Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.

Игровая природа мифа и современная культура: монография (300,00 руб.)

0   0
Первый авторЯковлева
ИздательствоПознание
Страниц168
ID208399
Аннотацияв монографии рассматриваются игровая природа мифа и мифотворчес- тво современной культуры, которое становится одной из доминирующих черт. Мифотворчество пронизывает все пласты существования человека, проникая в его сознание и подсознание. Мифотворчество в современности имеет как позитивные, так и негативные последствия. Чтобы минимизи- ровать отрицательные влияния мифотворчества на человека, необходимо вспомнить об этическом компоненте. Предназначена для научных и педагогических работников, студентов и аспирантов, а также всех интересующихся проблемами современной, в том числе массовой культуры и мифотворчества.
ISBN978-5-8399-0383-8
УДК130.2
ББК87
Яковлева, Е.Л. Игровая природа мифа и современная культура: монография / Е.Л. Яковлева .— Казань : Познание, 2011 .— 168 с. — ISBN 978-5-8399-0383-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/208399 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Е.Л. Яковлева ИГРОВАЯ ПРИРОДА МИФА И СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРА Казань Познание 2011 УДК 130.2 ББК 87 Я47 Печатается по решению редакционно-издательского совета Института экономики, управления и права (г. Казань) Научный редактор: доктор философских наук, профессор Э.А. Тайсина Рецензенты: доктор философских наук, профессор Т.М. Шатунова; доктор философских наук, профессор О.Ю. Марковцева Яковлева, Е. <...> Я47 Игровая природа мифа и современная культура / Е.Л. Яковлева. <...> ISBN 978-5-8399-0383-8 В монографии рассматриваются игровая природа мифа и мифотворчество современной культуры, которое становится одной из доминирующих черт. <...> Мифотворчество пронизывает все пласты существования человека, проникая в его сознание и подсознание. <...> Миф стал неотразимо привлекателен и еще по одной причине. <...> Мы ощущаем себя творцами нового космического мифа о рождении и гибели Вселенной, мы вновь начинаем культивировать мифологический иррационализм и традиционализм, представление о высших, надчеловеческих силах бытия. <...> Миф, при всех различиях его трактовок, предстает прежде всего как комплекс мировоззренческих установок, порожденных глубоко органичными для каждой культуры закономерностями. <...> Во время мировоззренческого кризиса миф выступает как форма культуры, способная объединить людей, а также подарить им надежду, опору и веру в себя, свои собственные силы, уверенность в действиях и поступках. <...> Все сказанное делает миф с научной точки зрения особенно актуальным и заставляет снова исследовать его как специфическое семиотическое образование, обладающее игровой природой, уже с позиций ХХI в. <...> Тайлор в работе «Первобытная культура» и Г. Спенсер в «Основаниях социологии» дают аллегорическую трактовку мифа. <...> на страницах своих трудов «Религия как предмет сравнительного изучения», «Сравнительная мифология» представляет концепцию, согласно которой каждый предмет сначала обозначался через множество атрибутов, тогда как позже из этого многообразия <...>
Игровая_природа_мифа_и_современная_культура_монография.pdf
Институт экономики, управления и права (г. Казань) Е.Л. ЯКовЛЕва ИГРоваЯ ПРИРоДа МИФа И СовРЕМЕННаЯ КУЛЬТУРа Казань Познание 2011
Стр.1
УДК 130.2 ББК 87 Я47 Печатается по решению редакционно-издательского совета Института экономики, управления и права (г. Казань) Научный редактор: доктор философских наук, профессор Э.А. Тайсина Рецензенты: доктор философских наук, профессор Т.М. Шатунова; доктор философских наук, профессор О.Ю. Марковцева Яковлева, Е.Л. Я47 Игровая природа мифа и современная культура / Е.Л. Яковлева. – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2011. – 168 с. ISBN 978-5-8399-0383-8 в монографии рассматриваются игровая природа мифа и мифотворчество современной культуры, которое становится одной из доминирующих черт. Мифотворчество пронизывает все пласты существования человека, проникая в его сознание и подсознание. Мифотворчество в современности имеет как позитивные, так и негативные последствия. Чтобы минимизировать отрицательные влияния мифотворчества на человека, необходимо вспомнить об этическом компоненте. Предназначена для научных и педагогических работников, студентов и аспирантов, а также всех интересующихся проблемами современной, в том числе массовой культуры и мифотворчества. В оформлении обложки использована картина Elena Kotliarker, 2010 г. УДК 130.2 ББК 87 ISBN 978-5-8399-0383-8 © Институт экономики, управления и права (г. Казань), 2011 © Яковлева Е.Л., 2011
Стр.2
Оглавление ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................4 ГЛАВА I. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ ИГРОВОЙ ПРИРОДЫ МИФА ....................................9 § 1. Игровая природа мифа ....................................................................9 § 2. Классические концепции игровой природы мифа .....................39 § 3. Неклассические концепции игровой природы мифа .................58 ГЛАВА II. МИФОТВОРЧЕСТВО – УНИВЕРСАЛЬНАЯ ЧЕРТА СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ...............................................85 § 1. Игровое пространство мифа в современной культуре ...............85 § 2. Мифотворчество в идеологии ....................................................108 § 3. Моральный компонент мифологического сознания ................129 ЗАКЛюЧЕНИЕ ......................................................................................155 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ................................................159
Стр.3
ввеДение в эпоху after-postmodernism’a резко обострился интерес к игре, символу и мифу, о чем можно судить по нарастающему из года в год потоку публикаций, принадлежащих перу как отечественных, так и зарубежных авторов. Подобный интерес далеко не случаен. Как показывает социальная практика, игровые, символические и мифологические формы освоения действительности создают картину мира. У мифов потаенный, неоднозначный, символический язык, отражающий мудрость, искания, искушения, страхи и надежды неисчислимых поколений, тщетно пытавшихся ответить на вопрос о том, кто они. Мифы вечны, как вечны питающие их страдания и радости людей. они сознательны, поскольку стимулируют творчество, формируют мораль, дают возможность верить и надеяться, что жизнь не заканчивается со смертью. Миф стал неотразимо привлекателен и еще по одной причине. Сейчас все острее ощущается некий внутренний мифологизм нашей эпохи и всей современной культуры. Мы ощущаем себя творцами нового космического мифа о рождении и гибели вселенной, мы вновь начинаем культивировать мифологический иррационализм и традиционализм, представление о высших, надчеловеческих силах бытия. Но при этом мифы разрушительны, когда становятся инструментом захвата и удержания власти, когда толкают толпу на насилие или на защиту своих идолов, или на обретение вечного блаженства путем самоуничтожения. Мифы представляют собой объект постоянных исследований всех гуманитарных наук и прежде всего философии, культурологии, филологии, психологии, социологии, политологии, истории, искусствоведения, антропологии, этнологии, религиоведения. Этот интерес наблюдался с XX в. Миф, при всех различиях его трактовок, предстает прежде всего как комплекс мировоззренческих установок, порожденных глубоко органичными для каждой культуры закономерностями.
Стр.4
во время мировоззренческого кризиса миф выступает как форма культуры, способная объединить людей, а также подарить им надежду, опору и веру в себя, свои собственные силы, уверенность в действиях и поступках. Миф может создать почву для очередной исторической волны духовного развития, а также дать импульсы для появления новых творческо-образных сфер, синтезирующих различные виды фольклора, искусства и науки. все сказанное делает миф с научной точки зрения особенно актуальным и заставляет снова исследовать его как специфическое семиотическое образование, обладающее игровой природой, уже с позиций ХХI в. анализируя поток литературы в данной области, можно заметить огромное количество интерпретаций мифа. Так, Э. Тайлор в работе «Первобытная культура» и Г. Спенсер в «основаниях социологии» дают аллегорическую трактовку мифа. У этих авторов мифические истории понимаются как аналогии и интерпретации природных сил. При этом в мифе находит выражение примитивный и анимистический образ мышления. М. Мюллер на страницах своих трудов «Религия как предмет сравнительного изучения», «Сравнительная мифология» представляет концепцию, согласно которой каждый предмет сначала обозначался через множество атрибутов, тогда как позже из этого многообразия было выбрано одно имя. Становление самостоятельности определенных слов ведет к тому, что они становятся именами мистифицированных субъектов. Поэтому Мюллер интерпретирует миф как «болезнь языка». Продолжая традиции И.в. Гете и романтиков, К.Ф. Мориц в своем «Учении о богах» отождествляет миф с поэзией. он считает, что миф – это результат той самой фантазии и воображения, которая отражается в творящей и организующей силе природы. Этнологи ХХ в. Дж. Фрезер в «Золотой ветви» и Б. Малиновский в «Магии, науке и религии» раскрыли фундаментальную роль мифа и ритуала в жизни архаического общества. в их ритуально-социологической интерпретации миф представлен как форма бытия, включающая целостную практическую реальность и определяющая основы человеческих общностей. Данная реальность всякий раз описывается через систематическую связь правил поведения, которые относятся к обычаям частной и общественной жизни, социальному порядку, к природе и т.д. Эта школа сформулировала концепцию, согласно которой миф развился из ритуалов и затем слился с ними в некое единство.
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.