МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ
ЭКЗАМЕН
Учебная программа по направлению
«Искусства и гуманитарные науки»
Воронежского государственного университета
2011
Издательско-полиграфический центр
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ....................................................................................... 4
История и теория искусства ............................................................................... 7
История и теория литературы .......................................................................... 10
История и теория театра ................................................................................... 13
История мировых цивилизаций ....................................................................... 15
Языкознание ...................................................................................................... 17
История и теория кино ..................................................................................... 20
Перечень вопросов к государственному междисциплинарному
экзамену ............................................................................................................. 20
Литература ......................................................................................................... 22
3
Стр.3
Критерии оценки ответа на государственном экзамене
На государственном экзамене должны быть проявлены профессиональные
качества студента в процессе ответа, в том числе:
• общий уровень теоретической подготовленности студента, объем его
знаний по специальности;
• умение определить актуальность темы ответа, выявить связь с современными
культурными процессами;
• глубина раскрытия темы;
• научность, логичность ответа и его стилистические особенности.
Общие критерии
• «отлично» – соответствует квалификационным требованиям не менее
чем на 85 %;
• «хорошо» – соответствует квалификационным требованиям не менее
чем на 70 %;
• «удовлетворительно» – соответствует квалификационным требованиям
более чем на 50 %;
• «неудовлетворительно» – соответствует квалификационным требованиям
менее чем на 50 %.
Частные критерии
1. Общий уровень теоретической подготовленности студента, объем
его знаний по специальности:
• «отлично» – очень высокий уровень теоретической подготовки; объем
знаний позволяет квалифицировать ответ как высокопрофессиональный;
•
«хорошо» – высокий уровень теоретической подготовки; объем знаний
позволяет квалифицировать ответ на среднем профессиональном
уровне;
• «удовлетворительно» – уровень теоретической подготовки невысокий;
объем знаний свидетельствует о слабом уровне профессионализма;
•
«неудовлетворительно» – уровень теоретической подготовки крайне
низкий; объем знаний не соответствует достаточному уровню квалификации.
2.
Связь содержания ответа с современными процессами в культуре и
искусстве:
• «отлично» – связь с современными культурными процессами раскрыта,
показана полно и адекватно;
• «хорошо» – связь с современными процессами раскрыта не полно;
6
Стр.6
• «удовлетворительно» – связь с современными процессами раскрыта
поверхностно;
• «неудовлетворительно» – никаких параллелей с современностью в
ответе нет.
3. Степень раскрытия содержания ответа:
• «отлично» – содержание раскрыто полно, глубоко, развернуто, с высоким
уровнем аргументации;
• «хорошо» – содержание раскрыто полностью, аргументированно,
имеются некоторые недочеты;
• «удовлетворительно» – содержание раскрыто не полностью, аргументация
слабая;
• «неудовлетворительно» – содержание не раскрыто.
4. Научность, логичность ответа, его стилистические особенности:
• «отлично» – высокая степень научности и логичности ответа, его соответствие
уровню бакалавра-выпускника;
• «хорошо» – ответ имеет определенные погрешности в логике, недостаточную
степень научности, имеет ряд стилистических ошибок;
• «удовлетворительно» – ответ показывает низкий научный уровень,
нарушенную логику, множество стилистических неточностей;
• «неудовлетворительно» – ответ не научен, не логичен, не соответствует
уровню специалиста с высшим гуманитарным образованием.
Билеты формируются аттестационной комиссией. В билет входят два
вопроса из разных дисциплин, заявленных в данной программе.
ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ИСКУССТВА
1. Художественное восприятие произведений искусства
Графика. Ксилография, литография, линогравюра. Станковая, книжная,
газетно-журнальная графика. Плоскостность, лаконизм, фактура. Живопись.
Специфическое свойство пластики живописи. Взаимодействие форм, объемов,
цветовых пятен. Жанры живописи: исторический, бытовой, пейзажный,
натюрморт. Скульптура. Объекты изображения в скульптуре. Иконопись.
Композиционные приемы иконы. Иконографический метод иконы.
2. Искусство первобытных охотников
Зарождение цивилизации. Магия, тотемизм, фетишизм, анимизм. Стимулы,
определяющие возникновение культуры. Синкретизм в культуре (на
примере палеолитической скульптуры). «Звериный стиль» искусства первобытного
охотника. Первобытное искусство и современные технологии в дизайне
интерьера.
7
Стр.7
3. Художественная культура Древнего Египта
Система периодизации культуры Древнего Египта. Религиозные верования
древних египтян. Архитектоничность, монументальность, декоративность
египетского стиля. Египетская мифология. Система образов.
4. Античное искусство
Периодизация античной греческой культуры. Система архитектурных
ордеров. Нравы, обычаи людей Древней Греции. Скульптор Лисипп, «Отдыхающий
Гермес». Скульптура Праксителя. Статуя Зевса (Посейдон) с
мыса Артемисион. Статуи храма Зевса в Олимпии; Геракл и герои (роспись)
из Орвието; храм Геры в Пестуме; рождение Афродиты, рельеф
460 г. до н.э. Портретное искусство Рима I в. до н. э.
5. Искусство Средневековья
Византийское искусство V–VIII вв. Церковь св. Софии Киевской в
Константинополе. Искусство периода иконоборчества. Византийское искусство
IX–XII вв. Владимирская Богоматерь. Византийское искусство XII–
XV вв. Романский стиль. Романский полуциркульный крестовый свод. Искусство
Франции. Тимпан церкви Сен-Пьер в Муассаке 1150 г. Искусство
Италии. Собор, башня, баптистерий в Пизе XI в. Готический стиль. Система
контрфорсов и аркбутанов. Каркасная конструкция. Тектоническая и пластическая
композиция готической системы храмов.
6. Искусство Древнего Востока
Индийский стиль. Принципы, средства художественной выразительности.
Буддийское вероучение и культ. Искусство Средневековой Индии (конец
V-XVIII вв.). Религии Древнего Китая: культ Шан-ди, даосизм и конфуцианство.
Китайская живопись Тан и Сун. Приемы пластического решения.
Искусство Японии. Архитектура. Японская мифология и живопись.
7. Искусство Возрождения
Гуманистическая сущность эпохи Возрождения. Ранние школы. Мастера
раннего Возрождения. Мазаччо. Д. Гирландайо, С. Боттичелли. Идейно-эстетическая
проблематика Возрождения. «Сикстинский плафон» Микеланджело.
Художественные особенности. Скульптурная композиция «Пьета»,
«Давид» Микеланджело. «Тайная вечеря», «Джоконда» Леонардо да
Винчи. Творческий метод Рафаэля, особенности стиля.
8. Древнерусское искусство
Живопись и архитектура Киевского княжества. Фрески и живопись
Софии Киевской. Переработка традиционного типа крестово-купольного
храма. Творчество Андрея Рублева. Своеобразие иконописной школы Фео8
Стр.8