Институт экономики, управления и права (г. Казань)
Научно-образовательный кластер в сфере торговли,
индустрии гостеприимства, сервиса и услуг Республики Татарстан
С.Г. ДемчеНКо, И.С. КабИРов
ПРоблемы И ПеРСПеКТИвы
РазвИТИя РеГИоНальНоГо ТуРИзма
в РоССИИ
Казань
Познание
2011
Стр.1
УДК 338.48
ББК 65.433
Д31
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Института экономики, управления и права (г. Казань)
Председатель Совета профессор В.Г. Тимирясов
Рецензенты:
д-р экономических наук, профессор А.П. Мищенко;
д-р экономических наук, профессор А.Н. Полухина
Демченко, С.Г.
Д31 Проблемы и перспективы развития регионального туризма в России /
С.Г. Демченко, И.С. Кабиров. – Казань: Изд-во «Познание» Института
экономики, управления и права, 2011. – 192 с.
ISBN 978-5-8399-0369-2
в монографии рассматриваются актуальные проблемы развития въездного туризма в
Российской Федерации и Республике Татарстан как одного из факторов мультипликативного
воздействия на экономику.
Разработан механизм формирования потенциала въездного туризма, основанный на
экономических и социальных интересах граждан, бизнеса и государства, представляющий
собой совокупность действий по сохранению, использованию, поддержанию, развитию
ресурсов территории с целью увеличения въездного туристского потока. Предложен комплекс
инновационных мероприятий для повышения потенциала въездного туризма республики,
включая открытие регионального представительства ЮНвТо и информационной
базы в виде специальных «i»-центров, организацию туристского кластера и туристского
Интернет-сайта с применением технологии on-line, внедрение сателлитных счетов в системе
статистического учета туристской деятельности Республики Татарстан.
Для практических работников, аспирантов, студентов, преподавателей. может быть
использована органами власти при выработке концепций и программ развития туризма.
в подготовке монографии активное участие принимала старший преподаватель кафедры
экономики и маркетинга мурысина мария леонидовна.
уДК 338.48
ббК 65.433
ISBN 978-5-8399-0369-2
© Институт экономики, управления
и права (г. Казань), 2011
© Демченко С.Г., Кабиров И.С., 2011
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ................................................................................................ 4
Введение ....................................................................................................... 6
1. Теоретический аспект формирования рынка туристских услуг ..9
1.1. Социально-экономическое содержание понятия «туризм» .....9
1.2. Роль туризма в экономике страны (региона) ........................... 23
1.3. место въездного туризма в туристской индустрии ................ 32
2. Тенденции развития въездного туризма в условиях
нестабильной экономики ....................................................................... 51
2.1. Исследование международных аспектов въездного
туризма ................................................................................................51
2.2. въездной и выездной туризм в Российской Федерации ........ 72
2.3. Состояние въездного туризма в Республике Татарстан ........100
3. Основные направления развития въездного туризма ................ 122
3.1. механизм формирования потенциала въездного туризма ... 122
3.2. Инновационные мероприятия по развитию въездного
туризма ............................................................................................ 140
3.3. методика оценки косвенного влияния въездного туризма
на экономическую сферу ............................................................... 155
Заключение .............................................................................................. 168
Список использованной литературы ................................................. 174
Приложения ............................................................................................ 188
3
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Туризм является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей
сферы услуг во всем мире. особенно в конце ��
�� века, когда усускорился
процесс экономической глобализации, произошло значительное
повышение жизненного уровня населения развитых стран, увеличились
темпы строительства новых транспортных систем, возникли инновационные
средства связи, стало возможным передвижение огромных масс
населения по всему земному шару.
Сегодня на сферу туризма приходится около 10% мирового вНП
и его доля будет бесспорно увеличиваться. во многих странах западной
европы поступления в государственный бюджет от туризма составляют
40–60%. По данным вТо, в 85 странах мира туризм является одним из
пяти основных источников дохода.
в СССР в силу «железного занавеса», низкого жизненного уровня,
отсталой транспортной системы туризм был слабо развит.
в настоящее время в России предпринимаются меры по ускорению
развития внутреннего и внешнего туризма. особенно следует обратить
внимание на въездной туризм, так как мы здесь обладаем огромным потенциалом.
Россия занимает первое место в мире по территориальному
пространству, обладает уникальными природными условиями и богатым
историко-культурным наследием. На сегодняшний день в России
для массового туризма используется лишь 1/10 часть ее территории.
в Татарстане в целях развития туризма разработаны специальные
программы: Программа развития сферы туризма Спасского муниципального
района и г. болгар на 2011–2016 гг. (булгар, биляр); Программа
развития сферы туризма зеленодольского муниципального района и
острова-града Свияжск на 2011–2016 гг.; Комплексный инвестиционный
план развития ПГТ «Камские Поляны»; Программа развития туризма
елабужского муниципального района 2009–2016 гг.
все это требует увеличения инвестиций в сферу туризма и ускоренной
подготовки квалифицированных кадров. особенно требуется
усилить подготовку необходимых специалистов в связи с предстоящей
��VII всемирной летней универсиадой 2013 г. в Казани.
в Институте экономики, управления и права подготовка специалистов
высшей категории в области сервиса, гостеприимства и туризма
началась около 10 лет назад. Постановлением Кабинета министров Рес4
Стр.4
публики Татарстан Институт вошел в научно-образовательный кластер
в сфере торговли, индустрии гостеприимства, сервиса и услуг РТ.
в России впервые в практике высшей школы начинается эксперимент
частного-государственного партнерства в области подготовки
специалистов. в кластер вошло большое количество профессиональных
технических училищ НПо, СПо и колледжей по всей Республике Татарстан.
Эксперимент взял успешный старт, продолжает стремительно
развиваться и мы ждем большого социально-экономического эффекта
от частного-государственного предпринимательства в этой сфере.
Ректор Института экономики,
управления и права (г. Казань),
профессор В.Г. Тимирясов
5
Стр.5
ВВЕДЕНИЕ
Туризм прочно вошел в жизнь многих людей как важное социально-экономическое
явление, значительно влияющее на мировую экономику
многих стран и регионов. он является одной из наиболее динамично
развивающихся сфер российской экономики, с каждым годом
усиливается его международное значение. Туризм – феномен �� века,��
и эта черта обусловлена его уникальной спецификой, функциями и особой
ролью в социально-экономическом развитии общества в целом.
Современное представление о туризме, безусловно, является различным
для каждого человека. многие из нас под туризмом понимают свое:
для одних – это отдых, развлечение; для других – здоровье, спорт; для третьих
– познание, культура; для четвертых – экономика, доход и т.д.
вклад туристской индустрии в экономику страны (региона) и его
влияние на социальную составляющую жизнедеятельности населения
требуют системного и научного подхода к изучению такого сложного
явления, как «туризм».
бесспорно, туризм играет значимую роль в формировании валового
внутреннего продукта, в обеспечении уровня занятости населения, в
пополнении бюджета различных уровней, содействует развитию смежных
отраслей (сфер) и способствует укреплению многообразных связей
(экономических, политических, социальных, культурных и других)
между странами (регионами). Существующие экономические, политические
и социальные процессы, произошедшие в мире в конце �� века,��
изменили общество, которое стало более мобильным и демократическим
в различных отношениях. Туризм в этих условиях стал массовым
явлением, рассчитанным на самый разный контингент.
особенных успехов туризм достиг в последние 30 лет, когда число
международных туристов возросло в 3,8 раза, а приносимые им валютные
доходы увеличились в 25 раз. На сферу туризма приходится порядка
7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 12% мировых
потребительских расходов. он оказывает влияние и на целый ряд отраслей
(торговлю, общественное питание, строительство, транспорт,
производство товаров народного потребления и др.), являясь при этом
катализатором социально-экономического развития многих стран (регионов)
мира.
в условиях мирового финансово-экономического кризиса туризм
выполняет важную задачу в решении социальных проблем, стимулируя
6
Стр.6
создание дополнительных рабочих мест и повышение качества жизни
населения. По данным международной организации труда, каждое рабочее
место в туристской индустрии приводит к появлению в среднем
1,5 рабочего места в смежных отраслях (сферах). осознавая важность
такого явления, как туризм, многие страны мира вкладывают значительные
средства в развитие туристской инфраструктуры и в продвижение
национального туристского продукта.
По оценкам всемирной туристской организации, в период 1990–
2007 гг. объем доходов от международного туризма вырос с 264,0 до
856,0 млрд долл. СШа. На его долю приходится 3,2% мирового валового
продукта, а с учетом сопутствующих отраслей – 9,4% мирового ввП,
а также 7,6% работающего населения планеты.
Российская Федерация располагает огромным туристским потенциалом
для развития въездного туризма. Природное и культурно-историческое
наследие позволяет развивать в нашей стране различные виды
туризма, такие, как культурно-познавательный, деловой, рекреационный,
спортивный, экстремальный, лечебно-оздоровительный, религиозный,
экологический, сельский и т.д. По прогнозу ЮНвТо, Россия при
соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры способна
принимать до 40 млн иностранных туристов в год, а к 2020 г. может
войти в первую десятку стран – лидеров въездного туризма.
еще недавно туризм в Российской Федерации развивался невысокими
темпами в силу несовершенной инфраструктуры и отсутствия
поддержки со стороны государства. Поток иностранных туристов был
намного меньше, чем сегодня. в 2009 г. нашу страну посетило 21,3 млн
человек, из них с целью туризма – 2,1 млн человек. в первом квартале
2010 г. в Россию в качестве туристов прибыло 187 тыс. иностранцев,
за аналогичный период 2009 г. в нашей стране в качестве туристов побывало
185 тыс. человек.
По данным Ростуризма, доля туризма в ввП страны в 2009 г. составила
2,5%. Доля дохода туризма в ввП с учетом мультипликативного
эффекта достигла 6,3%. в 2009 г. число рабочих мест в туризме увеличилось
на 3%, а общее количество средств размещения выросло на 9,6%.
Для формирования конкурентоспособного туристского продукта в
Российской Федерации немаловажное значение имеет развитие межрегионального
сотрудничества. Районы, в которых сфера туризма является
перспективным направлением, могут образовывать единое туристское
пространство для привлечения туристов.
7
Стр.7
в современных условиях туристский потенциал нашей страны используется
далеко не в полной мере. основными факторами, сдерживающими
его развитие, являются: недостаточное продвижение национального
туристского продукта на мировых рынках, неразвитая туристская
инфраструктура, несовершенство действующей нормативно-правовой
базы в сфере туризма, отсутствие благоприятных условий для инвестиций,
невысокое качество обслуживания туристов, рост транспортных
тарифов и стоимости гостиничных услуг и ряд других.
в развитии въездного туризма Россия существенно отстает от
многих зарубежных стран. Эксперты всемирного экономического форума
в Давосе определили максимально привлекательные для развития
туризма страны в 2009 г. Россия заняла среди 133 стран 59-е место по
конкурентоспособности туристского сектора экономики, по качеству
дорог – 104-е, по числу мест в гостиницах – 85, по ценовой доступности
размещения в них – 115-е, по открытости для туризма – 108-е, по
эффективности маркетинговой политики и брендинга в туризме – 122-е,
по отношению местного населения к иностранцам – 123-е, по расходам
на развитие туристского сектора – 83-е место.
Сегодня для изменения сложившейся ситуации в сфере туризма
необходимо государственное участие. Поэтому приоритетной задачей
государственной политики должно стать развитие въездного туризма.
в связи с этим необходимы как популяризация туристских возможностей
(территории) нашей страны, так и ее активное продвижение за
рубежом.
в условиях нестабильной экономики для достижения целей государственной
политики необходимы новые инструменты в сфере туризма.
Такими инструментами, по нашему мнению, являются государственночастное
партнерство и федеральные (целевые) программы, которые, в
свою очередь, сформируют базу для развития малого и среднего бизнеса,
рост поступлений в бюджеты всех уровней, создание новых рабочих
мест, привлечение инвестиций, развитие смежных отраслей (сфер).
вышеизложенное определяет, что на современном этапе въездной
туризм приобретает статус одного из стратегических направлений социально-экономического
развития Российской Федерации.
8
Стр.8