МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Методические указания
Составитель <...> Ю.И. Кузнецова
Издательско-полиграфический центр
Воронежского государственного университета
2011
Утверждено научно-методическим советом экономического факультета
18 ноября 2010 г., протокол № 9
Научный редактор д-р эконом. наук, проф. <...> Данное пособие призвано помочь студентам бакалавриата в изучении курса
«Институциональная экономика»: определить структуру курса, осуществить
самостоятельное решение тестов и задач, объяснить рассматриваемые взаимосвязи. <...> Поведение хозяйствующих субъектов, действие
законов спроса и предложения, функционирование рыночных и административных механизмов, управление деловыми трансакциями – все эти явления и процессы зависят от принятых в обществе институтов. <...> Институциональная экономика рассматривает проблемы, связанные с поведением и обменом между людьми внутри государства, фирмы, домашнего хозяйства. <...> Знание институциональной экономики позволит студентам по-новому
взглянуть на многие экономические проблемы, а также иметь собственное
представление о всеобщих взаимосвязях в обществе. <...> Особенности институционального подхода к изучению экономики: методологический индивидуализм, ограниченная рациональность,
оппортунистическое поведение, распространение принципов неоклассического анализа на другие сферы. <...> Современные направления институцио3
нальной экономики: неоинституциональная экономика и новая институциональная экономика. <...> Взаимосвязь институционального анализа с другими
направлениями экономической науки. <...> Экономика права и причина появления внелегальной экономики. <...> Проблема взаимоотношений принципала и агента и варианты ее решения. <...> Изменение институтов во времени: эволюционный и революционный
сценарии институционального <...>
Институциональная_экономика.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Методические указания
Составитель
Ю.И. Кузнецова
Издательско-полиграфический центр
Воронежского государственного университета
2011
Стр.1
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время растет интерес к институциональной теории. Это
можно объяснить как неудовлетворенностью традиционной экономической
теорией, уделявшей недостаточное внимание институциональной среде, в
которой действуют экономические агенты, и попытками преодолеть ограниченность
ряда ее положений, так и необходимостью исследования новых
общественных явлений, когда применение традиционных методов анализа
не дает желаемого результата.
На рубеже 50–60-х гг. ХХ в. экономисты-неоклассики осознали, что
микроэкономические понятия и методы имеют более широкую сферу применения.
Они начали использовать методы неоклассической экономической
теории для анализа политических, правовых, демографических и других
проблем. Привычные понятия – максимизация, равновесие, эффективность
– стали прилагаться к более широкому кругу явлений, которые прежде
изучались другими общественными науками.
Одним из проявлений этой общей тенденции было становление и развитие
институциональной экономики. Институциональная экономика – научное
направление современной экономической мысли, исследующее проблемы
экономической теории в их взаимообусловленности с институциональными
изменениями. Поведение хозяйствующих субъектов, действие
законов спроса и предложения, функционирование рыночных и административных
механизмов, управление деловыми трансакциями – все эти явления
и процессы зависят от принятых в обществе институтов. Институты нередко
называют правилами игры, их основное назначение заключается в организации
взаимоотношений между людьми. Без институтов невозможна
развитая социально-экономическая жизнь. Игнорирование роли и значения
институтов и институциональных изменений изначально обрекает любые
реформы на неудачу. Институциональная экономика рассматривает проблемы,
связанные с поведением и обменом между людьми внутри государства,
фирмы, домашнего хозяйства.
Знание институциональной экономики позволит студентам по-новому
взглянуть на многие экономические проблемы, а также иметь собственное
представление о всеобщих взаимосвязях в обществе.
ПРОГРАММА КУРСА
Тема 1. Понятие института. Ограниченность неоклассической модели
экономики. Особенности институционального подхода к изучению экономики:
методологический индивидуализм, ограниченная рациональность,
оппортунистическое поведение, распространение принципов неоклассического
анализа на другие сферы. Современные направления институцио3
Стр.3
10. Сото Э. де. Загадка капитала. Почему капитализм торжествует на
Западе и терпит поражение во всем остальном мире / Э. де Сото. – М. :
Олимп-бизнес, 2004. – 272 с.
11. Уильямсон О. Экономические институты капитализма: фирмы,
рынки, «отношенческая» контрактация / О. Уильямсон. – СПб. : Лениздат,
1996. – 702 с.
12. Шаститко А. Неоинституциональная экономическая теория /
А. Шаститко. – М. : ТЕИС, 2002. – 591 с.
13. Шумпетер И. Капитализм, социализм и демократия / И. Шумпетер.
– М. : Экономика, 1995. – 540 с.
ТЕМА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ
СОВРЕМЕННОЙ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Основные категории и понятия
Институты.
Формальные и неформальные правила.
Институциональная теория.
Утилитаризм: простой и сложный.
Эмпатия.
Интерпретативная рациональность.
Фокальная точка.
Парадигма неоклассики.
«Жесткое ядро» неоклассики.
«Защитная оболочка» неоклассики.
«Старый» институционализм.
Неоинституциональная экономика.
Новая институциональная экономика.
Методологический индивидуализм.
Ограниченная рациональность.
Оппортунистическое поведение.
Вопросы и задания для обсуждения
1. Что изучает институциональная экономическая теория?
2. Какую роль играют институты в современном обществе?
3. Чем вызван интерес к институциональной экономической теории в
конце ХХ в. в России?
4. В чем заключаются отличия «старого» и «нового» институционализма?
6
Стр.6
5. Назовите отличия неоинституциональной теории от неоклассической.
6.
Перечислите основные черты «homo oeconomikus».
7. Сравните понятия полной и неполной рациональности.
8. Назовите утверждения, образующие «жесткое ядро» неоклассики.
9. Назовите утверждения, образующие «защитную оболочку» неоклассики.
10.
Какие изменения в «защитную оболочку» вносит неоинституциональная
экономика?
11. Какие изменения в «жесткое ядро» неоклассики вносит новая институциональная
экономика?
Тесты
1. Понятие «институт» включает:
а) только формальные правила;
б) только неформальные правила;
в) и формальные, и неформальные.
2. Являются ли институтом «Правила дорожного движения»?
а) да;
б) нет
3. Связь между полезностью и собственной деятельностью характерна:
а) для простого утилитаризма;
б) для сложного утилитаризма.
4. Положение, что индивиды свой выбор осуществляют рационально,
входит:
а) в «жесткое ядро» неоклассики;
б) в «защитную оболочку» неоклассики.
5. Потребитель, покупая продукты в ближайшем от дома магазине,
действует согласно модели:
а) полной рациональности;
б) неполной рациональности.
6. Представители новой институциональной экономики вносят изменения:
а)
в «жесткое ядро» неоклассики;
б) в «защитную оболочку» неоклассики.
7
Стр.7
7. Категорию трансакционных издержек ввели представители:
а) старого институционализма;
б) новой институциональной экономики;
в) неоинституциональной экономики.
ТЕМА 2. НОРМА КАК БАЗОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ ИНСТИТУТОВ
Основные категории и понятия
Норма, ее структура и элементы.
Виды норм: совместная стратегия, норма в узком смысле, правило.
Теория общественного выбора.
«Парадокс Кондорсе».
Экономика соглашений.
«Дилемма заключенных».
Типы соглашений: рыночное, индустриальное, гражданское, традиционное,
общественное мнение, творческое, экологическое.
Соотношение соглашений: экспансия, касание, компромисс.
Теория игр.
Кооперативные и некооперативные игры.
Типы равновесий: доминирующих стратегий, по Нэшу, по Парето, по
Штакельбергу.
Повторяющиеся игры.
Вопросы и задания для обсуждения
1. Почему норма является базовым институтом?
2. Назовите элементы структуры норм.
3. На какие виды делятся все нормы в зависимости от состава элементов?
4.
Почему теория общественного выбора считает норму результатом
рационального выбора?
5. С какими трудностями сталкивается выбор оптимальных норм в
теории общественного выбора?
6. Почему экономика соглашений считает норму предпосылкой рационального
поведения?
7. Объясните суть «дилеммы заключенных».
8. Назовите типы соглашений и дайте каждому характеристику.
9. Какие варианты соотношения соглашений существуют, приведите
примеры.
10. Назовите основные понятия теории игр.
11. Дайте характеристику четырем типам равновесий в теории игр.
8
Стр.8