Институт экономики, управления и права (г. Казань)
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ
ПАРТНЕРСТВО В ОБРАЗОВАНИИ:
сущность, тенденции, социальная ответственность
Под редакцией
профессора В.Г. Тимирясова
Казань
Познание
2013
Стр.1
УДК 338.2:37
ББК 65.290.2+74.0
Г72
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Института экономики, управления и права (г. Казань)
Руководитель авторского коллектива – В.Г. Тимирясов
Научные редакторы:
доктор экономики, профессор В.Г. Тимирясов;
доктор экономических наук, профессор В.А. Мальгин;
кандидат экономических наук, доцент Г.Т. Гафурова
Рецензенты:
доктор экономических наук, профессор Т.А. Шарифуллина;
доктор экономических наук, профессор Л.Б. Шабанова
Авторский коллектив: д-р экон. наук, проф. В.А. Мальгин (1.1, 1.2); д-р ист. наук,
проф. А.В. Скоробогатов (1.3); д-р экон. наук, проф. Т.В. Крамин (4.1, 4.3); д-р экон. наук,
проф. С.В. Мокичев (2.1, 2.2); канд. экон. наук, доцент А.В. Тимирясова (4 глава); канд.
экон. наук, доцент Р.И. Хикматов (4.1); канд. экон. наук, доцент Г.Т. Гафурова (3 глава);
канд. экон. наук, доцент Э.Р. Киямова (2.3); канд. пед. наук, ст. преп. Ф.А. Саглам (5 глава);
ст. преп. Р.И. Сайфуллин (6 глава); ст. преп. С.Н. Люлькин (2.4)
Г72 Государственно-частное партнерство в образовании: сущность, тенденции,
социальная ответственность / В.А. Мальгин, А.В. Скоробогатов,
Т.В. Крамин и др.; под ред. В.Г. Тимирясова. – Казань: Изд-во «Познание»
Института экономики, управления и права, 2013. – 232 с.
ISBN 978-5-8399-0410-1
Государственно-частное партнерство является одним из действенных механизмов
реализации задач общественного развития. В монографии раскрывается действие
этого механизма в образовательной сфере. Предложены к изучению формы и
методы реализации ГЧП в образовании, финансовые и психолого-педагогические
аспекты этого процесса. Особое место занимает оценка практического опыта функционирования
ГЧП на примере научно-образовательного кластера РТ в сфере торговли,
индустрии гостеприимства, сервиса и услуг, ведущим вузом которого является
частное образовательное учреждение ВПО «Институт экономики, управления и
права» (г. Казань).
Монография будет интересна к изучению студентам экономических специальностей,
научным работникам и всем интересующимся вопросами развития ГЧП в
образовании.
УДК 338.2:37
ББК 65.290.2+74.0
ISBN 978-5-8399-0410-1
© Институт экономики, управления
и права (г. Казань), 2013
© Коллектив авторов, 2013
Стр.2
Предисловие
Светлой памяти моего учителя и наставника,
доктора экономических наук, профессора
Московского государственного университета
им. М.В. Ломоносова Ильина Сергея Сергеевича
Роль высшего профессионального образования особенно возрастает в
период становления экономики знаний, стремительного развития технологий и
роста потребности в новых умениях и квалификациях. Поэтому так важно для
эффективного функционирования экономической системы объединить усилия
государства, бизнеса, образования.
В связи с этим огромный интерес представляет изучение опыта частного
образовательного учреждения ВПО «Институт экономики, управления и права
(г. Казань)», входящего в качестве ведущего вуза в Научно-образовательный
кластер в сфере торговли, индустрии гостеприимства, сервиса и услуг Республики
Татарстан.
Участие института в кластере позволяет решить такие задачи, как поиск
и создание новых технологий и форм обучения; укрепление материально-технической
базы образовательных учреждений; обеспечение качественного образования
при оптимальном расходовании бюджетных средств; создание условий
для развития вузовской науки.
Этому способствует ориентация вуза на разработку наиболее приоритетных
направлений научных исследований в области экономики, юриспруденции
и психологии, ключевыми среди которых являются эффективное противодействие
коррупции и экстремизму, преодоление социальных конфликтов и развитие
толерантности в современном российском обществе. Особое место в научных
исследованиях занимает проблема повышения эффективности хозяйствования и
обеспечения устойчивого экономического роста на базе новейших технологий.
В данной монографии отражены основные результаты научного исследования
опыта функционирования государственно-частного партнерства в сфере
образования, затрагивающие основные формы и механизмы взаимодействия,
организацию системы финансирования деятельности участников в рамках партнерства,
правовые и психологические аспекты.
Думается, данная работа будет полезна не только ученым, но и потенциальным
участникам партнерств, создаваемых в сфере образования.
В.Г. Тимирясов,
ректор Института экономики, управления и права, профессор
Стр.3
оглавление
Введение ....................................................................................................................6
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОлОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТы
фОРМИРОВАНИя И РАЗВИТИя ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО
ПАРТНЕРСТВА В ОБРАЗОВАНИИ ........................................................................8
1.1. Государственно-частное партнерство как эффективный
инструмент формирования национальной инновационной системы ............8
1.2. Экономическое содержание и особенности ГЧП в образовании ..........25
1.3. Генезис государственно-частного партнерства
в российском образовании ................................................................................35
Глава 2. МЕСТО И РОль СОБСТВЕННОСТИ В СТАНОВлЕНИИ
И РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В
ОБРАЗОВАНИИ .......................................................................................................54
2.1. Отношения собственности в системе ГЧП в образовательной сфере ...54
2.2. Механизм взаимодействия государства и бизнеса
в сфере образования ..........................................................................................73
2.3. Основные организационно-правовые формы ГЧП в образовании ........85
2.4. Нормативно-правовое регулирование государственно-частного
партнерства в образовательной сфере .............................................................95
Глава 3. ОРГАНИЗАцИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
АСПЕКТы РЕАлИЗАцИИ ГЧП В ОБРАЗОВАНИИ.........................................112
3.1. Развитие ГЧП в образовании на основе кластерного подхода .............112
3.2. финансовый механизм участия государства в ГЧП
в сфере образования ........................................................................................120
Стр.4
оглавление
5
3.3. Корпоративное финансирование образовательной деятельности
в системе ГЧП в образовании .........................................................................130
3.4. Образовательное кредитование как механизм ГЧП ..............................143
Глава 4. РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
В ОБРАЗОВАТЕльНОй СИСТЕМЕ РОССИйСКИх РЕГИОНОВ
НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБлИКИ ТАТАРСТАН .....................................................152
4.1. формирование научно-образовательных кластеров
как важнейших механизмов государственно-частного партнерства
и реформирования системы образования Республики Татарстан ...............152
4.2. Предпосылки создания и особенности функционирования
научно-образовательного кластера в сфере торговли, индустрии
гостеприимства, сервиса и услуг Республики Татарстан ............................168
4.3. Проблемы и перспективы развития функционального
сегмента научно-образовательного кластера в сфере торговли,
индустрии гостеприимства, сервиса и услуг Республики Татарстан
на базе Института экономики, управления и права (г. Казань). ..................185
Глава 5. ПСИхОлОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОжДЕНИЕ
РАЗВИТИя лИЧНОСТИ ОБУЧАющЕГОСя В УСлОВИях ГЧП ...............201
Глава 6. ОБЗОР ЗАРУБЕжНОГО ОПыТА ОРГАНИЗАцИИ ГЧП
В ОБРАЗОВАНИИ ................................................................................................211
Заключение ........................................................................................................... 220
Библиографический список ...............................................................................221
Стр.5
введение
В условиях формирования инновационной экономики существенно
возрастает значение сферы образования для социально-экономического
развития страны. Неслучайно, что последние в годы
активно развивается государственно-частное партнерство (ГЧП) в
области образования. В качестве стратегического направления, способного
оказать позитивное влияние на качество экономического
роста, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития
Рф на период до 2020 г. отмечается развитие сектора социальных
услуг на принципах государственно-частного партнерства.
Сюда относится и образование. Важнейшей причиной этого является
необходимость активного взаимодействия государства и бизнеса
в реализации масштабных программ и проектов, направленных на
решение актуальных проблем повышения качества образования,
подготовки высококвалифицированных кадров в стране.
В монографии рассматриваются теоретико-методологические
основы формирования государственно-частного партнерства в инновационном
развитии образования, исследуются его особенности,
отражается место и роль отношений собственности в становлении
и развитии ГЧП в образовательной сфере. Авторами исследуются
новые формы и тенденции взаимодействия государства и бизнеса в
сфере образовательной деятельности, а также роль институциональных
преобразований в реализации этого процесса.
Необходимо отметить, что данные проблемы пока мало изучены
в отечественной науке и по ним недостаточно научных публикаций,
адаптированных к российским реалиям.
Особый интерес вызывает глава, посвященная организационно-экономическим
проблемам реализации государственно-частного
Стр.6
введение
7
партнерства в образовании. Исследуя большое количество источников
– как отечественных, так и зарубежных – касающихся развития
ГЧП в сфере образования, опираясь на большой статистический материал,
авторы анализируют такие важные проблемы, как развитие
ГЧП в образовании на основе кластерного подхода, финансовый механизм
участия государства в ГЧП в сфере образовательной деятельности,
образовательное кредитование как инструмент ГЧП и др.
Содержательный и интересный материал представлен в четвертой
главе монографии, где анализируются процессы развития ГЧП в
Татарстане. Авторами данные тенденции рассмотрены на примере
научно-образовательного кластера в сфере торговли, индустрии гостеприимства,
сервиса и услуг.
Значительное место в исследовании развития ГЧП в образовательной
сфере в Республике Татарстан уделено практическим вопросам
реализации кластерного подхода, а также оценке фактических
плановых результатов работы рассматриваемого кластера в повышении
качества образовательных услуг, а также экономического эффекта
для частного образовательного учреждения, являющегося головным
вузом кластера.
Разумеется, в монографии есть отдельные моменты, которые
можно воспринимать как излишне эмоциональные, отражающие сугубо
авторскую точку зрения, однако нельзя не отметить, что в доказательстве
определенных положений авторы старались проявить
четкую обоснованность и логическую последовательность.
Представленная монография характеризуется достаточно простой
и доступной формой изложения и, на наш взгляд, будет полезна
студентам, аспирантам и специалистам, интересующимся данной
проблемой. В то же время, знакомство с книгой будет стимулировать
интерес в исследуемой проблеме, а также поиск новых подходов к
ее решению.
Стр.7