Книга предназначена для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям педагогики, психологии, а также
для преподавателей при подготовке к курсу «Основы психосексуального
развития человека», «Половое воспитание», «Сексология». <...> Психосексуальное развитие человека начинается с момента планирования,
зачатия ребенка, первых месяцев жизни. <...> Оно охватывает двадцатипятилетний жизненный промежуток, а его окончание знаменует вступление в период зрелой сексуальности. <...> В процессе психосексуального
развития формируются половое самосознание, половая роль и психосексуальные ориентации. <...> Психосексуальное развитие индивида зависит от многих социальных факторов: норм половой морали, модели полового воспитания,
возраста и типичных форм раннего сексуального экспериментирования, нормативного определения супружеских ролей, структуры деятельности индивида, его взаимоотношений со значимыми другими и
т.д. <...> Исходя из этого, в данном пособии предпринята попытка представить проблемные вопросы и задания для студентов, которые помогут понять природу психосексуальности человека, а также выработать
здоровое отношение к вопросам секса и сформировать адекватную
установку на психосексуальное развитие и половое воспитание подрастающего поколения. <...> Представленными материалами могут воспользоваться и преподаватели в ходе проблемного изложения лекций,
так или иначе связанных с вопросами психосексуальности и полового
воспитания. <...> Главной целью курса «Основы психосексуального развития человека» является формирование представлений о сексуальности, основных концепциях, раскрывающих динамику психосексуального развития и полового воспитания человека в зарубежной и отечественной
науке. <...> Задачи курса:
– ознакомить студентов с основными историческими и современными подходами к изучению сексуальности;
– сформировать представления о закономерностях психосексуаль
ного <...>
Основы_психосексуального_развития_человека_учебно‑методическое_пособие.pdf
Институт экономики, управления и права (г. Казань)
М.А. ФИлАтовА-САФроновА
оСновЫ ПСИХоСЕКСУАлЬноГо
рАЗвИтИЯ ЧЕловЕКА
Учебно-методическое пособие
Рекомендовано УМО по образованию в области подготовки
педагогических кадров в качестве учебного пособия для студентов
высших учебных заведений, обучающихся по специальностям
050701 – педагогика, 050706 – педагогика и психология,
050711 – социальная педагогика
Казань
Познание
2011
Стр.1
УДК 159.9:613.88(075)
ББК 88я73
Ф51
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Института экономики, управления и права (г. Казань)
Рецензенты:
Д.З. Ахметова – доктор педагогических наук, профессор
(Институт экономики, управления и права (г. Казань));
В.Д. Менделевич – доктор медицинских наук, профессор
(Казанский государственный медицинский университет);
Л.М. Попов – доктор психологических наук, профессор
(Казанский (Приволжский) федеральный университет)
Филатова-Сафронова, М.А.
Ф51 основы психосексуального развития человека: учебно-методическое
пособие / М.А. Филатова-Сафронова. – Казань: Изд-во «Познание»
Института экономики, управления и права, 2011. – 20�� с.
ISBN 978-5-8399-0371-5
Пособие содержит учебную программу по курсу «основы психосексуального
развития человека», конспекты лекций, планы семинарских занятий,
формы организации контроля, дополнительные материалы для самостоятельной
работы, тематику рефератов, рекомендуемую литературу, а также
вопросы и задания для самопроверки, тестовые и творческие задания.
Принципиальное отличие данного пособия от аналогичных в том, что в
нем отражен целостный подход к изложению комплекса проблем, связанных
с освещением особенностей психосексуального развития подрастающего поколения,
его полового воспитания.
Книга предназначена для студентов высших учебных заведений, обучающихся
по направлению и специальностям педагогики, психологии, а также
для преподавателей при подготовке к курсу «основы психосексуального
развития человека», «Половое воспитание», «Сексология». в то же время
пособие представляет интерес для широкой аудитории читателей: молодежи,
людей зрелого возраста, особенно родителей, планирующих рождение или
уже воспитывающих детей.
УДК 159.9:613.88(075)
ББК 88я73
ISBN 978-5-8399-0371-5
© Институт экономики, управления
и права (г. Казань), 2011
© Филатова-Сафронова М.А., 2011
Стр.2
Оглавление
Предисловие ................................................................................................ ��
1. Программа учебного курса «Основы психосексуального
развития человека» ...................................................................................6
1.1. Пояснительная записка ...................................................................6
1.2. тематический расчет часов ...........................................................8
1.3. Содержательная характеристика курса ........................................9
1.��. Конспект лекций по курсу ........................................................... 11
2. Организация самостоятельной работы по курсу
«Основы психосексуального развития человека» ........................... 112
2.1. рабочая программа семинарских занятий ................................ 112
2.2. Планы семинарских занятий ...................................................... 113
2.3. Методические рекомендации к самостоятельной работе
студентов .............................................................................................161
3. Аттестация студентов .......................................................................162
3.1. Формы контроля ..........................................................................162
3.2. Итоговые тесты для проведения самостоятельного
контроля знаний .................................................................................16��
3.3. вопросы для оценки качества усвоения дисциплины .............167
3.��. Положение для постоянного определения или оценки
успехов в науке ...................................................................................168
Учебно-методическое обеспечение дисциплины .............................170
Библиографический список .................................................................17��
Практикум по курсу «Основы психосексуального развития
человека» .................................................................................................175
Приложения ............................................................................................198
3
Стр.3
Предисловие
Психосексуальное развитие – один из аспектов онтогенеза, тесно
связанный с общим биологическим развитием организма, особенно с
половым созреванием и дальнейшим изменением половой функции.
Этот комплексный процесс протекает при взаимодействии биологических
факторов и воспитания в определенной социальной среде. Психосексуальное
развитие человека начинается с момента планирования,
зачатия ребенка, первых месяцев жизни. оно охватывает двадцатипятилетний
жизненный промежуток, а его окончание знаменует вступление
в период зрелой сексуальности. в процессе психосексуального
развития формируются половое самосознание, половая роль и психосексуальные
ориентации.
Психосексуальное развитие индивида зависит от многих социальных
факторов: норм половой морали, модели полового воспитания,
возраста и типичных форм раннего сексуального экспериментирования,
нормативного определения супружеских ролей, структуры деятельности
индивида, его взаимоотношений со значимыми другими и
т.д.
в настоящее время существуют болезненные разногласия в том,
как следует обращаться с проблемой секса, психосексуального развития
и полового воспитания человека. Эти вопросы стали предметом
острой политической борьбы, интенсивных научных исследований и
мощными средствами пропаганды. Средства массовой информации
часто используют тему сексуальности для увеличения сбыта товаров,
что создает дополнительный ажиотаж и навязывает чуждые стереотипы
поведения. отсутствие у большинства населения элементарных
знаний о природе психосексуальности человека, низкий уровень культуры
семейного воспитания в области психосексуального развития,
неспособность взрослых общаться на «острые» темы актуализируют
указанную проблему. Поэтому в настоящее время растет потребность
в специалистах, способных корректно проконсультировать супружеские
пары относительно их психосексуальных проблем, дать адекватную
информацию родителям по вопросам психосексуального развития
и полового воспитания детей, развеять мифы, связанные с психосексуальной
сферой.
��
Стр.4