика философии Спинозы. Учение о методе. Субстанция, ее атрибуты и модусы. Детерминизм и фатализм. Теория познания, виды знания. Учение Спинозы об аффектах. Проблема истины. Политические воззрения. Тема 10. Философия Г. В. Лейбница Общая характеристика философии Лейбница. Понятие субстанции как монады. Учение о предустановленной гармонии. Понимание Бога. Учение о душе. Необходимость и случайность. Аксиомы познания. Разум и откровение. Проблема истины. Этика Лейбница. Проблема зла. Тема 11. Философия Дж. Беркли Общая характеристика философии Беркли. Проблема первичных и вторичных качеств. Взаимодействие ощущений «Esse est percipi». Проблема материальной субстанции. Проблема единства и непрерывности существования вещей. Проблема причинности. Социально-политические воззрения. «Сейрис». Берклианство и христианство. Тема 12. Философия Д. Юма Общая характеристика философии Юма. Структура опыта. Принцип ассоциаций и виды ассоциативных связей. Классификация отношений. Теория абстракции и критика идеи «субстанций». Истолкование пространства. Вера и привычка. Случайность и необходимость. Учение о причинности. Оценка идеи «существования». Критика индукции. Этика. Социальные воззрения. Критика религии. Тема 13. Философия Вольтера Философские взгляды Вольтера. Скептицизм как основной принцип анализа. Отношение к религии. Проблема Бога. Понятие тела и учение о материи. Характеристика процесса познания. Этические и социальные воззрения. 6
Стр.6
Тема 14. Философия Ж.-Ж. Руссо Общая характеристика философии Руссо. Проблема противоречия культурно-социального процесса. Учение о происхождении неравенства. Концепция «общественного договора». Учение о добродетели. Политические воззрения. Формы правления. Проблема гражданской религии. Тема 15. Философия Ламетри Учение о материальном единстве человека и мира. Учение о человеке. Теория познания. Этические и социально-политические взгляды. Счастье и добродетель. Частный и общий интересы. Тема 16. Философия Дидро Гносеологические и методологические воззрения Дидро. Материалистическая концепция сознания. Материалистически-трансформистское понимание природы. Антиклерикализм и атеизм. Тема 17. Философия Гельвеция Проблемы сознания и познания в творчестве Гельвеция. Этические воззрения. Учение об интересе. Отношение нравственности и религии в понимании Гельвеция. Мораль и власть. Проблема счастья. Тема 18. Философия Гольбаха Понятие материи и способы ее бытия. Движение как способ существования материи. Человек в системе природы. Социальные воззрения в философской системе Гольбаха. Проблема свободы человека. Свобода и необходимость. Критика религии. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Грядовой Д. И. История философии. Средние века. Возрождение. Новое время : учебник для студ. вузов / Д. И. Грядовой. – М. : ЮНИТИДАНА, 2009. – Кн. 2. – 455 с. Кузнецов В. Н. Европейская философия XVIII века : учеб. пособие / В. Н. Кузнецов. – М. : Академический Проект, 2006. – 540 с. 2. Соколов В. В. Европейская философия XV–XVII вв. : учеб. пособие для студ. вузов / В. В. Соколов. – 4-е изд., испр. и доп. – М. : Академический Проект, 2009. – 511 с. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Брагина Л. М. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения : Идеалы и практика культуры / Л. М. Брагина. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 2002. – 384 с. 7
Стр.7
2. Бурдах К. Реформация. Ренессанс. Гуманизм / К. Бурдах. – М. : Российская политическая энциклопедия, 2004. – 208 с. 3. Гайденко П. П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой : учеб. пособие для вузов / П. П. Гайденко. – М . : ПЕР СЭ ; СПб. : Университетская книга, 2000. – 456 с. 4. Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения / А. Х. Горфункель. – М. : Либроком, 2009. – 370 с. 5. Фалькенберг Р. История новой философии от Николая Кузанского до Канта / Р. Фалькенберг. – М. : Либроком, 2011. – 288 с. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Тема 1. Философия эпохи Возрождения Занятие 1–2 1. Бог и человек в средневековом теоцентризме. 2. Специфика гуманистического антропоцентризма в эпоху Возрождения. 3. Проблема человека в трактате Дж. Манетти «О достоинстве и превосходстве человека». 4. Проблема свободы воли, фортуны и деятельности в понимании К. Салютати. 5. Гуманистический аспект творчества Дж. Боккаччо. «Декамерон». 6. Философское содержание трактата Данте «Монархия». 7. Историософская концепция трактата Данте «Пир». Основная литература 1. Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения / А. Х. Горфункель. – М. : Либроком, 2009. – С. 15–20. 2. Грядовой Д. И. История философии. Средние века. Возрождение. Новое время : учебник для студ. вузов / Д. И. Грядовой. – М. : ЮНИТИДАНА, 2009. – Кн. 2. – С. 94–98. Дополнительная литература 1. Брагина Л. М. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения : Идеалы и практика культуры / Л. М. Брагина. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 2002. – С. 40–160. 2. Боккаччо Д. Декамерон / Д. Боккаччо. – М. : Изд-во МГУ, 1970. – С. 67–198. 3. Виппер Б. Д. Итальянский Ренессанс XIII–XIV вв. / Б. Д. Виппер – М. : Наука, 1997. – 275 с. 4. Данте А. Малые произведения / А. Данте. – М. : Высшая школа, 1968. – С. 3–186. 5. Ревякина Н. В. Итальянское Возрождение. Гуманизм второй половины XIV века – первой половины XV века / Н. В. Ревякина. – Новосибирск : Наука, 1975. – С. 337–406. 8
Стр.8