Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

Государственно-частное партнерство в образовании: сущность, тенденции, социальная ответственность (100,00 руб.)

0   0
Авторы Тимирясова В.Г.
ИздательствоПознание
Страниц232
ID208343
АннотацияГосударственно-частное партнерство является одним из действенных механиз- мов реализации задач общественного развития. В монографии раскрывается дейст- вие этого механизма в образовательной сфере. Предложены к изучению формы и методы реализации ГЧП в образовании, финансовые и психолого-педагогические аспекты этого процесса. Особое место занимает оценка практического опыта функ- ционирования ГЧП на примере научно-образовательного кластера РТ в сфере тор- говли, индустрии гостеприимства, сервиса и услуг, ведущим вузом которого являет- ся частное образовательное учреждение ВПО «Институт экономики, управления и права» (г. Казань). Монография будет интересна к изучению студентам экономических специаль- ностей, научным работникам и всем интересующимся вопросами развития ГЧП в образовании
ISBN978-5-8399-0410-1
УДК338.2:37
ББК 65.290.2+74.0
Государственно-частное партнерство в образовании: сущность, тенденции, социальная ответственность / ред. В.Г. Тимирясова .— Казань : Познание, 2013 .— 232 с. — ISBN 978-5-8399-0410-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/208343 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Институт экономики, управления и права (г. Казань) ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ОБРАЗОВАНИИ: сущность, тенденции, социальная ответственность Под редакцией профессора В.Г. Тимирясова Казань Познание 2013 УДК 338.2:37 ББК 65.290.2+74.0 Г72 Печатается по решению редакционно-издательского совета Института экономики, управления и права (г. Казань) Руководитель авторского коллектива – В.Г. Тимирясов Научные редакторы: доктор экономики, профессор В.Г. Тимирясов; доктор экономических наук, профессор В.А. Мальгин; кандидат экономических наук, доцент Г.Т. Гафурова Рецензенты: доктор экономических наук, профессор Т.А. Шарифуллина; доктор экономических наук, профессор Л.Б. Шабанова Авторский коллектив: д-р экон. наук, проф. <...> С.Н. Люлькин (2.4) Г72 Государственно-частное партнерство в образовании: сущность, тенденции, социальная ответственность / В.А. Мальгин, А.В. Скоробогатов, <...> В монографии раскрывается действие этого механизма в образовательной сфере. <...> Предложены к изучению формы и методы реализации ГЧП в образовании, финансовые и психолого-педагогические аспекты этого процесса. <...> В связи с этим огромный интерес представляет изучение опыта частного образовательного учреждения ВПО «Институт экономики, управления и права (г. Казань)», входящего в качестве ведущего вуза в Научно-образовательный кластер в сфере торговли, индустрии гостеприимства, сервиса и услуг Республики Татарстан. <...> В данной монографии отражены основные результаты научного исследования опыта функционирования государственно-частного партнерства в сфере образования, затрагивающие основные формы и механизмы взаимодействия, организацию системы финансирования деятельности участников в рамках партнерства, правовые и психологические аспекты. <...> Отношения собственности в системе ГЧП в образовательной сфере���54 <...> Формирование научно-образовательных кластеров как важнейших механизмов государственно-частного партнерства и реформирования системы <...>
Государственно-частное_партнерство_в_образовании_сущность,_тенденции,_социальная_ответственность.pdf
Институт экономики, управления и права (г. Казань) ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ОБРАЗОВАНИИ: сущность, тенденции, социальная ответственность Под редакцией профессора В.Г. Тимирясова Казань Познание 2013
Стр.1
УДК 338.2:37 ББК 65.290.2+74.0 Г72 Печатается по решению редакционно-издательского совета Института экономики, управления и права (г. Казань) Руководитель авторского коллектива – В.Г. Тимирясов Научные редакторы: доктор экономики, профессор В.Г. Тимирясов; доктор экономических наук, профессор В.А. Мальгин; кандидат экономических наук, доцент Г.Т. Гафурова Рецензенты: доктор экономических наук, профессор Т.А. Шарифуллина; доктор экономических наук, профессор Л.Б. Шабанова Авторский коллектив: д-р экон. наук, проф. В.А. Мальгин (1.1, 1.2); д-р ист. наук, проф. А.В. Скоробогатов (1.3); д-р экон. наук, проф. Т.В. Крамин (4.1, 4.3); д-р экон. наук, проф. С.В. Мокичев (2.1, 2.2); канд. экон. наук, доцент А.В. Тимирясова (4 глава); канд. экон. наук, доцент Р.И. Хикматов (4.1); канд. экон. наук, доцент Г.Т. Гафурова (3 глава); канд. экон. наук, доцент Э.Р. Киямова (2.3); канд. пед. наук, ст. преп. Ф.А. Саглам (5 глава); ст. преп. Р.И. Сайфуллин (6 глава); ст. преп. С.Н. Люлькин (2.4) Г72 Государственно-частное партнерство в образовании: сущность, тенденции, социальная ответственность / В.А. Мальгин, А.В. Скоробогатов, Т.В. Крамин и др.; под ред. В.Г. Тимирясова. – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. – 232 с. ISBN 978-5-8399-0410-1 Государственно-частное партнерство является одним из действенных механизмов реализации задач общественного развития. В монографии раскрывается действие этого механизма в образовательной сфере. Предложены к изучению формы и методы реализации ГЧП в образовании, финансовые и психолого-педагогические аспекты этого процесса. Особое место занимает оценка практического опыта функционирования ГЧП на примере научно-образовательного кластера РТ в сфере торговли, индустрии гостеприимства, сервиса и услуг, ведущим вузом которого является частное образовательное учреждение ВПО «Институт экономики, управления и права» (г. Казань). Монография будет интересна к изучению студентам экономических специальностей, научным работникам и всем интересующимся вопросами развития ГЧП в образовании. УДК 338.2:37 ББК 65.290.2+74.0 ISBN 978-5-8399-0410-1 © Институт экономики, управления и права (г. Казань), 2013 © Коллектив авторов, 2013
Стр.2
Предисловие Светлой памяти моего учителя и наставника, доктора экономических наук, профессора Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Ильина Сергея Сергеевича Роль высшего профессионального образования особенно возрастает в период становления экономики знаний, стремительного развития технологий и роста потребности в новых умениях и квалификациях. Поэтому так важно для эффективного функционирования экономической системы объединить усилия государства, бизнеса, образования. В связи с этим огромный интерес представляет изучение опыта частного образовательного учреждения ВПО «Институт экономики, управления и права (г. Казань)», входящего в качестве ведущего вуза в Научно-образовательный кластер в сфере торговли, индустрии гостеприимства, сервиса и услуг Республики Татарстан. Участие института в кластере позволяет решить такие задачи, как поиск и создание новых технологий и форм обучения; укрепление материально-технической базы образовательных учреждений; обеспечение качественного образования при оптимальном расходовании бюджетных средств; создание условий для развития вузовской науки. Этому способствует ориентация вуза на разработку наиболее приоритетных направлений научных исследований в области экономики, юриспруденции и психологии, ключевыми среди которых являются эффективное противодействие коррупции и экстремизму, преодоление социальных конфликтов и развитие толерантности в современном российском обществе. Особое место в научных исследованиях занимает проблема повышения эффективности хозяйствования и обеспечения устойчивого экономического роста на базе новейших технологий. В данной монографии отражены основные результаты научного исследования опыта функционирования государственно-частного партнерства в сфере образования, затрагивающие основные формы и механизмы взаимодействия, организацию системы финансирования деятельности участников в рамках партнерства, правовые и психологические аспекты. Думается, данная работа будет полезна не только ученым, но и потенциальным участникам партнерств, создаваемых в сфере образования. В.Г. Тимирясов, ректор Института экономики, управления и права, профессор
Стр.3
оглавление Введение ....................................................................................................................6 Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОлОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТы фОРМИРОВАНИя И РАЗВИТИя ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ОБРАЗОВАНИИ ........................................................................8 1.1. Государственно-частное партнерство как эффективный инструмент формирования национальной инновационной системы ............8 1.2. Экономическое содержание и особенности ГЧП в образовании ..........25 1.3. Генезис государственно-частного партнерства в российском образовании ................................................................................35 Глава 2. МЕСТО И РОль СОБСТВЕННОСТИ В СТАНОВлЕНИИ И РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ОБРАЗОВАНИИ .......................................................................................................54 2.1. Отношения собственности в системе ГЧП в образовательной сфере ...54 2.2. Механизм взаимодействия государства и бизнеса в сфере образования ..........................................................................................73 2.3. Основные организационно-правовые формы ГЧП в образовании ........85 2.4. Нормативно-правовое регулирование государственно-частного партнерства в образовательной сфере .............................................................95 Глава 3. ОРГАНИЗАцИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТы РЕАлИЗАцИИ ГЧП В ОБРАЗОВАНИИ.........................................112 3.1. Развитие ГЧП в образовании на основе кластерного подхода .............112 3.2. финансовый механизм участия государства в ГЧП в сфере образования ........................................................................................120
Стр.4
оглавление 5 3.3. Корпоративное финансирование образовательной деятельности в системе ГЧП в образовании .........................................................................130 3.4. Образовательное кредитование как механизм ГЧП ..............................143 Глава 4. РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ОБРАЗОВАТЕльНОй СИСТЕМЕ РОССИйСКИх РЕГИОНОВ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБлИКИ ТАТАРСТАН .....................................................152 4.1. формирование научно-образовательных кластеров как важнейших механизмов государственно-частного партнерства и реформирования системы образования Республики Татарстан ...............152 4.2. Предпосылки создания и особенности функционирования научно-образовательного кластера в сфере торговли, индустрии гостеприимства, сервиса и услуг Республики Татарстан ............................168 4.3. Проблемы и перспективы развития функционального сегмента научно-образовательного кластера в сфере торговли, индустрии гостеприимства, сервиса и услуг Республики Татарстан на базе Института экономики, управления и права (г. Казань). ..................185 Глава 5. ПСИхОлОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОжДЕНИЕ РАЗВИТИя лИЧНОСТИ ОБУЧАющЕГОСя В УСлОВИях ГЧП ...............201 Глава 6. ОБЗОР ЗАРУБЕжНОГО ОПыТА ОРГАНИЗАцИИ ГЧП В ОБРАЗОВАНИИ ................................................................................................211 Заключение ........................................................................................................... 220 Библиографический список ...............................................................................221
Стр.5
введение В условиях формирования инновационной экономики существенно возрастает значение сферы образования для социально-экономического развития страны. Неслучайно, что последние в годы активно развивается государственно-частное партнерство (ГЧП) в области образования. В качестве стратегического направления, способного оказать позитивное влияние на качество экономического роста, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Рф на период до 2020 г. отмечается развитие сектора социальных услуг на принципах государственно-частного партнерства. Сюда относится и образование. Важнейшей причиной этого является необходимость активного взаимодействия государства и бизнеса в реализации масштабных программ и проектов, направленных на решение актуальных проблем повышения качества образования, подготовки высококвалифицированных кадров в стране. В монографии рассматриваются теоретико-методологические основы формирования государственно-частного партнерства в инновационном развитии образования, исследуются его особенности, отражается место и роль отношений собственности в становлении и развитии ГЧП в образовательной сфере. Авторами исследуются новые формы и тенденции взаимодействия государства и бизнеса в сфере образовательной деятельности, а также роль институциональных преобразований в реализации этого процесса. Необходимо отметить, что данные проблемы пока мало изучены в отечественной науке и по ним недостаточно научных публикаций, адаптированных к российским реалиям. Особый интерес вызывает глава, посвященная организационно-экономическим проблемам реализации государственно-частного
Стр.6
введение 7 партнерства в образовании. Исследуя большое количество источников – как отечественных, так и зарубежных – касающихся развития ГЧП в сфере образования, опираясь на большой статистический материал, авторы анализируют такие важные проблемы, как развитие ГЧП в образовании на основе кластерного подхода, финансовый механизм участия государства в ГЧП в сфере образовательной деятельности, образовательное кредитование как инструмент ГЧП и др. Содержательный и интересный материал представлен в четвертой главе монографии, где анализируются процессы развития ГЧП в Татарстане. Авторами данные тенденции рассмотрены на примере научно-образовательного кластера в сфере торговли, индустрии гостеприимства, сервиса и услуг. Значительное место в исследовании развития ГЧП в образовательной сфере в Республике Татарстан уделено практическим вопросам реализации кластерного подхода, а также оценке фактических плановых результатов работы рассматриваемого кластера в повышении качества образовательных услуг, а также экономического эффекта для частного образовательного учреждения, являющегося головным вузом кластера. Разумеется, в монографии есть отдельные моменты, которые можно воспринимать как излишне эмоциональные, отражающие сугубо авторскую точку зрения, однако нельзя не отметить, что в доказательстве определенных положений авторы старались проявить четкую обоснованность и логическую последовательность. Представленная монография характеризуется достаточно простой и доступной формой изложения и, на наш взгляд, будет полезна студентам, аспирантам и специалистам, интересующимся данной проблемой. В то же время, знакомство с книгой будет стимулировать интерес в исследуемой проблеме, а также поиск новых подходов к ее решению.
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.